Упражнения, вырабатывающие у детей внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения - Дисграфия и дислексия - Кабинет логопеда - Каталог статей - Дефектология для вас
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 30.03.2017, 09:50 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 92
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Кабинет логопеда » Дисграфия и дислексия

Упражнения, вырабатывающие у детей внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ
ВНИМАНИЕ К СЛОВУ И ЕГО ЧАСТЯМ,
КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ




Чтение под счет учителя или на время
Для урока подбираются слова, словосочетания, небольшие тексты, которые могут быть размещены на классной доске либо карточках. Предлагая детям упражнения подобного типа, учитель должен заранее рассчитать время (ориентируясь на ученика, имеющего среднюю скорость чтения), за которое дети могут правильно выполнить задание. При выполнении чтения под счет педагог предлагает ребятам прочитать слова, словосочетания на счет (раз, два, три и т. д.), при этом учитель вслух производит счет, а дети хором читают задание. Чтение под счет позволяет задавать различный темп чтения для учеников.

Для проведения подобных упражнений особое внимание уделяется чтению:
слов, различающихся одной буквой:
мак — лак — рак — как
(на первых уроках учитель может подчеркнуть или выделить цветным мелом на доске буквы, которыми различаются слова)
  1. кол — пол — вол — гол;
  2. день — пень — тень — лень;
  3. соль — роль — толь — моль — боль;
  4. шапки — тапки — папки — лапки;
  5. лук — лак — люк;
  6. мушка — мышка — мошка;
  7. стол — стал — стул — стыл;
  8. игла — игра — икра;
  9. сыр — сыч — сын;
  10. кот — кит, сын — сон, суп — сук;
  11. дом — дым, шар — жар, лук — луг, мишка — миска;
  12. фокус — фикус, стол — стул, шторы — шпоры;
  13. рама — мама, розы — козы, козы — косы, капля — цапля;
  14. рана — рама, небо — небо, свет — цвет;
  15. уха — ухо, юла — Юля, лиса — Лиза.

слов, различающихся несколькими буквами:
  1. белка — булка — балка — палка — скалка;
  2. стрелка — грелка — тарелка — горелка.
слов, имеющих общую часть:
  1. вода — водный — водяной;
  2. сад — садовый — садовник;
  3. мост — мостик — мостить — мостовая;
  4. мороз — морозец — морозный — заморозить.
слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями:
  1. чистота — частота;
  2. дедушка — девушка (одновременно может отрабатываться орфоэпическая правильность чтения).
По мере освоения учащимися подобных заданий учитель может предложить и более сложный вариант чтения, требующий не только внимания, но и сообразительности детей, например: вода — водный — водяной — водитель.

При выполнении всех перечисленных упражнений следует помнить: после чтения детям обязательно должны быть предложены вопросы.
Например:
  • Чем похожи данные слова?
  • Чем они отличаются?
  • Как изменился смысл слова оттого, что в нем поменялась одна или несколько букв?
Для выработки у детей внимания в период обучения грамоте слова для чтения могут предлагаться парами и соответствовать теме урока. Например, при изучении мягкого знака целесообразно использовать следующие задания:

1.Прочитайте пары слов, определите, чем они отличаются:
  1. угол — уголь, брат — брать, ел — ель;
  2. шест — шесть, хор — хорь, цел — ?;
  3. жар — жарь, стал — сталь, был — ?

2. Найдите сходство и отличие:
  1. горка — горько,
  2. дал — даль,
  3. полка — полька,
  4. редко — редька,
  5. мел — мель,
  6. банка — банька,
  7. зорка — зорька,
  8. ест — лесть.

3. Будьте внимательны.
Прочитайте слова, в некоторых из них забыли поставить мягкий знак. Упражнение выполняется под счет учителя фронтально (хоровое чтение вслух) либо индивидуально (чтение цепочкой).


ЛИСТ, ОКУН, КРИК, КАРАС, СОМ, МОХ, ГУС, ЛЕН, РУЛ, НОЛ, ТИР, ПЫЛ, ВЕС, ДЕН, ШЕЛ, КОН, ЮЛ, ЛОС, УГОЛ, ТРУД, ЛЕН, БОЛ, ТОМ, ПЛОТ.

Прочитайте только те слова, в которых необходим мягкий знак.

4.Найдите схожую часть.
Прочитайте слова, записанные в первой строке. Сравните первое и второе слово, чем они похожи и чем отличаются. Сравните второе и третье слово. Чем они похожи и в чем их отличие? Таким же образом прочитайте и сравните слова во всех строках.


  1. МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК.
  2. МЕДАЛЬ, ПЕДАЛЬ, ДЕТАЛЬ, ДАЛЬ.
  3. ШМЕЛЬ, СМЕЛ, УСПЕЛ.
  4. МЕЛЬ, ЩЕЛЬ, ЦЕЛЬ.
  5.  КЛЕН, ЛЕН, СИЛЕН.
  6.  БОЛЬ, МОЛЬ, РОЛЬ, СОЛЬ.

При знакомстве детей с разделительным мягким знаком:

Найдите сходство и отличие:
  1. солю — солью,
  2. полю — полью,
  3. пылю — пылью,
  4. Коля — колья,
  5. семя — семья,
  6. полет — польет.

При изучении твердого знака:
  1. села — съела,
  2. обедать — объедать,
  3. Семка — съемка,
  4. выезд — въезд.
Особое внимание необходимо уделить чтению слов, громоздких по структуре, которые для облегчения чтения и понимания смысла предварительно делятся на более легкие структуры:

  1. бомба — бомбардир — бомбардировщик;
  2. бодрый — ободрился — приободрился.

Для систематических тренировок детей в правильности чтения может быть использован прием взаимопроверки, во время которого дети работают в парах. Для этого педагогу лучше рассадить учеников так, чтобы учащиеся имели разную скорость чтения. Задание может проводиться  в виде игры «учитель и ученик».

Первый ученик читает 1—2 абзаца текста своему соседу, тот в это время внимательно следит за правильностью чтения и отмечает ошибки, на следующие 1—2 абзаца роли чтецов меняются.


Особый интерес у учащихся начальной школы всегда вызывают задания игрового и занимательного характера.



Чтение слов-перевертышей и предложений-перевертышей (палиндромов)
Для начала предложите ребятам самые простые из них, затем — более ложные, позднее — предложения. Например:

  1. Боб, иди, тут, дед, тот, Ада, Анна, Алла, лакал, топот, шалаш, казак, комок, заказ, летел, наган, доход, довод, тащат.
  2. Дом мод. Бел хлеб. Театр тает. Вижу — жив! Гори, пирог! Олесе весело! А Лиза мазила. Хорошо, шорох. Анна! Барабан на!
  3. Домок, как комод. Коту тащат уток. На доме чемодан. Кит на море ро-мантик. Лазил Дема, мед лизал. Ася, молоко около мяса. У лип Леша нашел пилу. Мокнет Оксана с котенком. Нажал кабан на баклажан. А роза упала на лапу Азора. Ишаку казак сена нес, казаку каши.

В следующих примерах перевертышем является каждое слово, а смысл высказывания тот же.
  1. Тот тут. Авось, сова тут. Алла рвала лавр. Иди искать такси. Иди Макар к ракам. Лев ел волов.

В последнем задании перевертышем является каждая строчка.
Тонет енот,
То не енот,
 То кот.

«Приставьте букву»
В начало слова или в его конец добавьте букву так, чтобы получилось новое слово.
РОЗА (Г)    ПАР (К)    СТО (Г)
ВОЛ (К)    УТКА (Ш)    ОЧКИ (Т)
ОСЫ (К)    КРА (Э)    ВРАГ (О)
КОРЬ (Я)    СТОЛ (Б)    УХА (М)

(Гроза, волк, косы, якорь, парк, шутка, экран, столб, стог, точки, овраг, муха.)

«Замените букву»
В предложенных словах замените одну согласную букву другой так, чтобы получилось новое слово.

НОГТИ, ЛАПКА, ЗУБЫ, КИСКА, ПЕСОК, ГАЛКА, БУЛКА, НОРКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, РАМОЧКА, ПОЛЕНО, ОРЕЛ.
(Когти, папка, шубы, миска, лесок, палка, белка, корка, блин, доска, цвет, мамочка, колено, осел.)

«Фокусники»
Измените слоги в словах и вы, как настоящие фокусники, получите новые слова.

КИРА – РАКИ

КАНАТ –   
МАМА –
ЛЫЖИ –
СОСНА –
НЯНЯ –
МЫШКА –
НОРА –
КАМЫШ –
БАНКА –
БАБА –
ЖИЛЫ –
ДЯДЯ –
ДЫРА –
КАБАН –
 
«Волшебные превращения»
Прочитайте слова по-разному: сначала с ударением на первом слоге, затем — на втором. Чем похожи слова, чем они отличаются? Почему изменился смысл слов?
ХЛОПОК, ЗАМОК, КРУЖКИ, СТРЕЛКИ.

«Спрятанные слова»
Прочитайте следующие слова:
ОРГАН, ЖАРКОЕ, ПРОПАСТЬ, АТЛАС, ГВОЗДИКИ.

Прочитайте их еще раз, изменив ударение. Сколько слов записано? Чем они отличаются?

«Ищем друзей»
Прочитайте слова сначала по столбикам, затем по строкам. Найдите среди них друзей, слова, которые отличаются только одной буквой, только двумя буквами.

КОЗЫ     БОЛЬ     УС     КАШКА
ВОЛ    КОЛПАК     ПЧЕЛКА     ШАР
СТОЛБ     КОШКА     КОРКА     ВКУС
КОЛ    СОЛЬ     ЕЛКА     КОСЫ
КОЧКА     ШАРФ     СТОЛ     ВОЛК

 
Для развития у детей внимания и интереса к чтению можно предложить фольклорные и литературные путаницы (рифмованные загадки, игры в слова и со словами, стихотворения и сказки).

«Рассеянный наборщик»
В этих двух стихотворениях наборщик перепутал строчки (слова, слоги, буквы). Помогите ему разобраться.
 
Старшие братья
Мы вчера своих сестер
Положили на забор,
Потрясли, потом побили,
Будет в доме меньше пыли.


Наш ковер
Мы сегодня наш ковер
Повели гулять во двор,
На качелях покачали
И мороженого дали.

Найдите ошибки наборщика

 
У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов, (голов)

Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.

Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет огромный лук (жук)
С длинными усами.

Поэт окончил строчку,
В конце поставил бочку, (точку)

На глазах у детворы
Крысу красят маляры, (крышу)

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей, (грачей)

Сели в ложку и — айда! (лодку)
По реке туда-сюда.

Врач напомнил дяде Мите:
— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном, (капель)

Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери)
 
Я рубашку сшила шишке, (мишке)
A себе сошью штанишки.
 

«Звуковые близнецы»
Прочитайте стихотворения, найдите в них слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному.
Сережка
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Тут сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
— Отыскалась твоя сережка!
                           ***
На виду честного люда.
Трусит с горки съехать Люда,
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
 
 
Для выработки у детей внимания, как предпосылки правильного чтения, могут быть использованы различные упражнения тренировочного характера, направленные как на предупреждение у учащихся ошибок во время чтения, так и формирование навыка осознанного чтения.

«Слова спрятались»
Перед вами слоги, среди которых спрятались знакомые слова. Попробуйте их найти и записать печатными буквами: слова — в столбик слева, слоги — в столбик справа.

ПРИ, ОРХ, ШЛИ, ДОМ, КРО, МАК, РИС, ФРЕ, ШКА, БЛЕ, ПРЯ, РОТ, СОН, ДЫМ, ФРУ, СЛЕ, ФЛЕ, ЯРП, ПОЛ, ЛОБ, ШУМ, ВЗЯ, СВИ, ACT, РЕВ, САД, ВЕС, РАД, ШТИ, ВСЕ, ПТИ, ОЛТ, КВА, ЖНИ, ВЛЕ, ПОС, КОТ, МЕД, ЛЕД, ЦВЕ.

Работа учащихся может быть организована фронтально (на доске) или в парах: задание выполняется на отдельных листах или в тетрадях, после выполнения задания проводится взаимопроверка или самопроверка выполненной работы.

Чтобы предупредить проблемы детей, связанные с чтением сочетаний согласных, можно  практиковать запись слов, предложений, текстов различным шрифтом.

Прочитайте слова, записанные различным шрифтом:
1.    ДЫмитЬся, оСТРота, ВСТреча, аСТРы.

2.    — Зверек, зверек, куда бежишь?
        Как звать тебя, малышка?
   — Бегу в каМЫШ - каМЫШ - каМЫШ.
       Я — мышКА, мышКА, мышКА.
Категория: Дисграфия и дислексия | Добавил: Melanna (11.01.2010)
Просмотров: 17669 | Комментарии: 5 | Теги: методическая копилка, профилактика дисграфии и дислексии, коррекционные упражнения | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 5
5  
прикольные упражнения.

4  
Большое СПАСИБО!!! Обязательно, из Ваших упражнений сделаю демонстрационный материал и буду использовать его на своих занятиях с детьми по коррекции нарушений чтения и письма.

3  
Для заинтересованных людей всегда приятно работать.

2  
Хорошие упражнения. Спасибо автору за такую кропотливую работу.

1  
Очень интересный материал. Обязательно буду использовать в своей практике. happy

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)
[31.01.2016]
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии во вспомогательной школе

[24.04.2016]
Лечимся луком репчатым (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку при недержании мочи (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку с эпилепсией (домашняя аптека)

[26.10.2015]
Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога (работа с детьми с нарушениями речи)
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz