Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 19:24 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Кабинет логопеда » Дисграфия и дислексия

Упражнения на отчетливое произношение звуков
УПРАЖНЕНИЯ НА ОТЧЕТЛИВОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ

Упражнения данного типа особенно полезны для учащихся первого и второго классов.

Начинать подобную работу следует с артикуляции гласных и согласных, эти буквы пишутся на доске или карточках; в работе используются различные буквенные и слоговые таблицы.
Как только дети в классе познакомятся с несколькими звуками и буквами, начнут учиться читать по слогам, учитель предлагает прочитать:

А   О   У   Ы   И
Б   М   Н   Т    В

Попробуйте совместить эту работу с упражнениями на речевое дыхание и правильное произношение: «Делаем вдох и читаем, отчетливо произнося каждый звук (учитель выполняет задание вместе с детьми, показывая образец артикуляции, упражнения выполняются хором, индивидуально, в парах, по рядам, мальчики — девочки и т. д.)». Таким образом осуществляется чтение и артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Помимо того, детям может быть предложено задание на чтение различного рода сочетаний:

АОУИЭЕ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ и т. д.

3-С-Ж, Щ-Ж-Ш, Ш-Ж-Щ, Б-Д-Т-П, Г-Ж-К-Ш, 3-Ч-С-Щ-М-Ш и др.

Ба — бя,  бо — бе,  бу — бю,  бэ — бе,  бы — би.

За — зя,  зо — зе,  зу — зю,  зэ — зе,  зи — зы.

Фа — фя,  фе — фо,  фу — фю,  фэ — фе,  фи — фы.

Ля — ла,  ло — ле,  лю — лу,  лэ — ле,  лы — ли.

«Играем со звуком»
Сделать глубокий вдох, а на выдохе издать названные педагогом звуки, усиливая или ослабляя их звучание:
  • гудок поезда, который приближается или удаляется: М-М-М-М...;
  • Шум ветра: В-В-В-В...;
  • Жужжание пчелы или жука: Ж-Ж-Ж-Ж ...;
  • Писк летающего комара: 3-3-3-3...;
  • Рычание собаки (большой или маленькой): Р-Р-Р-Р...;
  • Шипение змеи: Ш-Ш-Ш-Ш...;
  • Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-с-с-с...

«Эхо»
Поставить руки рупором ко рту и попробовать изобразить эхо в лесу или горах: «Ay! Ay! Ау!». А теперь один ряд учеников класса будет произносить (читать) слова, а остальные ребята станут эхом, например: за горой — рой, рой, рой; роет землю старый крот — рот, рот, рот и др.

«Звук за мячом»
Учитель, имитируя бросок мяча, посылает детям звук, слог, слово, учащиеся четко произносят (повторяют) задание и бросают его учителю. Варианты проведения игры:
  • бросьте звук, как воздушный шарик;
  • нежно переложите его на мои ладони;
  • поиграйте с ним, как с баскетбольным мячом;
  • игра в теннис и др.
Главное, чтобы в игре дети не забывали про дыхание и правильное произношение.
Замечательным материалом для отработки у учащихся четкого произношения являются чистоговорки, повторение слогов в которых способствует развитию у детей правильного произношения звуков.

My — му — му — молока кому?
Ща — ща — ща — мы несем домой леща.
Ры — ры — ры — полетели комары,
Жа — жа — жа — есть иголки у ежа.

Такие чистоговорки можно придумывать с ребятами на уроке после того, как они поймут принцип их составления.

Pa—pa—pa — было холодно с утра.
Ру — ру — ру — был туман  _____________.
Ры — ры — ры, ры — ры — ры -__________.
Жи — жи —жи, жи — жи — жи  - ________ этажи.
Шо — шо — шо, шо — шо — шо - _________.
Шу — пгу — шу, шу — шу — шу - _________.

Не менее полезны и интересны детям скороговорки, в которых встречаются слова, часто сходные по звучанию, но разные по смыслу, а также повторяющиеся звуки и слоги. При подборе скороговорок для работы с детьми следует придерживаться ряда условий:

  • выбирайте скороговорку со звуками и их сочетаниями, произношение которых вызывает трудности у детей;
  • учитывайте возраст и степень подготовленности детей (есть скороговорки простые и сложные, короткие и достаточно длинные, есть целые «рассказы» из скороговорок);
  • при отборе скороговорок и организации работы с ними не забывайте про развитие речевого дыхания, четкости произношения и памяти учащихся.

Вез на горку Саня за собою сани.

Шел Егор через двор с топором чинить забор.

Шестнадцать шли мышей
И шесть нашли грошей,
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.

Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не поколпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить — дело упустить.

Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскоговорил.

Предложите ребятам читать скороговорки в следующем режиме:
  • глубокий вдох,
  • задержка дыхания
  • и на выдохе прочитать:
«На горе Арарат рвала Варвара виноград».

Если для чтения на уроке (коррекционном занятии) предлагается одновременно несколько скороговорок, то каждая из них должна быть прочитана с добором воздуха (необходима установка для детей):

(Вдох) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
(Вдох) Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп.
(Вдох) Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Систематически привлекая внимание детей к своему дыханию, произношению можно добиться того, что учащиеся смогут на одном дыхании, четко произнося каждый звук, прочитать любое небольшое стихотворение. Например:
(Вдох) Воробушки
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
—    Мы выжили!
—    Мы дожили!
—    Мы живы! Живы мы!    
                          В. Берестов


В работе с чистоговорками и скороговорками можно использовать занимательные упражнения «Разбросанные скороговорки», лото из чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок, в ходе которых ребятам необходимо сначала собрать скороговорку или чистоговорку, а затем правильно ее прочитать.

В разминку перед чтением текстов полезно включать чтение сочетаний гласных и согласных, которые затем могут встретиться детям во время чтения текстов. Особое внимание в работе следует уделить предупреждению трудностей и ошибок в чтении, которые могут сделать учащиеся. Как известно, наибольшие трудности у детей вызывает чтение стечения согласных: СТРА, ВСТРЕ, ОПРЕ, ЗДРЕ, ЕЗДР и др.

Среди типичных ошибок, которые лучше предупредить перед чтением,  можно назвать следующие:
  • молоко, отец, мыло, портфель (прочитайте так, как надо писать, а теперь так, как говорят и читают);
  • что, конечно, скворечник;
  • ошибки, связанные с влиянием на наше произношение белорусского языка: че, ря, ча, стря, ре, ветре; три, щи, рябина, щавель, веревка, плащ; белая береза под моим окном (слова, словосочетания, предложения берутся из текста для чтения на уроке);
  • чтение и правильное произношение окончаний родительного падежа имен прилагательных: родного, зеленого, весеннего, синего цвета, зеленого лета, это страница зеленого цвета и др.
Чтобы предупредить ошибки детей во время чтения для предварительных упражнений используются слова, словосочетания, предложения из текстов, с которыми ученики будут знакомиться на уроке или специально отобранные учителем.
Категория: Дисграфия и дислексия | Добавил: Melanna (24.12.2009)
Просмотров: 15507 | Комментарии: 5 | Теги: речевые разминки, скороговорки, профилактика дисграфии, чистоговорки, профилактика дислексии, коррекционные упражнения | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
5 Нат  
Спасибо за материал.

4 Melanna  
Спасибо за отзывы.

3 Lida  
Спасибо за статьи в этом разделе. За эту в том числе.

2 Melanna  
Спасибо, именно для таких людей как Вы хочется искать все новые и интересные материалы для размещения на сайте! smile

1 NellD57  
Спасибо! Предложу Ваш материал учителям начальных классов, порекомендую Ваш сайт. Вы просто молодцы!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz