Упражнения данного типа особенно полезны для учащихся первого и второго классов.
Начинать подобную работу следует с артикуляции гласных и согласных, эти буквы пишутся на доске или карточках; в работе используются различные буквенные и слоговые таблицы. Как только дети в классе познакомятся с несколькими звуками и буквами, начнут учиться читать по слогам, учитель предлагает прочитать:
А О У Ы И Б М Н Т В
Попробуйте совместить эту работу с упражнениями на речевое дыхание и правильное произношение: «Делаем вдох и читаем, отчетливо произнося каждый звук (учитель выполняет задание вместе с детьми, показывая образец артикуляции, упражнения выполняются хором, индивидуально, в парах, по рядам, мальчики — девочки и т. д.)». Таким образом осуществляется чтение и артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Помимо того, детям может быть предложено задание на чтение различного рода сочетаний:
АОУИЭЕ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ и т. д.
3-С-Ж, Щ-Ж-Ш, Ш-Ж-Щ, Б-Д-Т-П, Г-Ж-К-Ш, 3-Ч-С-Щ-М-Ш и др.
Ба — бя, бо — бе, бу — бю, бэ — бе, бы — би.
За — зя, зо — зе, зу — зю, зэ — зе, зи — зы.
Фа — фя, фе — фо, фу — фю, фэ — фе, фи — фы.
Ля — ла, ло — ле, лю — лу, лэ — ле, лы — ли.
«Играем со звуком»
Сделать глубокий вдох, а на выдохе издать названные педагогом звуки, усиливая или ослабляя их звучание:
гудок поезда, который приближается или удаляется: М-М-М-М...;
Шум ветра: В-В-В-В...;
Жужжание пчелы или жука: Ж-Ж-Ж-Ж ...;
Писк летающего комара: 3-3-3-3...;
Рычание собаки (большой или маленькой): Р-Р-Р-Р...;
Шипение змеи: Ш-Ш-Ш-Ш...;
Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-с-с-с...
«Эхо»
Поставить руки рупором ко рту и попробовать изобразить эхо в лесу или горах: «Ay! Ay! Ау!». А теперь один ряд учеников класса будет произносить (читать) слова, а остальные ребята станут эхом, например: за горой — рой, рой, рой; роет землю старый крот — рот, рот, рот и др.
«Звук за мячом»
Учитель, имитируя бросок мяча, посылает детям звук, слог, слово, учащиеся четко произносят (повторяют) задание и бросают его учителю. Варианты проведения игры:
бросьте звук, как воздушный шарик;
нежно переложите его на мои ладони;
поиграйте с ним, как с баскетбольным мячом;
игра в теннис и др.
Главное, чтобы в игре дети не забывали про дыхание и правильное произношение. Замечательным материалом для отработки у учащихся четкого произношения являются чистоговорки, повторение слогов в которых способствует развитию у детей правильного произношения звуков.
My — му — му — молока кому? Ща — ща — ща — мы несем домой леща. Ры — ры — ры — полетели комары, Жа — жа — жа — есть иголки у ежа.
Такие чистоговорки можно придумывать с ребятами на уроке после того, как они поймут принцип их составления.
Pa—pa—pa — было холодно с утра. Ру — ру — ру — был туман _____________. Ры — ры — ры, ры — ры — ры -__________. Жи — жи —жи, жи — жи — жи - ________ этажи. Шо — шо — шо, шо — шо — шо - _________. Шу — пгу — шу, шу — шу — шу - _________.
Не менее полезны и интересны детям скороговорки, в которых встречаются слова, часто сходные по звучанию, но разные по смыслу, а также повторяющиеся звуки и слоги. При подборе скороговорок для работы с детьми следует придерживаться ряда условий:
выбирайте скороговорку со звуками и их сочетаниями, произношение которых вызывает трудности у детей;
учитывайте возраст и степень подготовленности детей (есть скороговорки простые и сложные, короткие и достаточно длинные, есть целые «рассказы» из скороговорок);
при отборе скороговорок и организации работы с ними не забывайте про развитие речевого дыхания, четкости произношения и памяти учащихся.
Вез на горку Саня за собою сани.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Шестнадцать шли мышей И шесть нашли грошей, А мыши, что поплоше, Шумливо шарят гроши.
Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не поколпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить — дело упустить.
Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскоговорил.
Предложите ребятам читать скороговорки в следующем режиме:
глубокий вдох,
задержка дыхания
и на выдохе прочитать:
«На горе Арарат рвала Варвара виноград».
Если для чтения на уроке (коррекционном занятии) предлагается одновременно несколько скороговорок, то каждая из них должна быть прочитана с добором воздуха (необходима установка для детей):
(Вдох)Шла Саша по шоссе и сосала сушку. (Вдох)Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп. (Вдох)Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
Систематически привлекая внимание детей к своему дыханию, произношению можно добиться того, что учащиеся смогут на одном дыхании, четко произнося каждый звук, прочитать любое небольшое стихотворение. Например: (Вдох) Воробушки О чем поют воробушки В последний день зимы? — Мы выжили! — Мы дожили! — Мы живы! Живы мы! В. Берестов
В работе с чистоговорками и скороговорками можно использовать занимательные упражнения «Разбросанные скороговорки», лото из чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок, в ходе которых ребятам необходимо сначала собрать скороговорку или чистоговорку, а затем правильно ее прочитать.
В разминку перед чтением текстов полезно включать чтение сочетаний гласных и согласных, которые затем могут встретиться детям во время чтения текстов. Особое внимание в работе следует уделить предупреждению трудностей и ошибок в чтении, которые могут сделать учащиеся. Как известно, наибольшие трудности у детей вызывает чтение стечения согласных: СТРА, ВСТРЕ, ОПРЕ, ЗДРЕ, ЕЗДР и др.
Среди типичных ошибок, которые лучше предупредить перед чтением, можно назвать следующие:
молоко, отец, мыло, портфель (прочитайте так, как надо писать, а теперь так, как говорят и читают);
что, конечно, скворечник;
ошибки, связанные с влиянием на наше произношение белорусского языка: че, ря, ча, стря, ре, ветре; три, щи, рябина, щавель, веревка, плащ; белая береза под моим окном (слова, словосочетания, предложения берутся из текста для чтения на уроке);
чтение и правильное произношение окончаний родительного падежа имен прилагательных: родного, зеленого, весеннего, синего цвета, зеленого лета, это страница зеленого цвета и др.
Чтобы предупредить ошибки детей во время чтения для предварительных упражнений используются слова, словосочетания, предложения из текстов, с которыми ученики будут знакомиться на уроке или специально отобранные учителем.