Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.09.2017, 17:30 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Кабинет логопеда » Дисграфия и дислексия

Упражнения для развития у детей правильной осанки, речевого дыхания
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ,
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 

Чтобы научить ребенка правильно говорить и читать вслух, необходимо систематически работать над развитием его речевого дыхания, которое появляется у человека в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. Внимательно понаблюдайте за ребенком, начинающим читать, он может сделать вдох посередине фразы или слова, нарушая целостность восприятия читаемого текста. Это показатель того, что у него не развито (или недостаточно развито) речевое дыхание, а ведь именно от этого во многом зависят и громкость, и чистота, и выразительность речи человека.

Упражнения для развития у детей речевого дыхания следует проводить, начиная с уроков обучения грамоте, лучше всего вначале, как бы готовя ребенка к чтению. Часть таких занятий может быть проведена в круге (около доски или на ковре) в виде разминки перед чтением или во время физкультминуток на уроке. В первом классе такую работу можно проводить фронтально, а в последующие годы обучения — индивидуально (только с теми ребятами, для которых подобные упражнения необходимы), либо до урока, либо в его начале. Начинать лучше с упражнений, связанных с формированием у детей правильной осанки во время чтения.

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Предложите первоклассникам сесть, сутулясь (так, как чаще всего они сидят за партами), и произнести (прочитать) слоги, слова, любую фразу. В качестве материала для чтения могут быть использованы предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки, загадки. Сразу после чтения поинтересуйтесь, комфортно ли дети себя чувствуют, легко ли ям дышать и говорить.

Попросите их как бы приподнять свое тело (плечи, грудь), откинуть его назад и вниз (делайте упражнение вместе с ребятами). Спина при этом становится крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободными и легкими. Снова предложите ребятам произнести (или прочитать) то же задание, узнайте, как сейчас им говорится и дышится, помогите детям сделать вывод: правильное положение тела помогает читать и говорить, а значит, оно должно стать привычным на уроке и в жизни. Обязательно покажите, как надо правильно сидеть во время чтения: ровно, развернув плечи, голову держа прямо перед собой и чуть вниз, при этом подбородок не должен подниматься кверху. Целесообразным является использование на уроках следующих упражнений, многие из которых носят занимательный характер.


Упражнение «Дровосек»
Рекомендуется проводить для снятия мышечного напряжения детей на уроках чтения. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Взять двумя руками топор, поднять его над головой, одновременно легко и глубоко вдохнуть, затем вместе с коротким и полным выдохом через рот сделать быстрый наклон вперед, одновременно опуская руки вниз, т. е. ударяя топором по полену. Чтобы дети выполняли упражнение правильно, необходимо объяснять им важность того, как надо следить за своим дыханием во время его выполнения. На следующем уроке можно предложить ребятам выполнять упражнение, произнося при выдохе и ударе топора восклицания типа: «Ух!», «Раз!» и т. д.

«Освобождение от усталости»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки вверх, глубоко вдохнуть и на вдохе подняться на носки. Затем «бросить» расслабленное тело вниз с восклицанием «Ух!» и, не выпрямляясь, сделать еще три дополнительных пружинящих наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: «Ух! Ух! Ух!». Таким образом, тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.

«Пильщики»
Исходное положение: немного наклоняться вперед. Руками делать движения, как при пилке дров, и проговаривать, следи за своим дыханием:
Мы сейчас бревно распилим: раз, два, раз, два. Будут на зиму дрова, раз, два, раз, два.

«Самолет»
Исходное положение: ноги врозь, руки в стороны. На счет раз делать поворот вправо, два — исходное положение, три — влево, четыре — исходное положение. Во время выполнения движений нужно правильно дышать и проговаривать:
 
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолет


«Насос»
Исходное положение: ноги врозь. Раз — наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища; два — исходное положение; три — наклон вправо, движение вниз левой руки.
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево — раз, вправо — два,
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре (3 раза),
Хорошо мы потрудились.

Упражнения на регулирование речевого дыхания
Выполнение упражнений данного вида поможет детям научиться грамотно «расходовать» воздух при произнесении слова или фразы, неслышно «добирать» его во время паузы, дышать во время чтения легко и естественно, правильно посылать дыхание, находить для него «опору».
Поможет делать правильно вдох и выдох — упражнение, которое может быть выполнено в различных вариантах. Например:
  • вдох через нос- выдох через рот;
  • краткий глубокий вдох — замедленный выдох;
  • медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох и т. д.
Выдыхаем правильно: глубокий вдох и медленный выдох, при котором воздух выходит узкой струей; выдох несколькими равными порциями (толчками); выдох двумя неравными порциями.

«Задерживаем дыхание»
Первый вариант — сделать глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержать дыхание, а на выдохе медленно посчитать от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета (учитель выполняет задание вместе с ребятами, регулируя темп счета).

Второй вариант — встать, распрямив плечи, удерживая голову прямо, одну руку положить на живот, вторую — на грудь (для контроля дыхания). На счет «раз» сделать молча глубокий вдох и задержать дыхание, на счет «два», медленно выдыхая воздух, плавно посчитать вслух от 1 до 5.

Третий вариант — исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. На счет «раз» молча сделать глубокий вдох, «два» — задержать дыхание, «три» — плавно выдохнуть воздух, медленно считая вслух от 1 до 10. Затем повторить упражнение в той же последовательности, считая вслух до 15, в дальнейшем до 20, до 30. Это упражнение в различных вариантах может предлагаться ребятам на протяжении всех лет обучения в начальной школе, главное — периодически изменять задание для детей, усложняя его, а также обращать внимание на то, что считать надо спокойно, ровно, не понижая голоса, чтобы в легких всегда оставался небольшой запас воздуха.

«Не дышать»
Полностью выдохнуть воздух и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить легкие воздухом путем нескольких коротких и активных вдохов.

«Свеча»
Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя легло и удержать его в таком положении до конца выдоха. Упражнение может выполняться с использованием узкой полоски тонкой цветной бумаги, которую ребенку следует держать в руке, близко перед собой и дуть на нее: тогда будет на-глядно видно, насколько ровно ложится пламя свечи.



«Торт именинника»
Представьте себе, что на день рождения вам испекли большой торт со свечками. Наберите в легкие как можно больше воздуха и задуйте свечи по одной или все одновременно.


«Погасите свечу»
Глубоко вдохнуть, задержать дыхание, а затем короткими толчками выдохнуть воздух и загасить пламя свечи: — Фу! Фу! Фу! Фу!

«Паровоз» («Чайник»)
Сделать глубокий вдох через нос, а затем короткими толчками через сомкнутые губы выдохнуть воздух, произнося: «Пффф», «пффф», «пффф».

«Надоедливый комар»
Вытянуть руки перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести их в стороны до отказа. На счет «два» на выдохе произнести звук «з-з-з», медленно и аккуратно соединить руки, чтобы «убить комара», который звенит перед вами. Движения на выдохе делать медленно и спокойно, чтобы не спугнуть комара.

Игра-этюд «Покажи, как»
Покажите, как можно:
  • аккуратно сдуть пылинку со своего рукава, также аккуратно сдуть ее с кончиков пальцев вытянутой руки;
  • задуть одним разом все свечи на дедушкином именинном торте;
  • надуть воображаемый воздушный шарик так, чтобы он не лопнул;
  • сорвать воображаемый одуванчик и аккуратно подуть на него так, чтобы все парашютики разлетелись в разные стороны;
  • выдуть как можно больше мыльных пузырей из воображаемой игрушки, выдуть один большой мыльный пузырь и т. д.;
  • раздуть огонь в потухающем костре;
  • подуть на горячее молоко, чтобы сдуть пенку и т. д.

«Часы»
Исходное положение: стать, слегка расставив ноги и опустив руки вниз. Размахивая прямыми руками вперед и назад, предложите ребятам произносить слова: «Тик-так, тик-так», обращая внимание на свое дыхание. Упражнение по-вторить 10 — 12 раз.

«Трубач»
Упражнение выполняется сидя, при этом кисти рук складываются в виде «трубы». Необходимо сделать глубокий вдох, а затем, плавно выдыхая, вслух имитировать доносящиеся из трубы звуки: «П-ф-ф-ф». Упражнение повторить 4—5 раз.

«Подъем!»
Раннее утро, все спят (дети сидят за партами и изображают «спящее царство»), вдруг просыпается петух (дети встают, ставят ноги врозь, а руки опускают вниз). На счет «раз» петух поднимает крылья (руки в стороны), делает глубокий вдох и, постукивая по бокам, на выдохе громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!». Упражнение повторить 5—6 раз.

«Мы растем»
Упражнение выполняется стоя, ноги вместе, руки вверх. На счет «раз» глубоко вздохнуть, потянуться вверх и встать на носочки; на счет «два» — на выдохе медленно опустить руки, встать на ступни и вслух произнести: «У-х-х-х!». Упражнение повторить 4 —5 раз.

«Каша кипит»
Упражнение выполняется сидя, одну руку положить на живот, вторую — на грудь (для контроля дыхания). На счет «раз» сделать глубокий вдох и втянуть живот, «два» — выдохнуть воздух порциями, коротко произнося: «Ф-ф-ф-ф». Упражнение повторить 3 — 4 раза.

Категория: Дисграфия и дислексия | Добавил: Melanna (21.12.2009)
Просмотров: 9812 | Комментарии: 2 | Теги: речевое дыхание, упражнения, коррекционные упражнения, правильная осанка | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2  
Вы правы на 100%. Спасибо, за Вашу поддержку и интерес.

1  
Спасибо за великолепный материал! Очень рада, что нашла Ваш сайт. Успехов, дорогие коллеги. Мы делаем одно благородное дело-учим правильной речи. Правильнаяречь-правильные мысли (древнее изречение)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[14.08.2017]
Развивающее пособие "Дикие животные"
[07.08.2017]
Т.А.Процко "Ваш ребенок отстает в развитии..." (практические советы родителям)
[07.05.2017]
Педагогическое сопровождение межличностных отношений учащихся младших классов (инклюзивное образование)
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи

[19.05.2017]
Как готовить ребенка к ходьбе
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz