Дисграфия (dysgraphia; греч. δυς- — «сложность с» и греч. graphō — «писать, изображать») — это сложность (или неспособность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Дислексия (греч. δυς- — «сложность с» и греч. λέξις — «слова» или «словарь») — нарушение чтения. Дислексия — это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Для обозначения наиболее тяжелых степеней этих нарушений употребляются термины "аграфия" и "алексия". Алексия (от греч. а — отрицательная частица и lēxis — слово) и аграфия (от греч. а — отрицательная частица и греч. gráphō — пишу) — полная неспособность читать и писать. Письменная и устная речь дисграфика и дислексика отличается от письма и чтения его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Это так называемые специфические ошибки. Некоторые педагоги считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: невнимательностью при письме и чтении, небрежным отношением к работе и т.д. Но на самом деле это не так: в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения. Выделяют 5 форм дисграфии: 1.Артикуляторно-акустическая форма. Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
пропуски букв и слогов;
перестановка букв и (или) слогов;
недописывание слов;
написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
повторение букв и (или) слогов;
контоминация - в одном слове слоги разных слов;
слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
Это наиболеечастовстречающаясяформа дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
4. Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
добавление лишних элементов;
пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
зеркальное написание букв.
В чтении характерны следующие ошибки:
неправильное прочтение букв (замены, смешения);
недочитывание концов слов;
неправильные ударения;
пропуски слова, строки;
недостаточное или даже искаженное понимание читаемого.
Иногда ошибки письменной речи повторяют ошибки устной речи (неправильное звукопроизношение, искажение слов, устные аграмматизмы), иногда же устная речь оказывается правильной или же значительно более правильной, чем письменная. И в чтении и в письме может проявляться трудность слежения за строкой, что ведет к потере строки, недописыванию, недочитыванию слова, строчки, к соскальзыванию с одной строки на другую. К мерам раннейпрофилактики дисграфии (дислексии) относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Уважаемые родители и педагоги! Дисграфия и дислексия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии и дислексии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети с дисграфией и дислексией, нуждаются в специальной дефектологической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию и дислексию значительно легче предупредить, чем устранить.