ЗНАЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
04.12.2010, 00:06
ЗНАЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
Многочисленные институты для обслуживания лиц с физическими и умственными дефектами и государственные законы показывают, что реабилитация лиц, имеющих аномалии в развитии, находятся в сфере внимания всего нашего общества. Однако несмотря на общественный прогресс и значительные достижения медицины в высокоразвитых странах еще имеются глазные заболевания, которые становятся причиной слепоты, а некоторые из них приводят к появлению врожденных форм слепоты или слепоте в раннем возрасте.
Помощь родителям, перед которыми неожиданно встали проблемы воспитания своего слепого ребенка, является глубоко гуманной задачей, которую должны решать с большой ответственностью организации и учреждения, работающие со слепыми.
Передовые и прогрессивно настроенные педагоги и тифлопедагоги указывали на то, что правильное воспитание в раннем возрасте имеет огромное значение для развития личности.
Я.А. Коменский в книге «Материнская школа» писал, что воспитание должно начинаться с первых дней жизни. Советский педагог А.С. Макаренко отмечает, что какой вырастет человек, зависит главным образом от того, что из него сделали к 5-летнему возрасту. Если его не воспитали до 5-летнего возраста, то нужно уже его перевоспитывать.
Психологи, педагоги, врачи и социологи считают, что первые годы жизни ребенка очень важны в становлении личности, его позиции в жизни. Так, советский социолог Кон показал, что ребенок в первые месяцы и годы интенсивно воспринимает и отражает внешний мир. Поэтому особенно большое значение придается семейному воспитанию, где ребенок проводит свои первые годы.
Это нашло отражение в законодательстве нашей страны. Ответственность родителей за воспитание своих детей входит в закон о единой социалистической системе образования, о семейном праве Конституции ГДР. Основным законом ГДР указываются также права родителей, которыми они могут пользоваться при воспитании детей. Так, в Семеном праве есть положения о тесном взаимодействии семьи с общественными и государственными учреждениями, созданными для воспитания и обучения детей.
Во многих государствах, как и в нашей стране, делаются усилия, чтобы способствовать и помогать родителям в воспитании детей.
Такие средства массовой информации как пресса, радио и телевидение посвящают значительное количество своих передач педагогическим проблемам. Имеется также разнообразная литература для родителей. Специальные учреждения создают прекрасные условия для вооружения родителей педагогическими знаниями, как например, академия для родителей ГДР. На основе научных исследований доказана необходимость раннего воспитания для формирования личности нормально развивающегося ребенка и огромную роль в этом семейного воспитания. Намного большая необходимость в этом возникает при появлении на свет слепого ребенка. Зависимость развития ребенка с нарушением зрения от того, какое воспитание он получает в первые годы жизни, еще более тесная. Навыки, которыми он не мог овладеть в раннем дошкольном возрасте, в дальнейшем он приобретает с большим трудом или не овладевает ими даже полностью. Отсутствие зрительного восприятия является сложным и серьезным тяжелым нарушением, которое создает опасность возникновения вторичных отклонений в психическом развитии и замедляет его темп.
Если своевременно не начать формировать компенсаторные процессы, появляются трудности при овладении знаниями, а также в социальном поведении.
Родители слепого ребенка должны проводить значительную работу. Поскольку мать и отец главным образом ухаживают за ребенком в первые годы его жизни, обучают его элементарным бытовым навыкам и дают ему первые знания о жизни, тем самым способствуя становлению самостоятельности социальной зрелости ребенка. Поэтому вся деятельность ребенка в дошкольном возрасте в значительной мере зависит от руководства и воздействия взрослых.
Теория единства и взаимозависимости обучения и развития, разрабатываемая марксистской психологией, показывает, что развитие ребенка осуществляется в процессе его обучения и воспитания (С.А. Рубинштейн). Развитие слепого ребенка также происходит под воздействием обучения и воспитания. Однако воспитательное воздействие на слепого ребенка соответствует особым условиям, в которых он находится из-за нарушения зрения.
Часто родителям слепых детей дают совет вести себя со слепым ребенком как и с нормально видящим. Это правильно лишь отчасти. Там, где он ориентирует родителей на то, чтобы они не проявляли чрезмерное сочувствие и заботу, т.к. непонимание или равнодушие тормозят и искажают развитие ребенка. Поэтому слепого маленького ребенка следует рассматривать как способного овладеть всеми теми умениями и навыками, что и зрячий, и стимулировать его к движению, игре, учению, социальным контактам. Если это усвоено родителями слепых детей, то следует подумать о том, каким образом и с помощью каких специальных тифлопедагогических средств может быть достигнуто нормальное психическое развитие слепого.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы дать родителям представления о том, что одинаковое со зрячими, специфическое имеется в развитии слепого ребенка, и оказать помощь родителям в осуществлении воспитания их детей. Здесь можно выделить 8 основных задач консультации родителей.
1. Необходимо проводить разъяснение об особенностях и условиях развития их слепого ребенка и о перспективах, которые он как слепой гражданин, будет иметь в обществе. Для этого важно создать у родителей позитивное отношение к своему слепому ребенку. Очень часто приходится преодолевать уже сложившиеся негативные позиции и установки родителей, проявляющиеся в том, что родители стесняются или стыдятся своего слепого ребенка, часто необоснованно обвиняют себя в слепоте ребенка, видят в этом наказание и т.д. такая негативная позиция родителей часто приводит к тому, что на ребенка мало обращают внимания, лишают его своей любви и заботы и он растет изолированно, в бедной радостью обстановке. Но часто ребенка окружает чрезмерная забота взрослых. Порой родители не могут примириться с фактом слепоты своего ребенка, а также не могут с этим самостоятельно справиться. Такие родители сами требуют специальной психологической помощи.
2. Важно сообщить родителям знания о развитии нормально видящего ребенка, показать, какого уровня развития могут они достигнуть в обучении и воспитании своего слепого ребенка. Если родители слепого ребенка не имели ранее зрячего ребенка, они не обладают знаниями об этапах развития маленького ребенка, не могут установить, есть ли отклонения в развитии их слепого ребенка, тем более, что не все особенности его развития обусловлены слепотой. Только когда родители знают специфическое влияние слепоты, они в состоянии осуществить правильно воспитание своего ребенка.
3. Необходимо довести до сознания родителей разносторонние возможности воспитания их слепого ребенка. Так, например, они должны знать, что влияние внешнего мира, режим дня, ритм дня, межличностные контакты требуют специально направленных упражнений, чтобы ребенок заинтересовался окружающим его миром, чтобы вырвать его из пассивности, чтобы способствовать всестороннему развитию личности, развитию его восприятий, мышления, речи, моторики и поведения. Хотя общие знания родителей в настоящее время прогрессивны, однако есть еще отдельные взгляды, вроде представлений «придет время, будет свет». Поэтому есть еще необходимость активизировать родителей.
4. С помощью консультирования мать и отец должны научиться применять в семейном воспитании общепедагогические и специальные тифлопедагогические методы. При этом они должны не только знать, «что» применять, но также и «как» это делается. Так, например, они должны узнать, как можно помочь свому слепому ребенку научиться бегать, как можно развивать речь, каким образом применять осязание и слух, что слепой ребенок должен самостоятельно выполнять.
5. С помощью консультаций до сведения родителей должно быть доведено, что не только отец и мать, но также и другие члены семьи, особенно братья и сестры, должны вносить вклад в воспитание и развитие слепого ребенка. Этим самым консультации для родителей становятся семейными консультациями, т.к. часто достаточно одного члена семьи (брата, сестры или родственника), чтобы воздействовать на ребенка или позитивно, или негативно. Братья или сестры должны, если они зрячие, учиться играть со слепым ребенком. Также и слепой ребенок, как и любой зрячий, значительно легче и лучше получает сведения и знания от своего сверстника. Потребность в подражании приводит к тому, что слепой овладевает такими же видами деятельности, которыми владеют другие дети. Родители должны влиять на родственников и соседей, т.к. они считают, что от бедного слепого ребенка слишком многого требуют.
6. Самой важной задачей консультаций для родителей является объяснение родителям слепых детей особых прав, которые они имеют как родители ребенка. Социальные и собесовские мероприятия облегчают родителям их тяжелую задачу по воспитанию, однако довольно часто этого родители не знают. Необходимо рассказать родителям об учреждениях, в которые может вступить их слепой ребенок. Они должны иметь точные представления о специальных дошкольных учреждениях, о школе слепых, об учреждениях, занимающихся профессиональной подготовкой, с тем, чтобы в воспитании своих детей не упустили подготовку к школе и к последующей профессиональной жизни.
7. Особенное практическое значение консультаций для родителей состоит в предоставлении информации о специфических вспомогательных средствах и о том, какие игровые и дидактические материалы подходят для слепого ребенка. Родители знакомятся со всеми специально разработанными для слепых играми и вспомогательными средствами, узнают, где они могут быть приобретены, как их использовать. Литературу, которая может помочь им в занятиях со слепым ребенком, нельзя купить в обычных магазинах, поэтому родители должны получить соответствующую информацию о специальной литературе и возможность использовать ее через консультации для родителей.
8. Первоочередная задача консультаций для родителей состоит в том, чтобы указать им на возможность стать членами Союза слепых и слабовидящих, который защищает интересы слепого ребенка. Контакт с этой организацией и ее членами помогает родителям оптимистически оценить будущее их ребенка. В этом союзе родители познакомятся с людьми, у которых слепые дети. Пример слепого взрослого поможет им правильно воспитывать своего ребенка и обмениваться опытом с членами организации слепых. Вступив в ВОС, они познакомятся также с родителями, у которых те же самые задачи – подготовить ребенка, который не видит, жизни среди видящих.
Для решения этих 8 задач консультаций для родителей необходимо создание особых организационных форм и методов, с тем, чтобы консультация для родителей слепых детей могла проводиться квалифицированно и с высокой эффективностью. Развитие активных форм консультаций родителям позволило сделать значительные успехи в воспитании слепых детей во многих странах. Уже в первые десятилетия общественного образования слепых видные тифлопедагоги указывали на необходимость привлекать и семью в воспитание слепого ребенка, требующего всестороннего влияния.
Указания для родителей слепых детей имеются в различных литературных источниках. К самому известному из них относится напечатанное в 1857 году «Руководство для обращения со слепым ребенком в кругу семьи», директора учреждения для слепых в Дрездене Карлом Августом Георги. К сожалению, в последующие десятилетия эти проблемы не развивались. Тифлопедагоги посвятили свои усилия развитию школьного образования и представители объединений слепых должны были всю свою силу прежде всего тратить на то, чтобы улучшить социальное положение слепых. Таким образом, проблема консультации родителей по настоящему была поставлена после второй мирровой войны и в ГДР, в частности, стимулировалась благодаря демократизации школоведения и формирования социалистической школьной системы, где обеспечивается связь воспитательного воздействия организаций и родителей.
Через три года после основания общества слепых ГДР было издано первое разъяснительное письмо под названием «Слепой и слабовидящий ребенок». Работники общества слепых и родители слепых детей получали в ней хорошую деловую консультацию. Инициатива исходила от общественной организации лиц с нарушениями зрения. Члены общества слепых чувствуют ответственность за воспитание слепых детей и стремятся к оказанию помощи родителям в создании условий в семье для того, чтобы дети с нарушениями зрения могли счастливо и полно жить в обществе.
Совместно с государственными учреждениями и организациями народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, общества слепых и слабовидящих решают задачи в области раннего выявления, устройства в соответствующее учреждение и лечение, а также воспитания и обучения слепых детей. В марте 1973 года было принято решение о создании консультаций. Проведение международного симпозиума по проблемам раннего воспитания является выражением той ответственности, которое взяло на себя общество в ГДР. Во многих странах за последние годы, также как и в ГДР, развивалась система консультаций для родителей.
Статьи о практических вопросах воспитания слепых и слабовидящих детей очень полезны для родителей слепых детей. Публикуемые письма родителей под заголовком «Письмо Луи Брайлю» содержат вопросы, касающиеся воспитания детей с нарушениями зрения. Они являются выражением деятельности Союза немецких тифлопедагогов ФРГ, при котором в 1964 году на Гамбургском конгрессе тифлопедагогов было основано рабочее объединение «Раннее воспитание».
Королевским национальным институтом слепых в Лондоне изданы брошюры для родителей под названием «Обучение слепого ребенка младшего возраста», а Американская ассоциация слепых выпустила брошюру «Ваш ребенок слепой?». Распространение публикаций является важным путем просвещения и консультирования родителей слепых детей. Также публикации отражают многообразные формы и методы, используемые во многих странах. Они дополняют деятельность, которую в социалистических странах выполняют общества слепых. В других странах совместно с организациями слепых публикации и консультации осуществляют педагогические учреждения (Швеция, ФРГ). Это свидетельствует о том, что несмотря на различные организационные формы, раннему воспитанию слепых детей и ответственности родителей придается все большее значение во всех странах. Как уже упоминалось, в 1973 году Центральное Правление приняло решение о консультации родителей детей с нарушениями зрения. На основе этого решения тифлопедагог при ЦП разъяснил основные материалы для консультации родителей и провел консультации для работников районных и окружных организаций с тем, чтобы они в свою очередь могли оказать квалифицированную консультацию родителям. При этом осуществляется тесный контакт с Министерством народного образования и педагогами школ слепых, и достигается прямая помощь и поддержка всем родителям по месту их жительства в воспитании их ребенка.
Хорошо зарекомендовавшая себя форма консультирования представляет собой организованные курсы для родителей. Они проходят 3-4 раза в год, с тем, чтобы ими было охвачено как можно большее число родителей. Родители вместе с детьми на несколько дней собираются и участвуют в докладах и обсуждениях задач и целей воспитания слепых детей, проблем развития слепого ребенка, а также методов и вспомогательных средств для их специального обучения и воспитания.
На этих курсах родители получают многообразную помощь, осуществляется общее и индивидуальное руководство воспитанием. Родители могут рассказать о своих личных проблемах и обменяться опытом с другими родителями. Они имеют возможность сравнить уровень развития своего ребенка с другими и наблюдать поведение ребенка в группе. Одновременно опытные тифлопедагоги демонстрируют современные методы и всевозможные занятия, которые родители могут использовать также в семейном воспитании.
Подобные же цели преследуют также встречи родителей в районах, которые бывают в основном в конце недели. При этом устанавливаются или углубляются контакты между родителями, детьми и работниками обществ слепых и слабовидящих. Полезно также для родителей и детей познакомиться с опытом, хорошо зарекомендовавшим себя в профессиональной и общественной жизни слепыми людьми. В таких встречах часто принимают участие и выступают с докладами педагоги, офтальмологи и социальные работники.
Наряду с общественными мероприятиями имеются также индивидуальные формы помощи в форме посещения слепых детей дома. Для консультанта и родителей очень важно получить представления о конкретной ситуации и домашних условиях жизни, которые могут привести к соответствующим индивидуальным предложениям. При таких посещениях, регулярно организуемых, родителям указывается на успехи в развитии ребенка и подсказываются конкретные педагогические указания, соответствующие уровню развития ребенка. В особо сложных случаях, например, если у ребенка несколько нарушений и значительное отставание в развитии, также домашние посещения проводит консультант при Центральном Правлении общества слепых и слабовидящих.
Консультации родителей не ограничиваются непосредственными контактами. Они осуществляются также в индивидуальной переписке или в публикациях журнала, где наряду с общими статьями по семейному воспитанию уже несколько месяцев существует «Почтовый ящик родителей», который отвечает на индивидуальные вопросы родителей, если эти вопросы могут быть интересны для многих.
Вышло также несколько брошюр из серии «Слепой и слабовидящий ребенок», а также готовится к печати брошюра, касающаяся методики консультации родителей. Существует также постоянная выставка, демонстрирующая игровые и дидактические материалы для слепых.
Общество слепых и слабовидящих детей использует возможности сбора и оценки международного опыта по семейному воспитанию слепого ребенка.
Командировки в другие страны, посещение или проведение международных мероприятий, а также рецензирование зарубежной литературы позволяют информировать родителей о новейших методах и вспомогательных средствах, используемых в воспитании слепых во всем мире.
В результате всех этих мероприятий, консультации родителей Общества слепых и слабовидящих ГДР стало учреждением, которое помогает многим родителям, ищущим совета, оказывает практическую помощь при решении их специальных проблем воспитания. Оно способствует также внедрению в практику научных знаний о раннем воспитании слепых детей, столь важных для развития их личности, появления радости и счастья в семье. Оно обеспечивает условия, которые могут завоевать это счастье.