Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.11.2024, 19:08 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 136
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

Семья слепого (слабовидящего) ребенка, какая она???
18.11.2010, 19:50
                          Семья слепого (слабовидящего) ребенка, какая она???


Рождение ребенка ─ важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но иногда оно становится трагедией для семьи. Это происходит, когда у новорожденного обнаруживается тяжелый физический дефект ─ слепота или слабовидение. Рождение ребенка со зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи, не приносит матери облегчения, которого она ждет к концу беременности. Наоборот, наступает период неопределенности и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребенку, которого ждали. Родители задают вопросы и прежде всего себе: "Почему именно у нас родился такой ребенок?”.

Родители слепого ребенка переживают чувство несправедливости к нему. Оно естественно, хотя о нем редко говорят вслух. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: "Вот если бы мой ребенок видел, сколько б я могла ему дать. Но поскольку он не видит, все, что я делаю, бесполезно”.

В случае, если слепым оказался второй или третий ребенок, подобный вопрос звучит особенно остро: "Почему и за что мы так наказаны? Ведь у нас никого среди близких не было с дефектом зрения”. Одновременно возникают вопросы, от решения которых зависит дальнейшая судьба детей с дефектами зрения: "Как может человек без зрения жить в мире зрячих?”, "Можно ли восстановить зрение моему сыну или дочке?”, "Будет ли наш ребенок веселым, научится ли он играть, бегать?”, "Можно ли нашего ребенка обучить и воспитать, как других детей?” и "Можно ли его развить физически и психически так, чтобы он стал самостоятельной личностью?”

На последние три жизненно важных вопроса можно ответить сразу "да!”. Слепой ребенок может стать веселым и подвижным, получить образование, овладеть профессией, которая принесет ему материальную независимость и самостоятельность. И значительная роль в этом в ранний период жизни слепого или слабовидящего ребенка принадлежит семье.

Первые три года жизни ребенка (как зрячего, так и с дефектом зрения) ─ это период, когда формируется "фундамент” его личности. В дошкольные годы жизни ребенка устанавливается тесная связь между ним и матерью, другими взрослыми членами семьи, которые стимулируют его развитие. Через общение со взрослыми ребенок постигает опыт старших поколений, усваивает навыки познавательной деятельности, которые с трудом постигаются в более поздний период. Особенно важен этот период для ребенка со зрительным дефектом. Он должен приспособиться к познанию мира без зрительного контроля. Это очень трудная задача, и слепой ребенок не может с ней справиться сам. Уже с первых месяцев жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей.

Горе родителей, связанное с рождением ребенка со зрительным дефектом, по-разному влияет на его положение в семье, отношение к нему других членов семьи.

Многие родители убеждены, что, поскольку их ребенок не видит или видит очень плохо, его надо постоянно охранять, оберегать от ушибов и всех случайностей, которые могут возникнуть на жизненном пути. Родители и близкие родственники не позволяют малышу самостоятельно ползать и ходить, брать в руки предметы и манипулировать ими. Так, мама Кости М. старалась уберечь его в первые годы жизни от всевозможных ушибов при соприкосновении с окружающими предметами, запрещала мальчику осматривать предметы руками. В результате познавательная активность у него развивалась по пути ложной компенсации: Костя знакомился с предметами с помощью рта и языка, как это делают дети на первом году жизни.

Потребовалось усилие со стороны тифлопедагогов и мамы, чтобы преодолеть сложившийся стереотип к познанию окружающего мира и научить ребенка активно использовать осязание, слух и другие сохранные органы чувств во всех видах познавательной деятельности.

В таких семьях мать, отец, бабушка или дедушка стремятся выполнить за ребенка все, даже те действия, которые вполне ему доступны. Малыш постоянно слышит: "Ой, осторожно!”, "Мамочка тебе подаст, сделает сама” и т. д. Через какой-то промежуток времени малыш убеждается в том, что окружающий мир является чем-то страшным и опасным. Мама довольна, когда он тихо сидит в кроватке или манеже и качается из стороны в сторону. Любое его желание мгновенно выполняется окружающими. Свою роль родители этой группы видят в "служении несчастному ребенку”, а затем и подростку, и взрослому. Такая позиция значительно осложняет развитие ребенка с дефектом зрения, обусловливает формирование отрицательных качеств личности (эгоцентризм, апатичность, безволие), не способствует воспитанию у него познавательной активности.

Другая группа родителей негативно относится к слепому или слабовидящему малышу. Они стесняются и даже стыдятся своего ребенка, стараются скрыть его дефект от окружающих. В результате усугубляется изоляция ребенка от мира нормально видящих людей. Часто родители обвиняют себя или друг друга в рождении ребенка с тяжелыми физическими недостатками и несчастными считают себя, а не ребенка. Они лишают его своей любви и заботы, искусственно изолируют от других детей и близких. Свою задачу видят лишь в том, чтобы обеспечить ребенку необходимую помощь для поддержания жизни, не верят в его возможность стать развитой личностью. Неподготовленность родителей всем предыдущим опытом жизни к воспитанию слепого ребенка приводит к тому, что большинство из них воспринимают зрительный дефект малыша односторонне, как болезнь. Это правильно лишь отчасти. Если исходить из того, что зрительный дефект ─ это болезнь, то приходится признать, что главная задача родителей состоит в "лечении” болезни ребенка.

Наш опыт общения с родителями слепых детей показывает, что некоторые из них тратят годы на то, чтобы, надеясь на чудеса медицины и экстрасенсов, "вернуть” ребенку несуществующее зрение. Упускается благоприятный возрастной период в развитии слепого малыша, для которого слепота ─ состояние, а не болезнь. Кроме медицинского аспекта, зрительный дефект ребенка должен рассматриваться родителями как психолого-педагогическая проблема.

Встречается и третья группа родителей, которая не признает факта тяжелого зрительного дефекта ребенка. Они готовы поверить тому, что зрительный дефект автоматически стимулирует интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, его музыкальные способности. Свою задачу родители видят в создании условий и предпосылок для одностороннего развития психических процессов и способностей.

Несколько лет тому назад в одну из школ слепых поступила девочка из семьи музыкантов. Она значительно отставала в физическом, психическом и интеллектуальном развитии от других детей. Но при этом любила и умела слушать серьезную музыку, воспроизводить голосом части произведений Чайковского, Моцарта и др. Вся забота родителей сводилась к тому, что они вкусно кормили девочку, держали шесть лет в кровати и по нескольку часов в день проигрывали кассеты и пластинки с записями музыкальных произведений. Девочка оказалась не подготовленной к общению в коллективе сверстников, обучению, активному познанию окружающего мира. Уровень притязаний родителей этой группы не соответствует уровню возможностей их детей. В результате на определенном этапе жизни (как правило, в подростковом возрасте) у незрячих детей возникают стрессовые ситуации, нервные срывы, так как они осознают, что не только не превзошли своих сверстников, но и значительно отстают в развитии.

Анализ жизни семей, где растут и воспитываются дети с дефектами зрения, показывает, что, несмотря на различные позиции, есть нечто общее, характерное во взглядах родителей всех групп: слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Оно проявляется в сентиментальном детоцентризме, который приводит впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Но это не вина, а беда родителей детей с тяжелыми зрительными дефектами. Ни мать, ни отец в своем подавляющем большинстве не готовятся опытом всей предыдущей жизни к адекватному отношению к слепому ребенку, не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Для них слепой ребенок ─ "сплошной вопросительный знак”. Даже те родители, которые проявляют активность в получении необходимой информации о развитии ребенка со зрительным дефектом, не знают, к кому следует обратиться за помощью, где получить методическую литературу.

Большую заинтересованность в просвещении родителей слепых и слабовидящих детей проявляют общества слепых нашей страны, Санкт-Петербургская ассоциация родителей детей-инвалидов по зрению. Издательство "Просвещение” в последние годы выпустило несколько сборников и методических пособий по воспитанию слепого и слабовидящего ребенка в семье. Но издаваемая в стране литература для родителей детей с дефектами зрения имеется в ограниченном количестве и мало доступна тем, кто в ней остро нуждается. Трудности, с которыми встречаются родители, особенно маленьких слепых и слабовидящих детей, обусловливают необходимость издания библиотечки по их воспитанию.

Прочитав библиотечку, родители найдут ответы на волнующие их вопросы о причинах рождения слепых и слабовидящих детей, об особенностях их физического развития в условиях зрительного дефекта, о возможностях и путях стимулирования познавательной, игровой и другой деятельности малыша, о способах общения с родителями, братьями, сестрами, о необходимости и возможности обучения детей ориентировке на основе использования сохранных органов чувств.

Библиотечка может быть полезна студентам тифлоотделения дефектологических факультетов, которым предстоит работать педагогами специальных дошкольных и школьных учреждений. Материалы библиотечки помогут будущим тифлопедагогам глубже изучить детей и оказывать действенную помощь родителям. И, наконец, библиотечка может быть прочитана всеми теми людьми, кто еще не знает и не осознает того факта, что среди нас живут дети с физическими недостатками, которые при благоприятных условиях могут преодолеть последствия зрительного дефекта и найти свое место в жизни. Содержание библиотечки нацеливает на внимательное и гуманное отношение, доброжелательную и действенную помощь маленьким детям с дефектами зрения в компенсации тех трудностей, которые встают на их жизненном пути с момента рождения.


Литература

К о н д р а т о в Л М.
Ф е о к т и с т о в а В.
Х о р о ш С. М.

Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 5038 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz