Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 26.05.2018, 20:49 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 109
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

РОЛЬ ТИФЛОПЕДАГОГА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
04.12.2010, 00:01



РОЛЬ ТИФЛОПЕДАГОГА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
 ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ


Советская тифлопсихология и тифлопедагогика научно обосновали значение дошкольного воспитания слепых и слабовидящих детей в коррекции и компенсации их развития, в подготовке к обучению, в формировании личности будущего гражданина нашей страны. В исследованиях раскрыты закономерности и особенности познавательной деятельности, игровой и трудовой деятельности детей с нарушением зрения в дошкольный период, определены условия формирования важных личностных качеств в коллективе сверстников. Успехи, достигнутые советской наукой и практикой воспитания и обучения детей с нарушением зрения, объясняется, прежде всего, политикой Коммунистической партии Советского государства в области народного образования всех категорий аномальных детей, а также исходными методологическими позициями авторов, разрабатывающих дидактические пути управления воспитанием детей в ранний период их развития.

Советской тифлопедагогике предстоит решить важные проблемы теории и практики семейного воспитания ребенка с нарушениями зрения, критически проанализировать теоретические положения буржуазных ученых о «назначении» материи в воспитании слепого и слабовидящего ребенка.

Диалектико-материалистическая тифлопедагогика не разделяет выводов ведущих английских тифлопедагогов (К. Мюслик, Экслейн и др.), решающих вопросы семейного воспитания с позиции экзистенциализма и неофрейдизма и утверждающих, что эффективность раннего воспитания слепого ребенка в семье связана с необходимостью «удаления матери в психиатрическую клинику, где снимается возникающее при рождении слепого ребенка чувство вины, разочарования, подавленности и др.»

Открытие детских садов в нашей стране для детей с различными формами нарушения зрения не исключает необходимости разрабатывать проблемы семейного воспитания слепого и слабовидящего дошкольника. Более того, возникают новые аспекты решения этой проблемы. Среди них следует выделить аспект совместной деятельности тифлопедагогов детских садов и родителей в воспитании детей с нарушениями зрения.

Настоящая статья ставит своей задачей раскрыть некоторые направления и формы совместной деятельности родителей и тифлопедагогов ленинградского детского сада № 18 для детей с нарушениями зрения. Статья не претендует на решение всех вопросов этой сложной и многогранной проблемы дошкольной тифлопедагогики. Эффективность выбранных направлений работы тифлопедагогов по руководству семейным воспитанием детей с нарушением зрения, посещающих детский сад в течение 4-х лет, подтверждаются успешной учебой их в школах. Это дает основание считать, что предложенная система работы может быть использована тифлопедагогами и воспитателями других специализированных детских садов.

Роль тифлопедагога в семейном воспитании слепого, слабовидящего ребенка начинается задолго до его поступления в детский сад – в период выявления слепого и слабовидящего ребенка в семье. Основная цель работы тифлопедагога в этот период заключается в том, чтобы подготовить детей к посещению детского сада, к жизни в коллективе сверстников. Реализация этой цели значительно сокращает «адаптационный» период пребывания дошкольника с сенсорной недостаточностью в детском саду и обеспечивает условия его воспитания по действующей программе.

Участие тифлопедагога в решении поставленной цели выражается в том, чтобы:

1.    сформировать положительное отношение родителей к той деятельности, которую им предстоит выполнить по подготовке ребенка к детскому саду.

2.    научить родителей ребенка с нарушением зрения приемам и методам его воспитания с учетом особенностей и потенциальных возможностей развития.

В условиях семьи родители приучают ребенка к выполнению того режима, в котором ему предстоит жить в детском саду, к элементарным бытовым навыкам, к потребности в перцептивных действиях, к общению со сверстниками. Тифлопедагог в этот период общения с родителями не ограничивается консультациями и посещением семьи ребенка. Родителей приглашают пронаблюдать жизнь дошкольников в группе. Такое посещение оказывает существенное влияние на осознание родителями своей роли по отношению к слепому и слабовидящему сыну или дочке, вселяет уверенность и надежду в перспективы развития «ничего не умеющего и ничего не знающего ребенка».

Родители двух слепых детей – Пети и Сережи (двойня) – впервые обратились в детский сад, когда мальчикам исполнилось по 2,5 года. Наблюдались серьезные выпадения в физическом развитии детей, ориентировке в замкнутом пространстве. Большую и трудную работу пришлось провести с родителями этих детей, прежде чем они убедились в необходимости и возможности их развития. Большую роль в этом сыграли наблюдения родителями занятий младшей и средней группы слепых, присутствие на праздниках.

Уже на медико-педагогической комиссии по отбору детей в детский сад начинается систематическая и целенаправленная работа тифлопедагогов с родителями детей, поступающих в специальное дошкольное учреждение. В беседе с родителями (как правило, на медико-педагогическую комиссию приглашаются все взрослые члены семьи ребенка) тифлопедагог выясняет позиции всех членов семьи по отношению к ребенку. В 1977 году в детсад поступила слепая девочка Алена С. (4 года). Ее воспитанием занималось 6 человек – мама и папа, две бабушки, два дедушки. В семье существовало 6 разных позиций по отношению к Алене. Но всех родных, занимающихся воспитанием девочки, объединял общий взгляд на дефект Алены – «слепота делает навсегда ее несчастливой. Все, что ее окружает, должно по праву рождения предназначаться девочке».

Выявление позиции родителей определяет выбор целей и содержания коррекционно-педагогической работы тифлопедагога в группе, является отправной точкой совместных действий тифлопедагога и родителей. Очень эффективным средством изменения позиции родителей, которые не верят в возможности своих детей, видят свое назначение лишь в создании «благоприятных» условий для жизни, являются встречи с незрячими и слабовидящими, достигшими высокого уровня интеллектуального развития и принимающими активное участие в общественно-трудовой жизни страны.

Так, выступление перед родителями зам. Директора 4-го УПП Матвеева Л.А., потерявшего зрение и кисти рук, но достигшего высокого интеллектуального развития (он окончил университет) и принимающего активное участие в производственном труде, сыграло огромную воспитательную роль в формировании правильных позиций родителей слепых и слабовидящих детей.

 Отрицательная позиция по отношению к ребенку среди некоторых родителей выражается в том, что они считают не его, а себя несчастными людьми, свое назначение в жизни видят только в том, чтобы содержать ребенка, который, по их мнению, в силу дефекта на всю жизнь остается жалким инвалидом. Так, в 1976 году в детский сад поступила Варя П. – слабовидящая девочка 5-ти лет. Мать Вари разошлась с мужем, считая его виновником всех недостатков ребенка. Она убеждала комиссию в том, что вряд ли от Вари можно добиться какого-нибудь толка. Тифлопедагог увидел истинные причины неумений Вари. Серьезная коррекционно-педагогическая работа обеспечила условия заметного продвижения ребенка в развитии уже в первый год ее пребывания в группе. Приглашение матери на занятия и новогодний праздник, где девочка хорошо выступала, изменило позицию матери к дочке. Это выразилось в том, как красиво и опрятно она стала ее одевать, интересоваться успехами и перспективами трудовой деятельности выпускников школ слабовидящих.

Но сформированность правильной позиции к ребенку с нарушением зрения еще не определяет степень активного участия родителей в его воспитании. Только тогда позиция родителей имеет значение в решении задач по коммунистическому воспитанию ребенка, по подготовке их к школе, если она подкрепляется высокой теоретической и практической подготовленностью матери и отца к выполнению своего общественного долга. Поэтому важным направлением работы тифлопедагога является обучение родителей методам и приемам воспитания детей с нарушением зрения в семье. Целям обучения родителей служат собрания, где с докладами и сообщениями выступает заведующая детсадом, врач-офтальмолог, педиатр и тифлопедагоги. Темы выступлений – самые разнообразные, например: «Некоторые особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих дошкольников», «Перспективы восстановления зрения детей с амблиопией и косоглазием», «О требованиях к игрушкам слепых и слабовидящих детей», «Как и каким играм следует учить слепых и слабовидящих детей» и др.

Родителей систематически приглашают на открытые занятия в группы, где они не только видят успехи своих детей, но и овладевают приемами ознакомления слепых и слабовидящих с окружающими предметами, знакомятся с методикой обучения детей графическим навыкам брайлевского письма.

Родители Тани А. приходят на такие занятия не только сами, но и приглашают бабушку и дедушку, которые тоже участвуют в воспитании слепой девочки. Побывав на нескольких занятиях, родители, как правило, начинают обращаться к тифлопедагогу с просьбой дать задание, которое нужно выполнить дома в случае, если ребенок заболеет и временно не будет посещать детсад.

Целям научения служат и «Уголки родителей», которые имеются в каждой возрастной группе и систематически обновляются. Как правило, они рекомендуют родителям новую литературу. Так, выход сборника, где были помещены статьи Н.Г. Морозовой, Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош, вызвал большой интерес у родителей слепых детей. В «Уголке» даются советы родителям по организации досуга детей, игровой и трудовой деятельности в семье.


•    как ребенок с остаточным зрением воспринимает окружающий мир;

•    требования к игрушкам слепых;

•    учите детей с амблиопией и косоглазием видеть цвет, форму в окружающем мире.

Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, степень нарушения зрения не однозначно влияет на ход развития психических процессов слепого и слабовидящего ребенка. Отсюда вытекает необходимость дифференцированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников с нарушением зрения.

Дифференцированный подход к воспитанию дошкольников предполагает широкое использование такой формы контакта родителей и тифлопедагогов, как индивидуальная консультация и беседа. Консультации и беседы обычно проводятся в определенный день недели. Тифлопедагог определенные задачи, которые следует выполнить в ближайшую субботу или воскресенье, когда ребенок окажется в семье. Например, тифлопедагог группы слабовидящих установила, что хотя Света П. и посещала зоосад, но ничего там не увидела. Тифлопедагог порекомендовала родителям снова провести экскурсию в зоосад, указала, каких животных следует показать свете, на какие повадки обратить внимание. Было высказано пожелание подкрепить знания и представления о животных чтением книг и рассматриванием картинок.

Содержание консультации определяется тифлопедагогом в индивидуальном плане работы с родителями. Так, тифлопедагог группы слепых рекомендует родителям Лизы И. использовать при знакомстве девочки с предметами не только остаточное зрение, но и осязание и слух.

Тифлопедагог группы детей с амблиопией и косоглазием запланировал беседу с родителями Ромы Б. Она рекомендует маме во время прогулки в парк закрепить знания осенних цветов, форму листьев.

Новой и интересной формой связи детсада с родителями является ведение дневников о поведении ребенка в семье, в кругу сверстников. Периодически родители знакомят тифлопедагогов с содержанием дневников. Анализ наблюдений, сделанных мамой и папой ребенка, позволяет установить эффективность воспитательной работы, указывает на уровень сформированности тих или иных психических процессов. Так из дневников родителей Лиды Л. (слабовидящая девочка) тифлопедагог узнала, что девочка дома показывает сестре и бабушке, как правильно обращаться с посудой. Из дневника наблюдений за Виталиком П. (острота зрения 0,01) стало известно, что он учил бабушку узнавать форму листьев и цвет, учил рассматривать с помощью осязания предметы.

Из дневника тифлопедагоги установили, что Надя И. и Алена У. (тотально слепые) активно играют с куклами и учат их правильной посадке за столом, но сами предпочитают получать пищу из рук матери.

Не всегда родители охотно приступают к ведению дневника наблюдения, но постепенно начинают осознавать его значение в воспитании ребенка. В конце года тифлопедагог использует дневник наблюдений для анализа своей работы.

Необходимым условием работы тифлопедагога является посещение семьи ребенка. Такое посещение помогает установить активную роль родителей в воспитании дошкольника с нарушением зрения, выявить причины неудач в работе детсада. Так, посещение слабовидящего мальчика Миши П. показало, что он нарушает режим дня, грубит старшим – матери и бабушке и др. Причиной тому было поведение отца ребенка в семье, с которым проводилась соответствующая беседа при участии представителей его рабочего коллектива. Посещение семьи Аллы Ч. Объяснило ее хорошие успехи в овладении навыками письма и чтения по Брайлю: мама и папа включились в игру, которую организовала Алла (она учила их пользоваться прибором Брайля и вместе с ними играла «в школу»).

Своеобразным итогом работы детсада с родителями является «выпускное» собрание, на которое приглашаются учителя школы слепых и слабовидящих, куда переходят учиться дети. Такая встреча учителя с родителями в стенах детсада определяет их заинтересованность в учебно-воспитательном процессе школы. Много вопросов возникает у родителей к учителю будущих школьников. Но они уже не задают традиционного вопроса первого собрания, а именно: вернет ли зрение слепому и слабовидящему ребенку. Их интересует прежде всего то, что нужно сделать семье, чтобы слепой или слабовидящий ребенок получил среднее образование, подготовился к активной общественно-трудовой жизни по окончанию школы. Родители знают, что их ребенок может и должен вырасти активным участником социалистического строительства, быть счастливым и самостоятельным по жизни. Это их научили тифлопедагоги и убедил опыт работы детсада, куда они несколько лет назад привели своего беспомощного ребенка.





В.А. Феоктистова, Л.В. Егорова,
 Е.С. Незнамова, Л.П. Ковалева






Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 9548 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz