Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.12.2024, 21:37 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 136
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

РАЗВИТИЕ РЕЧИ СЛЕПОГО РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
03.12.2010, 21:11


РАЗВИТИЕ РЕЧИ СЛЕПОГО РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Будущая жизнь слепого взрослого человека, его полезная деятельность во многом определяется тем, как он будет к этому подготовлен в своей семье. На родителей ложится большая доля труда и ответственности за воспитание ими слепого ребенка, поэтому им следует знать общую цель и конкретные пути и средства педагогического воздействия на ход развития личности при потере зрения.

Приступая к воспитанию слепого ребенка, нельзя забывать о том, что его жизнь протекает по обычным законам психофизического развития. «Перед нами прежде всего ребенок, а потом уже примите во внимание, что он слепой». Все же следует иметь в виду и определенное своеобразие, проявляющееся на фоне общего развития ребенка при условии потери зрения. Маленький слепой вдвойне беспомощен по сравнению со зрячим ребенком. Его нужно научить всему: восприятию и действию.

Слепота, как и всякий серьезный дефект, задерживает развитие ребенка, изменяет его деятельность и поведение и в некоторой степени нарушает общение с окружающими. А отношение к нему родителей, как к калеке, искусственно усиливает отрицательное влияние дефекта на личность ребенка. Чтобы нейтрализовать и ослабить влияние дефекта на развитие ребенка, необходимо активно и своевременно воздействовать на малыша. Чем раньше произойдет это педагогическое вмешательство в жизнь маленького слепого, тем успешнее он будет развиваться и обучаться в школе. Прежде всего необходимо с помощью особых приемов организовать познавательную и игровую деятельность ребенка, вовлечь его в коллективный труд семьи и общение со своими сверстниками. Разумеется, что все это требует от родителей многих лет напряженного труда, терпения и большой истинной любви, а не одной жалости к ребенку.

Родителям слепого ребенка нужно постоянно иметь в виду, что отсутствующее или слабое зрение может восполняться совместной деятельностью других сохранных анализаторов, главным образом осязания и слуха – и развитие на их базе высших психических функций: памяти, речи, мышления.

В процессе повседневного общения с окружающими слепой ребенок овладевает речью: ее содержанием и структурой, т.е. звуковым и грамматическим строем, словарным составом и выразительными средствами (силой голоса, темпом речи, интонацией). Он также овладевает и речевыми функциями обозначения и обобщения предметов, признаков и действий, на основе которых осуществляется общение, познание окружающего мира и психическое развитие личности самого ребенка.

Кроме того, речь приобретает особое значение для развития слепого тем, что она становится мощным средством компенсации недостатков его чувственного познания. Речь не только помогает в живой форме расширить и углубить понимание близкого и далекого, но и дает слепым возможность осваивать то, что иначе им было бы недоступно и что зрячие легко получают при помощи непосредственного восприятия.
При помощи слова слепой ребенок получает предварительное понятие о незнакомых ему предметах, которое затем уточняется при непосредственном восприятии. Объяснения взрослого в процессе обязательного обследования предметов или ориентировки в пространстве помогают выделить существенные признаки объектов, и тем самым способствуют уточнению восприятия и формированию правильных предметных и пространственных представлений. Таким образом, при нормальном развитии интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров слепой ребенок овладевает разговорной речью примерно в те же сроки, что и зрячие дети.

Однако в динамике его речевого развития, т.е. в накоплении и в содержании словарного запаса, в овладении произношением и выразительными средствами речи отмечается определенное своеобразие. Родителям слепого ребенка важно иметь отчетливое представление о том, в чем именно состоит такое своеобразие с тем, чтобы своевременно корригировать дефекты речи и правильно направить его психическое развитие.

Овладение фонетической стороной устной речи происходит на базе четкого слухового восприятия звуков, их сочетаний в словах и воспроизведение этих звуков при правильной артикуляции. Для того, чтобы произнести определенные звуки, необходимо придать речевым органам (губам, языку, челюстям) соответствующее положение. Правильность этих положений легче и быстрее улавливается при зрительном наблюдении за движениями рта говорящего, при копировании этих движений и одновременном слуховом контролировании своего произношения.

Многие слепые дети самостоятельно и довольно быстро овладевают правильным произношением звуков речи только при помощи слухового восприятия и сопоставления собственной речи и речи окружающих людей, при этом они достигают адекватной артикуляции звуков. Но не все слепые дети могут таким способом справиться с трудностями усвоения правильной артикуляции и произношения. Как показали исследования речи младших школьников (В.Я. Гомберг, А.Д. Шепило и др.) среди слепых детей дефекты произношения встречаются в два раза чаще, чем среди зрячих.

Недостатки речи у слепых, по сравнению со зрячими, имеют некоторые специфические особенности, а именно: первое – как правило, у слепого ребенка очень мало подвижен артикуляционный аппарат. В результате речь его невнятная, невыразительная. Второе – некоторые звуки образуются другими, по сравнению со зрячими, звукопроизводящими органами (например, «л» произносят губами).

Особенно трудным оказывается произнесение шипящих звуков (щ–х–ч-ш), свистящих (с-з-ц), а также звуков (р-л). Неверное их произношение делает речь ребенка малоразборчивой для окружающих. Кроме того, неисправленные дефекты устной речи могут отрицательно отразиться и на письме, т.к. буквы, обозначающие неясно произносимые звуки, часто пропускаются, заменяются, что ведет к искажению в написании и прочтении слов.

Чтобы своевременно предупредить возможные дефекты речевого развития у слепого, важно следить за правильностью его произношения, артикуляции звуков и, в случае необходимости, добиваться их исправления. С этой целью нужно прежде всего установить, какие звуки в речи ребенка остаются долгое время искаженными, какова причина их неверного произношения, происходит ли она от некоторого снижения слуха или от неточного артикулирования звуков речи.

Если при проверке специалистом речевого слуха малыша обнаружится его снижение, то родителям рекомендуется, обращаясь к ребенку или говоря в его присутствии произносить слова более отчетливо и громко, чем они привыкли это делать. Иногда этого условия бывает вполне достаточно для постановки правильного произношения.
Для этого мать, поставив перед собой зеркало, произносит трудный для ребенка  звук, внимательно наблюдая за определенным положением губ и языка. Затем это же движение подробно объясняет ребенку, который пытается его повторить в момент произнесения данного звука. Это упражнение проводится по несколько минут ежедневно под контролем родителей.

Если же словесного объяснения недостаточно для понимания нужных движений речевых органов, то последние показываются особым способом при помощи руки. «Вспомогательным средством для объяснения нужного движения языка является рука. Так, при произнесении звука «ш» язык делается чашечкой, при «с» - широкий, кончик языка за нижними зубами. Это движение показывается при помощи рук. Можно использовать и муляжи».

Для тщательного обследования ребенком положения речевых органов при произношении звуков можно самим склеить из папье-маше простую маску нижней части лица с подвижной челюстью и языком. Управляя маской можно придать языку различные положения, которые обязательно обследуются и копируются слепыми малышами. Таким способом можно сформировать правильные речедвигательные представления, необходимые для четкого произношения. Благодаря описанным многократным упражнениям усваивается правильная артикуляция звуков, которая затем закрепляется в повседневном речевом опыте.

Таким образом, преодолеваются трудности в овладении фонетической стороной родного языка.

Переживаемые ребенком чувства свободно выражаются в речевых интонациях. При помощи различных интонаций в речи окружающих его людей он учится понимать их чувства, настроения и проникать в смысл сказанных ими слов. Слепой ребенок, не видя выражение лица окружающих и пытаясь понять их настроение, отношение к себе в определенный момент, рано привыкает опираться на интонацию их голоса. Невольно подражая этим интонациям в разговорной речи, он без особого труда усваивает их различное назначение и широко пользуется ими в обычном общении.

Слепому, как и зрячему ребенку, легко удается интонировать речь при проявлении своих эмоций и труднее выражать свои переживания, произвольно придавая голосу нужные интонации, например, при пересказе прочитанного диалога. Умению владеть интонацией нужно специально обучать при чтении вслух, при пересказе прочитанного текста или услышанной записи на грампластинке. Все же имеется основание утверждать, что устная речь слепого обладает достаточной эмоциональной выразительностью на уроке доступного ему содержания.

У слепых детей заметно нарушаются зрительные движения (мимика лица, жесты), сопровождающие устную речь. Если слепой ребенок спокоен, то лицо его кажется сосредоточенным, слишком напряженным. Если он возбужден, то его мимика и жесты становятся подчас беспорядочными и несоответствующими общепринятым выражениям эмоций. Объясняется это тем, что при глубоком нарушении зрения ребенок не видит правильной мимики и жестов говорящего и не может подражать им, как это делают зрячие дети.

Постоянно наблюдая за поведением слепого ребенка, нужно посредством своевременных замечаний обращать его внимание на то, как некрасивы гримасы, навязчивы движения, и как надо стараться от них избавиться. Нужно приучать его к правильной позе, осанке, движениям, например, обращать свое лицо к собеседнику, мысленно следить за выражением лица. Это удобнее всего проводить в игровой ситуации: покажи, как ты спишь, сердишься и т.д.

В процессе таких игр при участии зрячих слепой научится управлять своим лицом и придавать ему выражение, соответствующее содержанию высказывания.

Сначала его движения бывают неловкими, но в дальнейшем общении с близкими людьми они постепенно отшлифовываются. Важно помнить о том, что манеры поведения слепого должны контролироваться и направляться не только в раннем возрасте, но и позднее, пока они не станут устойчивой привычкой. Умение сопровождать свою речь общепринятыми жестами и мимикой придает ей большую выразительность и скорее привлечет внимание слушателей.

У слепых детей наблюдается определенное своеобразие в овладении словарным запасом. Выражается оно в несоответствии между большим количеством усваиваемых слов и ограниченным количеством представлений о предметах. При глубоком нарушении зрения резко сужаются возможности восприятия предметов, находящихся на расстоянии, имеющих большие размеры (деревья, дома), движущихся (машины, животные), Затрудняется выделение существенных признаков при восприятии незнакомых объектов, становится невозможным обзор действий и ситуаций в целом. Между тем, при общении с окружающими людьми ребенок слышит названия многих объектов и действий, запоминает эти названия и употребляет их при пересказе услышанного или прочитанного.

Понимая общий смысл поступков, событий, о которых ему читают, рассказывают, слепой ребенок часто не имеет представления о самих действующих лицах, предметах, ситуациях, о которых идет речь.

Усвоение многих слов мысленного соотнесения с обозначенными ими конкретными объектами приводит к неточному пониманию значений этих слов. Их значение резко сужается, связываясь в памяти слепого ребенка с одним знакомым признаком предмета, или чрезмерно обобщается и применяется в несвойственных ему ситуациях. Речь его часто становится неточной, формальной.  «Слова особенно неточны для слепого, поскольку опыт его складывается иным образом: получая в готовом виде всякое знание, слепой сам разучивается добывать его».

Употребление слов в их неточном значении все же играет важную компенсаторную роль в речевом развитии слепого ребенка. Такие слова дают приблизительное знание о том, чего слепой не мог получить в своем чувственном опыте. На основе использования этих слов он постоянно участвует в речевом общении с окружающими, где, кроме того, усваивает и много доступных ему сведений, способствующих развитию мышления, памяти, воображения. Вместе с тем, родителям необходимо заботиться о том, чтобы в речи слепого ребенка реже употреблялись формальные, малосодержательные слова, по возможности, подкреплялись знакомством с соответствующими объектами.

Слепому ребенку часто приходится слушать, а затем и самому читать рассказы о жизни животных, растений, о труде людей, об изменениях в природе. Обо всем этом у него имеется скудный запас представлений. Многое он представляет себе неточно и, даже искаженно. Поэтому при чтении книг нельзя ограничиваться только объяснением непонятных слов.

Объяснение нужно завершить знакомством с объектом, обозначенным этим словом. А чтобы не забыть это сделать, выписывайте в специальную тетрадь слова, требующие конкретизации. Если вы встретите во время прогулки подходящий предмет, то не стесняйтесь прохожих, дайте малышу возможность обследовать его руками.

Если названия предметов часто будут сочетаться с восприятием их самих или их изображений, то у слепого предупреждается появление неточных представлений.
Родителям следует помнить, что для развития правильной речи слепого малыша ему необходимо постоянно накапливать достаточный запас представлений об окружающих предметах, их признаках и действиях. Это важно потому, что такие представления служат базой для понимания конкретных значений слышимых и повторяемых ребенком слов. При расширении чувственного опыта значение таких слов будет постепенно уточняться.

Ускорить этот процесс можно сближая словесную информацию с наглядно-действенным познанием ребенка. С этой целью важно в домашней обстановке создать условия для активизации его сохранных органов чувств (осязания, слуха, остаточного зрения) и выработать навык правильного их взаимодействия в процессе восприятия.

Следует помнить, что полное представление о предметах слепой ребенок может получить только при помощи осязательного восприятия, т.е. тщательного ощупывания объекта. Самостоятельно обследовать предмет малыш не умеет. Он дотрагивается до какой-либо его части и одергивает руку, при этом в его уме не создается целостный образ объекта, а с названием связывается представление о каком-либо признаке. Например, о курице он иногда знает только то, что у нее есть перышки и что она кудахчет, о кошке – то, что у нее мягкая шерсть, и она мяукает. При неумелом восприятии ребенок утрачивает интерес к обследованию предметов, в результате чего искусственно ограничивается и без того бедный его чувственный опыт. Слова, относящиеся к этим предметам и их признакам запоминаются формально, без должного понимания содержания.

 Деятельный, подвижный слепой получает гораздо больше сведений об окружающем, чем малоподвижные, бездеятельные дети: чем больше предметов ощупал слепой, тем шире его кругозор, тем больше развиваются его умственные способности.

Возможности осязательного восприятия нужно развивать специальными приемами. учите ребенка ощупывать предметы двумя руками, последовательно выделяя части и обращая внимание на их форму, величину, пропорции. Такое обследование родители сопровождают подробными словесными объяснениями качеств и практического значения предмета, а также способа его восприятия. Например: «Веди руки медленно, не отрывая их от предмета, запомни, с какой части мы начали его ощупывать».

При знакомстве с объектом нужно для себя отмечать начальный и конечный пункт обследования, которые выбираются произвольно, например, голова и хвост у животного. В противном случае у ребенка может не сложиться целостное впечатление с воспринимаемой вещи.

Для создания общего представления о форме и величине предмета, его сначала нужно бегло обследовать целиком, а затем подробно воспринимать по частям. При этом ребенок ведет руки в определенном направлении регулируя силу нажимающих пальцев.

При наличии у ребенка остаточного зрения его необходимо использовать в процессе восприятия объекта. При его помощи легко определяется цвет предмета и выделяются его существенные признаки.

Для организации правильного восприятия необходимо сочетать его со словесным объяснением объекта. Еще до знакомства с предметом нужно предварительно объяснить, что он собой представляет и далее по ходу восприятия обращать внимание ребенка на существенные признаки объекта. Например, при обследовании животного внимание обращается на его величину, на внешнее строение, на соотношение его частей тела, на способ передвижения, особо выделяются его характерные признаки: острая мордочка, пушистый хвост. При этом слово как бы цементирует созданный образ, делает его более осознанным и прочным.

Дайте возможность ребенку тщательно ощупать его одежду, посуду, мебель, обращайте при этом внимание на их существенные признаки и материальные свойства. Знакомясь с предметами домашнего обихода, показывайте их статичными и в действии. Например, покажите, как из чайника наливают воду, как забивают гвозди молотком. Ребенок должен знать, как нужно держать эти предметы, какие движения производить с ними. Сначала он может совершать эти действия, оперируя с аналогичными игрушками, а позднее и с соответствующими инструментами.

Шире знакомьте ребенка с объектами живой природы. Покажите ему овощи при приготовлении пищи, выделите их существенные признаки, научите, опираясь на них, выбирать из многих овощей определенный, названный вами овощ. Найдите возможность познакомить с тем, как растут овощи на грядках и некоторые фрукты на деревьях. Наклоните для этого их ветку. Научите различать ягоды, находить на кустах смородину, малину.

Научите слепого ребенка осторожно ощупывать предметы, особенно животных, растения, т.к. грубое прикосновение может деформировать цветок, причинить боль животному. Для первоначального знакомства с такими объектами лучше подбирать растения, имеющие устойчивую форму. Так, не деформируются при прикосновении многие комнатные растения, садовые и полевые цветы (ромашка, василек, колокольчик, клевер). Многие цветы и травы дети могут узнавать еще и по запаху. Деревья можно распознавать по коре и листьям, например, березу, дуб, ель. А сколько радости вызывает у малыша слушание стрекозы, бабочки, лягушки. Нужно также показать кролика, котенка, щенка. Пусть малыш погладит их, покормит, послушает, как они едят, ходят, играют. Не лишайте ребенка этих удовольствий и впечатлений.

Нужно иметь в виду, что при первом знакомстве с предметом возникает довольно общее представление о нем. Чтобы придать такому представлению большую отчетливость и прочность, полезно повторно и неоднократно обследовать уже знакомый предмет в различных сочетаниях с другими однородными предметами и научить ребенка сравнивать их по существенным признакам.

На природном материале можно провести много интересных занятий, включая в них восприятие, сравнение, описание по памяти объектов, угадывание их по названным предметам. Все это будет способствовать созданию реальных образов и сделает понятным содержание многих читаемых сказок и стихотворений.

О малодоступных для осязания предметах можно дать представление при помощи игрушки. Для слепого малыша игрушка становится не только источником удовольствия и активности, но и способом познания действительности, т.к. она является как бы моделью предмета. Так через игрушку он знакомится или уточняет свои представления о видах транспорта (пароход, автобус), о доме в целом, о зверях и птицах и др.

Со стилизованной игрушкой слепого малыша знакомят значительно позднее, чем зрячего, т.к. ему необходимо приобрести достаточный запас реальных образов.
Родители должны объяснить, что каждая игрушка изображена там, где это возможно, дополнить ее восприятие знакомством хотя бы с некоторыми признаками соответствующего предмета.

Подготовкой к игре ребенка является обогащение его жизненного опыта путем знакомства с разными ситуациями, действиями людей, выполняющих определенную работу. Например, можно обратить внимание на то, что и как делают люди в магазине, на почте, на вокзале и т.д. Тогда новые знания ребенок будет применять в своей игре, тем самым обогащая ее содержание.

Слепого дошкольника и младшего школьника родители могут научить строить по образцу и по памяти простейшие объекты из кубиков, конструкторов, клеить из бумаги елочные игрушки, лепить из пластилина, при наличии остаточного зрения рисовать цветными карандашами. Все это обогатит его опыт и речь.

При воспитании слепого школьника в семье продолжается работа о том, чтобы его органы чувств находились в постоянном действии, доставляя богатый материал его уму. Поэтому словесные объяснения окружающей природы, обстановки в учреждении должны по возможности сопровождаться или завершаться ощупыванием предметов, а если это трудно, то их отдельных частей. В последнем случае для создания целостного представления о форме здания, дерева, скульптуры необходимо использовать их модели. После обследования предметов или их изображений желательно, чтобы некоторые из них слепой ученик сам воспроизвел при лепке, рисовании, конструировании. Тогда станет возможным судить о правильности и точности полученных школьником представлений, а, если нужно, и исправить их.

Слепого дошкольника, как и зрячего, полезно учить рассказывать о знакомых вещах, играх, выполненных заданиях. На этой основе речь его становится точнее и содержательнее. Школьника полезно приучать к составлению самостоятельных описаний знакомых предметов, ситуаций. Поэтому после восприятия нового предмета или после интересной прогулки нужно при помощи вопросов побудить ребенка к объяснению, описанию воспринятых объектов, с характеристикой их существенных признаков и практического назначения. По мере овладения навыком описания, число вопросов будет уменьшаться, а речь ребенка станет связной и самостоятельной. Можно практиковать устные описания не только предметов, но и трудовых процессов, касающихся обслуживания семьи, изготовления какой-либо вещи: как сшить кукле платье, как я накрываю на стол, как выглядит моя комната. Устные описания такого типа подготовят подростка к сочинениям на подобные темы. Как известно, такие сочинения представляют для слепых детей особые трудности, в силу недостатка у них конкретных представлений и отсутствия соответствующего навыка связной речи.

В условиях семьи легче восполнить эти пробелы в знаниях.

Необходимо научить слепого приемам наблюдений за явлениями природы, за погодой, за развитием растений. Так, на прогулке в парк, за город можно активизировать его слух, осязание, остаточное зрение, предлагая конкретные задания: послушай, как шуршат под ногами осенние листья, посмотри, какого они стали цвета и др. Желательно собирать на прогулке и составлять дома коллекции из листьев, желудей, камушков, ракушек. Периодически обследовать и сортировать их. Полезно приучать к наблюдениям за распусканием почек на веточках, поставленных в воду, за ростками луковицы, за прорастанием семян гороха, фасоли, высаженных в ящике на окошке. Все это будет заметно обогащать опыт слепых, и конкретизировать содержание рассказов и статей природоведческого характера.

При проведении наблюдений от родителей требуется продумать вопросы, которые помогали бы ребенку выделить характерные признаки, явления и рассказать о них. Проводимые наблюдения периодически обобщаются в виде беседы, кратких записей, ведения календаря погоды, с помощью рельефных условных  обозначений. Таким путем у слепого ребенка создаются и систематизируются богатые представления о природе, а связанные с ними слова приобретают глубокий и точный смысл и сознательно употребляются в разных речевых ситуациях.

В семье проводится большая работа по закреплению полученных в школе знаний и навыков. Одним из специфических условий такого закрепления является умение и желание родных читать слепому художественную, а иногда и учебную литературу. Дело в том, что при изучении художественных произведений большого объема (произведений Н.В. Гоголя, А. Фадеева) слепые ученики, занятые изучением текущего материала, часто не успевают полностью прочитать их в сроки, предусмотренные учебной программой. В результате страдает качество знаний и непосредственно сочинений учащихся, написанных на соответствующие темы.

Чтение текста, напечатанного плоским шрифтом всему классу, бывает недостаточным для отдельных учеников, поскольку им требуется повторить, проанализировать какие-либо абзацы, параграфы. Подобные недоработки могут быть устранены при чтении учебной литературы в домашних условиях.

Слепые подростки, увлекающиеся техникой, нуждаются в прочтении им новинок соответствующей литературы. Семья может помочь им в этом случае. С большим вниманием и интересом слепые самостоятельно читают книги, напечатанные точечным шрифтом по системе Брайля. Чтобы быть в курсе читательских интересов школьников и определить степень понимания ими прочитанных произведений, в семье полезно проводить беседы о содержании самостоятельно прочитанных и прослушанных книг. На основании этих бесед и в соответствии с интересами читателя нужно наметить список литературы на ближайшее время и руководствоваться им при выборе книг для чтения. Поскольку многие художественные и научно-популярные произведения в последние годы широко записываются на магнитофонные пленки, а знакомство с ними значительно расширяет кругозор, то желательно, чтобы семья, в которой имеется слепой школьник, приобрела магнитофон для воспроизведения этих записей.

Прослушивание звукозаписи помогает быстрее ознакомиться с содержанием, разобраться в структуре текста и охватить произведение большого объема за более короткий отрезок времени, чем при чтении по Брайлю. Анализ произведения становиться более целенаправленным, если перед прослушиванием будут поставлены вопросы, обращающие внимание школьника на сущность содержания. В беседе, проводимой после прослушивания, выясняется, правильно ли понято содержание произведения.

При помощи звукозаписи легче усваиваются и приемы выразительного чтения, т.к. происходит понимание интонаций, логических ударений и умение передать их в своем чтении и в устной речи.

Слепые школьники очень любят слушать различные радиопередачи, поскольку таким путем они знакомятся с содержанием многих литературных и музыкальных произведений, узнают о новых достижениях науки и техники, следят за событиями международной жизни. Все это весьма положительно для духовного роста ученика. Имеются лишь опасения в том, что слепые школьники готовы находиться около радиоприемника целыми днями в ущерб другим занятиям и своему здоровью. Родителям следует регулировать процесс прослушивания радиопередач, сочетая его с другими полезными занятиями: хозяйственным трудом, настольными играми.

Чтобы установить, как разбирается подросток в прослушанных радиопередачах, желательно иногда беседовать с ним по поводу их содержания, побуждая его к изложению и обобщению усвоенных впечатлений и мыслей. Ряд интересных и полезных передач родители могут рекомендовать детям послушать, предварительно познакомившись с радиопрограммой.

С другими членами семьи слепой может слушать передачи по телевизору. Хорошо, если при этом кто-нибудь из родных поясняет существенные детали действий героев и смену событий на экране.

Слепой школьник может с кем-нибудь из родных, близких, своих товарищей посещать в театре драматические или комедийные пьесы, оперы и оперетты. Он получит большое удовольствие от этих спектаклей, если при слушании ему будут своевременно комментировать происходящие на сцене изменения. Хотя конкретные впечатления слепого от телепередачи, пьесы будут беднее, чем у зрячего, но благодаря полученным четким пояснениям он поймет и почувствует все содержание, которое сложит в его сознании знакомые представления о предметах, людях, ситуациях.

Родным и близким слепого важно овладеть умением пояснять то, что они воспринимают посредством зрения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, потому что для таких объяснений нужно отбирать из всего наблюдаемого наиболее существенные факты, моменты, признаки, т.е. воспринимая, одновременно обобщать. Объяснения могут быть краткими, если они даются по ходу пьесы и подробными, если они предваряют или завершают собою спектакль. Менее доступны восприятию слепого кинофильмы ввиду того, что эпизоды в них сменяют друг друга чрезвычайно быстро, и он не успевает мысленно следить за ходом событий, теряет основную нить сюжета и перестает понимать происходящее на кране. Эмоционально увлеченный ходом кинокартины зрячий часто забывает пояснять события рядом сидящему слепому и дает неточные, сбивчивые объяснения. Такой «просмотр» кинофильма нервирует слепого, лишний раз подчеркивает и заставляет переживать свой дефект. Слепой очень хорошо прослушивает фильм-концерт, фильм-спектакль. Если же ему захочется посетить кинокартину, вызвавшую много толков и споров у окружающих, то непременно предварительно и подробно следует рассказать ему ее содержание. А затем по ходу восприятия кинофильма можно ограничиваться лишь беглыми замечаниями. Гораздо боле удобно прослушивание фильмов по телевизору, т.к. в домашней обстановке слепой может несколько раз переспросить и уточнить для себя существенные моменты и детали неясных ему событий. При помощи слушания радио и телепередач, посещения театра, слепой значительно расширяет свой умственный кругозор и повышает культурный уровень.
Таким образом, овладение разными видами связной речи становится для слепого важным средством компенсации недостатков его чувственного познания и средством нормального психического развития.

Многие родители, своевременно занявшиеся воспитанием слепых детей в контакте со специальной школой, достигли в этом отношении больших успехов. Став взрослыми, их сыновья и дочери становились известными мастерами своего дела, активными общественными деятелями, заслуживающими общее уважение и признание.



Н.С. Костючок



Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 7444 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz