ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА - Тифлопедагогика - Теоретические материалы - Каталог файлов - Дефектология для вас
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 29.03.2017, 12:20 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 92
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
19.11.2010, 20:12
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
РЕБЕНКА

                             Умения    Задания и упражнения

Прием пищи.    №1. Есть приготовленные кусочки пищи.
Для этого необходимо:  кусочки хлеба, сосисок, варенной моркови и т.п., нарезанные так, чтобы их было легко взять пальцами.

Посадите ребенка на стул и положите перед ним на столе кусочки хлеба или что-то другое. Следите, чтобы он наблюдал, когда Вы берете кусочек и кладете себе его в рот. Мимикой четко показывайте, что Вам очень вкусно. Побудите ребенка сделать то же самое. Если он Вас не имитирует или если он только играет с пищей, то соответствующим образом подведите его руку, повторяя уже показанное действие. Выполняйте свои движения подчеркнуто и попытайтесь привлечь его внимание к Вашей руке, демонстрируя ему движения. Попытайтесь выяснить какие продукты питания ребенок особенно любит, а какие нет. Упражнение с его любимой едой значительно легче организовать. Когда его руки станут увереннее, отрезайте постепенно все меньшие и меньшие кусочки.

№2. Пить из чашки.

  • встаньте за ребенком, возьмите его чашку и поднесите к его рту.
  •  встаньте за ребенком, подведите его руку к чашке, охватите ее своей рукой и таким образом поднимите ее вместе с ним.
  •  действуйте, как во 2-м шаге, но положите свою руку на тыльную сторону его руки, чтобы предохранить захват его руки.
  •  расслабьте захват своей руки, чтобы придать ему уверенность, но продолжайте держать чашку.
  •  сократите свою помощь вплоть до легкого касания его руки, чтобы напомнить ему, что он должен делать.
Сядьте за стол напротив ребенка. Дайте ему в руки чашку и пусть он с ней немного поиграет, чтобы ознакомиться с этим предметом. Затем возьмите чашку и покажите ему, как держать чашку обеими руками. Затем приведите его руки в правильное положение и похвалите его спокойным голосом. Затем поднесите чашку медленно к своему рту и поставьте ее на стол. Поднесите чашку ко рту ребенка и поставьте ее на стол. Когда ребенок начнет хорошо держать чашку, налейте в нее немного жидкости. Обхватите своими руками руки ребенка на чашке и поднесите ее к своему рту и скажите: "Пить!”- и отпейте глоток. Поднесите затем чашку к губам ребенка и скажите: "Пить!”- очень медленно наклоните чашку, чтобы жидкость коснулась его губ. Если речь идет о напитке, который любит ребенок, то он выпьет его. Медленно поставьте чашку на стол. Снимите его руки с чашки и похвалите его. Когда ребенок с Вашей помощью  начнет пить из чашки, то не подносите ее к его рту. Постепенно уменьшайте контроль над его руками: сначала пусть он сам поставит чашку на стол, затем выпьет и проделает весь процесс самостоятельно. Сначала он будет немного проливать.
№3. Есть ложкой.

Держать ложку. Покажите ребенку ложку и привлеките его внимание к ней. Когда он увидит ложку, скажите: "Ложка”. Возьмите руку ребенка и так расположите его пальцы на ручке ложки, чтобы он охватил ее сверху всей рукой. Возьмите кулачак ребенка в свою руку, чтобы он не уронил и не выбросил ложку. Помогите ему таким способом несколько секунд держать ложку, ласково разговаривая с ним. Увеличивайте время, когда ребенок должен держать ложку. Когда почувствуете, что ребенок лучше контролирует ложку, уменьшите силу, с которой вы давите на его руку. Наконец, уберите свою руку, чтобы убедиться,  может ли ребенок сам держать ложку несколько секунд.

Набирать ложкой сахар. Поставьте на стол блюдечко с сахаром и рядом пустую емкость. Дайте ему в руку ложку и держите его кулачок в своей руке. Подведите его руку так, чтобы он засунул ложку в сахар и медленно подчеркнутым жестом наберите в ложку сахар. Повторите этот шаг многократно, если вы чувствует, что ребенок овладевает этим движением, то помогите ему перенсти сахар в пустую емкость. Сначала емкости должны стоять совсем рядом, но по мере овладения процессом расстояние нужно увеличивать.сначала пусть ребенок перносит 1-2 ложки сахара, но от занятия к занятию увеличивайте их количество, пока он не перенесет весь сахар из одной емкости в другую. Сокращайте контроль за его рукой, слегка поддерживая, а потом совсем отпустив ее.

Есть ложкой.

Для начала необходимо подобрать пищу, которая легко держится на ложке, например, густая каша, картофельное пюре и т.п., дайте ребенку ложку в руку и обхватите его руку своей. Окуните ложку в пищу и осторожно поднесите ее ко рту. Хвалите ребенка после каждого действия. Уменьшите контроль за его рукой, держа ее легонько, потом поддерживая тыльную сторону руки, пока он не станет есть самостоятельно. Повторите этот процесс с другими видами пищи, пока ложка не станет для него  привычной.
Пользоваться ложкой, а не пальцами.

Во время приема пищи дайте ребенку то, что обычно пальцами не едят. Когда ребенок сядет за стол, сразу не ставьте перед ним тарелку, а сядьте рядом с ребенком и привлеките его внимание к себе и скажите: «Павел, я ем ложкой!». Возьмите ложку, опустите ее подчеркнуто в пищу, поднесите ее ко рту и скажите: «Я ем ложкой!» Затем поставьте тарелку перед ребенком, дайте ему в руку ложку и поднесите руку ребенка к первому кусочку. Постепенно уменьшайте свой контроль над его рукой, пока он не будет держать сам ложку. Если ребенок пытается есть пальцами, уберите тарелку и скажите: "Нет, ешь ложкой!". Еще раз покажите, как пользоваться ложкой. Поставьте назад тарелку и дайте ему ложку в руку. Если он пользуется ложкой, то улыбнитесь и похвалите его. Если ребенок опять хочет есть пальцами, уберите на минуту тарелку, опять покажите, как Вы пользуетесь ложкой, и возвратите ему тарелку и ложку. Повторяйте это до тех пор, пока он не перестанет есть пальцами. Важно выбирать ту пищу, которую ребенок любит. Чтобы достичь первых результатов, не нужно в промежутках между приемами пищи давать ребенку есть что-то руками, пока он не привыкнет к ложке. Важно при выполнении этой программы не делать исключений. Если разрешить один раз пользоваться ребенку пальцами, а другой нет, то он запутается. Вся еда должна состоять из пищи, которую едят ложкой. Таким образом легче всего ввести новое правило.

 Отличать съедобное от несъедобного.

Сядьте с ребенком за стол. Положите на стол что-нибудь съедобное и несъедобное, например, камешек и конфету. Скажите: «Ешь!» - и сделайте знак, что он должен взять что-нибудь и съесть. Если он возьмет камешек, то возьмите и задержите его руку, скажите: «Это есть нельзя!». Подведите его руку к  конфете и скажите: «Это есть можно!». Похвалите ребенка, если он возьмет конфету. Быстро уберите все со стола и положите  другую пару предметов. Повторяйте процесс постоянно меняющимися парами съедобных и несъедобных предметов. Если ребенок начинает понимать о чем идет речь, привлеките другие продукты и предметы, например, мыло, карандаши, землю для цветов и т.д. Не забывайте хвалить  ребенка, если он делает правильный выбор.

Пользование туалетом.    Садите ребенка ежечасно на горшок не более, чем на 5 минут. Следите за тем, чтобы Вы отводили ребенка в туалет спокойно и приветливо, не показывая недовольства, даже если он "наложил” в штаны. Постоянно оставайтесь возле него, пока он сидит на горшке. Держите что-нибудь наготове, чем Вы сможете поощрить его, когда он справится. Если у него через 5 минут ничего не получится, то заберите его спокойно и приветливо, но без похвал. Каждый раз фиксируйте, когда он "наделал” в штанишки, чтобы установить естественный ритм его выделений. Особое внимание обращайте на то, чтобы по утрам после подъема, перед едой, перед прогулкой и перед сном водить его в туалет. Записывайте также, как часто он успешно справляется в туалете. Показывайте ребенку свои записи, приклеивая на карту золотую звездочку при каждом успехе так, чтобы он мог видеть, что Вы довольны им.

Одевание.    №1. Снимать носки.


Для выполнения этого упраженения необходимо взять большой носок и закрывающуюся бутылку. Положите маленькое вознаграждение, например, орешек или конфетку в бутылку, а на бутылку – ее крышку. Сверху легонько натяните на бутылку носок. Возьмите руку ребенка и помогите ему снять носок с бутылки. Помогите затем достать из бутылки поощрение. Повторяйте этот процесс часто, пока ребенок им не овладеет.  Затем оденьте носок на ногу ребенка так, чтобы он мог легко ухватиться за его край и стянуть с ноги. Эту часть упражнения с большим носком необходимо повторять много раз, пока ребенок полностью не овладеет снятием носка, после этого можно начать тренировки с его собственным носком. Опять начните занятие со снятия  носка с бутылки. Затем свободно оденьте носок на стопу ребенка и велите снять его. Надевайте носок все дальше на стопу ребенка. Помогайте лишь тогда, когда это нужно, но не допускайте, чтобы он потерпел неудачу.

№2. Одеть куртку.

Поступайте так всегда, когда помогаете ребенку одеть куртку или кофту. Вденьте левую руку ребенка в левый рукав, а правый рукав набросьте на правое плечо. Скажите: "Павел, одень куртку!”. Вденьте правую руку в рукав, похвалите ребенка. Повторяйте это действие многократно, постепенно уменьшая помощь, пока ребенок не будет самостоятельно всовывать одну руку в рукав, когда другая уже находится в рукаве, затем можно переходить к следующему действию. Покажите как держать куртку открытой и всовывать руку в нужный рукав. Следите за тем, чтобы ребенок держал куртку в нужном положении. Затем накиньте другой рукав на ее плечо и пусть он продоложает дальше, как уже научился. Если ребенок усвоит оба действия, задержитесь на минутку, чтобы увидеть, пытается ли она сама найти рукав. Не забывайте, каждый раз говорить: "Одень куртку” – и, если необходимо, сначала помогайте ему.

№3. Одеть брюки.


Когда Вы одеваете ребенка, оденьте ему брюки чуть выше коленок и подведите его руки к поясу. Возьмите его руки в свои и скажите: "Павел, подтяни брюки!”. Помогите ему подтянуть брюки через бедра. Повторяйте это действие, пока не заметите, что он Вам помогает подтягивать брюки. Уменьшайте затем свою помощь, пока он не овладеет этим действием. Когда он научится подтягивать брюки без помощи от бедра, то научите его таким же образом  подтягивать брюки от колен. Если он освоит и это хорошо, научите его таким же образом подтягивать брюки от ладыжек. Не забывайте каждый раз говорить ему: «Павел, подтяни брюки!». В следующий раз научите его всовывать ноги в штанины. Посадите ребенка на стул и положите перд ним брюки на пол так, чтобы штанины лежали внизу, а верхняя часть была приподнята. Скажите: «Павел, одевай брюки!» подведите его руки так, чтобы они держали брюки за верхню часть. Затем покажите как просунуть ноги через штанины. Повторяйте: «Павел, одень брюки!».  Велите ему встать и действовать, как описано выше. Сначала Вы должны будете помочь ему приподнять верхнюю часть брюк. Следите за тем, чтобы он просовывал ноги в нужные штанины, и помогите ему в конце застегнуть брюки. Хвалите его при каждом действии и учите его самостоятельно выполнять все больше «шагов» одного процесса. Подавайте ему брюки всегда в одном положении, чтобы он заметил, где перед брюк.

№4. Застегивание пуговиц

Изготовьте простую планку (полоску), наклеивая среднюю часть сукна на плотный картон. Прорежьте в одном из выступающих концов полотна петлю и на обратной стороне другого конца пришейте большую пуговицу. При склеивании обращайте внимание на то, чтобы пуговица и петля при складывании концов совпадали. Кроме того, необходимо, чтобы Вы укрепели края петли. Встаньте за ребенком и положите планку перед ним на стол. Возьмите его руки, сложите ими концы полотна друг на друга и просуньте пуговицу в петлю. При этом обращайте внимание ребенка сначала на пуговицу, а затем на петлю. Подведите его пальцы к пуговице и петле таким образом, чтобы он держал пуговицу большим и указательным пальцами. Скажите: «Застегнуть!» - и направьте его руки таким образом. Чтобы пуговица прошла через петлю. Похвалите ребенка. Повторяйте это действие многократно, пока ребенок не сможет просунуть пуговицу без помощи. Не забывайте говорить каждый раз: «Застегнуть!».

№5. Застегивание пуговиц

Если ребенок овладеет простой застежкой, то покажите ему, как он сможет расстегнуть свою собственную куртку. Если на нем куртка, то проведите его руки так, чтобы он расстегнул пуговицу за пуговицей. Велите му удерживать рукой сторону куртки с петлями, а пуговицу брать большим и указательным пальцами. Скажите: «Расстегунть!» – и подведите его руки соответствующим образом. Похвалите его и повторите этот процесс с остальными пуговицами. Упражняйтесь в этом многократно и постепенно снижайте свой контроль за его руками, пока он не сможет полностью самостоятельно расстегивать свою куртку. Когда он хорошо овладеет расстегиванием, поупражняйтесь с ним в застегивании его куртки. Не забывайте помогать ему найти для каждой пуговицы нужную петлю. Ему будеz легче найти самому нужную петлю, если Вы будете постоянно начинать застегивать снизу.

Умывание и чистка зубов.    Обучая ребенка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату: все ли в ней удобно для ребенка, может ли он достать до крана и самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности и найти свое полотенце. В случае, если раковина расположена слищком высоко для ребенка, необходимо подставить широкую устойчивую скамейку. Следите за тем, чтобы у ребенка сформировалась четкая схема действия умывания:
  • Вымыть с мылом руки
  •  Почистить зубы, прополоскать рот.
  •  Вымыть лицо, шею, уши.
  •  Вытереться полотенцем.
  •  Привести в порядок умывальные принадлежности: закрыть тюбик с пастой, промыть под струей воды щетку, поставить их в свой стаканчик, повесить на крючок полотенце. Умывая ребенка, играйте с ним, приговоривая веселые потешки, стихи:
                                              ***
                                     Водичка, водичка,
                                     Умой мое личико,
                                     Чтобы глазки блестели,
                                     Чтобы щечки розовели,
                                     Чтобы зубки белели.

                                                     ***
                                    Где же вы мои подружки:
                                    Щетка, тюбик с пастой, кружка?
                                    Долго вас Павлуша ищет,
                                    Чтобы вымыться почище.


Чистка зубов. Встаньте с ребенком перед зеркалом, чтобы он мог видеть, как Вы чистите зубы. Следите, чтобы он больше смотрел на Ваше отражение в зеркале, а не на Вас. Дайте ему подержать щетку, пока Вы выдавливаете на нее пасту. Встаньте за ним и медленно поднесите щетку ко рту.  Говорите с ним спокойно и одобряюще. Другой рукой откройте ему рот и помогите медленно поводить щеткой вдоль зубов. Постепенно сокращайте контроль над его рукой, если видите, что он подражает Вашим движениям. Сначала он проделает одно или два движения, но постепенно увеличивайте период чистки зубов. Если он пытается укусить зубную щетку, то отпустите его голову слегка назад, чтобы его подбородок принял нормальное положение.


Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 2409 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)
[31.01.2016]
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии во вспомогательной школе

[24.04.2016]
Лечимся луком репчатым (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку при недержании мочи (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку с эпилепсией (домашняя аптека)

[26.10.2015]
Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога (работа с детьми с нарушениями речи)
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz