Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 16:25 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

План-конспект примерного подгруппового коррекционного занятия со слепыми и слабовидящими детьми I класса
03.12.2010, 21:03

План-конспект  примерного подгруппового коррекционного занятия со слепыми и слабовидящими детьми I класса

  

Тема: Формирование у детей готовности к учебной деятельности    по грамоте.

  Цели - доразвитие действий интонационного различения предложений, слов, слогов и звукоанализа; уточнение и коррекция предметных представлений; совершенствование умения работать в едином темпе и ритме.

           Оборудование,
I. Предметные картинки с рельефным (для слепых) и плоскостным (для слабовидящих) изображением животных и птиц. 2. Грамзапись голосов животных и птиц (собаки, петуха, кота, вороны, лягушки, кукушки, козы, дятла, коровы). 3. Конверты с полосками разной длины.
  
Ход занятия.

 I. Вступительная беседа тифлопедагога:

-Дети,  что Вы знаете о нашей речи? Из чего она состоит?

-Ноша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. „Слова состоят из слогов. Слоги - из звуков.

-Правильно, дети. Я недавно была в Лесной школе, где учительницей работает Кальвина, а ученики у нее - веселые человечки. Так вот, веселые человечки все безошибочно различают предложения, слова, слоги и звуки, только Незнайка смешивает одно понятие с другим.

По просьбе Мальвины для Незнайки Самоделкин смастерил модели (показывает длинную полоску - модель предложения, покороче - слова, | еще короче - слоги,  совсем квадратик - модель звука). Дети, перед вами в конвертиках лежат такие же модели. Помогите Незнайке разложить их по порядку, начиная с модели предложения (Дети раскладывают и приговаривают; "Самая длинная полоска - предложение, покороче - слово" и т.д.)

       - Дети, подумайте, как определить, где кончается одно предложение и начинается второе?

- нужно прислушаться: в конце каждого предложения человек как бы делает остановку.

  2.     Давайте посчитаем "остановки" друг друга. Поиграем в игру "Сосчитай остановки" (дети по очереди рассказывают отрывки из сказок,"четко фиксируя "остановки*, конец каждого предложения. Остальные считают "остановки", предложения и по вызову отвечают).

3.    Различение слов в предложениях.

-Дети, а теперь посчитайте, сколько слов в предложениях: "Дети учатся". "Дети учатся писать. "Мальчик играет". "Мальчик играет ти¬хо. Мальчик играет тихо конструктором.

4.    Определение количества слогов в слове.
  
-Дети, вспомним, как определить, сколько в слове слогов? Нужно положить руку под подбородок и произносить слово. Сколько раз рука коснется подбородка, столько и слогов в слове (дети упражняются)

  5. Определение закрытых и открытых слогов.

-Дети, какие бывают слоги?

-Открытые и закрытые.

-А как их различать?  
 
-Открытый оканчивается на гласный звук, закрытый - на согласный.

-Дети, я слушала голоса некоторых животных и птиц и заметила, 'что они подают свои голоса в виде слогов (открытых, например, "му-у" и закрытых- "чив-чив").

-Дети, сейчас вы прослушаете голоса и угадаете, чей голос прозвучал, вы покажете (поднимете вверх) картинку с изображением этого животного или птицы. А при повторном звучании вы будете поднимать правую руку на открытый слог, а левую - на закрытый.

Игра "Какой слог?" (дети придумывают открытые и закрытые слоги по очереди."Выигрывает тот» кто больше придумал слогов). 
 
6.    Физкультура: имитация действий героев сказки К.Чуковского – «Муха-Цокотуха».

7.    Дидактическая игра "Цепочка" (ведущий говорит любое слово. Играющие по очереди продолжают называть слова, которые начинаются с такого звука, каким оканчивалось предыдущее, Например, мак - кот -там - мука - арбуз - заяц - цыпленок и т. д. Игра имеет правила; тот, кто долго не может назвать подходящее слово, выбывает, выигрывает тот, кто не выбыл из нее).

8.    Итоги занятия. Выяснение, чему научились на занятии: считать "остановки" - предложения, слова в них, слоги в словах, различать открытые и закрытые слоги, а также звуки в конце и в начале слов.

             СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТ ИЧЕСКАЯ  ИГРА "В ГОСТЯХ У БУРАТИНО"

Цель игры: развитие фонематического слуха и звукового анализа детей (умения подбирать слово с заданным звуком  в разных позициях: в начале, середине и в конце слова).

Оборудование игры: кукла Буратино, одежда для нее (берет белого цвета с кисточкой, бирюзовая рубашка, голубая безрукавка, брючки болотного цвета, башмачки бурякового цвета).

Ведущий: Сегодня мы отправимся в гости к Буратино, в страну Буратинию. Попасть в эту страну можно только по билету. Получить пропускной билет может только тот, кто ответит не меньше, чем на один вопрос словом, название которого содержит звук  "б*.

Вопросы к играющим и примерные ответы на них;

1.    На каком транспорте можно поехать в страну Буратинию? (На автобусе, троллейбусе и т.д.).

2.    Какие деревья растут в этой стране? (Береза, дуб, бук).

3.    Какие животные там живут? (Белка, кабан, буйвол и т.д.).

4.    Какие конфеты продают в магазинах Буратинии? ("Барбарис", батончики, "Белочка", "Балтика" и др.).

Вопросы задаются до тех пор, пока все играющие не получат "билеты". Потом ведущий показывает подарки для Буратино, а дети вслушиваются в их названия и отбирают только те, которые содержат звук "б"-(берет, рубашка, башмачки, брюки).

Среди подарков ведущий намеренно показывает и предметы, не содержащие в своем названии звука "6м с тем, чтобы дети исключили эти предметы из игры, так как они не отвечают ее правилам. Потом ведущий показывает куклу Буратино, здоровается с ней, вручает подарок, дети поочередно делают то же. После этого они одевают Буратино, а ведущий говорит:

- Ты, Буратино, наверное, не знал, что твое имя начинается со звука "б". Сегодня, Буратино, праздник у нас, праздник твоего первого звука и буквы. И одежду мы тебе в подарок принесли не простую, а со звуком "б" в названиях. Вот берет, он белый, рубашка -и т.д. За¬помни, Буратино, свой первый звук и букву.

После этого Буратино исчезает. А специально подготовленный мальчик показывает переодетого в новую одежду Буратино совсем в другом углу комнаты и говорит, делая усиление на звуке "б*1: "Спасибо, ребята, благодарю вас. Я теперь знаю свой звук и букву. Она называется ..." (забыл). Дети хором подсказывают: "б". После этого дети переходят к изучению звука "б" по букварю.   

      ЭТОЛОНЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ.СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ


1.    Развитие зрительного и осязательного восприятия. Взгляд по контуру осматриваемого предмета, последовательное обследование кончиками пальцев всего контура фигуры (моделирование контура).

2.    Развитие слухового восприятия. Различение по высоте звучания звуков музыкального ряда: высокий, низкий, выше, ниже; различение на слух и воспроизведение звучащих фонем.

3.    Сформированность основных сенсорных функций. Цветоразличения (умения опознавать и называть цвета и оттенки, соотносить предметы по цвету, различать по светлоте и насыщенности) от светлого к темному и наоборот, ритмически чередовать предметы по цвету и т.п.); форморазличения (умения опознавать и называть основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), соотносить их с предметами окружающего мира, аналитически воспринимать форму предмета (из частей составлять целое и т.п.); различения предметов по величине (умение располагать предметы от большого к маленькому и наоборот, сравнивать их по величине (больше - меньше, шире-уже, длиннее - короче, выше - ниже, толще - тоньше я т.п.).

4. Развитие анализирующего нападения. Умение последовательно, развернуто описать предмет или часть его, указывая на цвет, форму, величину, фактуру, материал, звучание, а также на функциональное назначение предмета и его частей.
                                                                                                                                      УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ  

I. Знания и представления об окружающем мире.

Предметы представления: 
  .
о предметах первой необходимости человека (продукты питания, одежда, обувь, посуда, мебель, игрушки и т.п.);

об орудиях и продуктах трудовой деятельности человека, профессиях;
о растительном и животном мире (деревья, кусты, травы» домашние животные, звери, птицы, рыбы, насекомые);

о населенных пунктах (страна, город, село, площадь, улица, переулок;   
об общественных явлениях (мир, война, революция), праздниках и т.п.;
о нравственно-этических понятиях (хороший-плохой, добрый-злой, честный-лживый, скромный-хвастливый, щедрый-скупой).

Пространственные представления: далеко, близко, тут,там, вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, на, в, над, под, за.

Временные представления: сегодня, завтра, сейчас, потом, долго, недолго, позже, раньше, быстро, медленно, утро, вечер, дань, дни недели, времена года с их характерными признаками.

Количественные представления: счет предметов (прямой и обратный) в пределах 10, порядковый счет, сравнение смежных чисел ("найди соседей числа б") и т.п.

2. Обучаемость: умение связно выражать свою мысль, следовать инструкции, выполнять действия по образцу, сравнивать предметы по существенным признакам, группировать, называть общим словом, исключать лишние, "неподходящие" предметы, развернуто рассказывать об увиденном. 
 
РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ

 1.Артикуляция четкая.

2.    Произношение ясное.

3.    Состояние фонематического слуха: слышит правильно произнесенное слово; придумывает слова на заданный звук.   
.
4.    Развитие звукового анализа слов: называет все слово; умеет выделять в слове слоги; выделяет на слух последовательно все звуки слова.

5.    Понимание смысла слов: "полное" (умение рассказать о предмете развернуто: "сани - это предмет для передвижения по снегу, делаются из дерева и железа, бывают с козырьком, детские и взрослые, в них запрягают лошадей").

6.    Понимание обращенной речи: понимание 1,2,3-ступенчатой инструкции; выполнение заданных действий; понимание простых устных рассказов, сказок (умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного).

         7. Словарный состав и грамматический строй речи: словарь соответствует возрасту; связная речь (умение последовательно излагать собственную мысль или рассказывать об увиденном или услышанном).


                                          ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наличие интереса не столько к внешнему оформлению игры и игрушки, сколько к  выполнению игровой задачи, а главное, к выигрышу. Предпочтение коллективных форм игровой деятельности индивидуальным.

                                          ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование прямых, кривых, ломаных, прямоугольника, треугольника, круга, сказочного домика, самолетика, парохода, деревьев, цветов, рыбок в аквариуме, изображение силуэта человека в различных движениях.

                                                  РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.    Самообслуживание: быстрое тщательное умывание, чистка зубов, одевание, пользование носовым платком, пришивание пуговиц, чистка обуви, бережное обращение с вещами, поддержание порядка в уголке.

2.    Конструирование; различение и правильное называние деталей конструкторов» строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма, брусок); сооружение постройки по замыслу, по инструкции, коллективное строительство сложных сооружений (дом с колоннами, улица,метро), изготовление игрушек-самоделок из бумаги, картона, природного материала,

3.    Лепка; умение раскатывать глину прямыми и круговыми движениями, вытягивать небольшие части (клюв птицы и др.) из целого куска, вдавливать, присоединять, украшать изделия несложным орнаментом.

4.   Аппликация: умение резать в разных направлениях, регулируя движения рук, вырезать и наклеивать круглые и заостренные формы, составлять и наклеивать узоры на полоске бумаги и т.п.

                                            РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
  
1.    Ходьба: умение ходить по наклонной и горизонтальной скамье с мешочком на голове (весом 500...700 г) прямо и боком, переступать через веревку, поднятую на высоту 30...35 см.

2.    Метание: умение подбрасывать и ловить мяч одной рукой, набрасывать кольца на стержень с расстояния 2...2,5 м, попадание в цель с расстояния 3.. ,3,5м.
Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 15897 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 3.4/5| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz