Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 20:01 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ
03.12.2010, 23:55


 ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
 С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ



Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития, помогает войти в детский коллектив, в том числе и в школьный, способствует успешности в обучении и имеет немаловажное значение для всей последующей жизни.

 Родители, имеющие ребенка с неполноценным зрением, обычно очень обеспокоены его будущим. Они думают о том, чем можно ему помочь, как его воспитывать. Перед ними встают разные вопросы: следует ли ограничивать самостоятельное чтение ребенка, а также те виды деятельности, которые связаны с участием зрения? Можно ли позволять ему играть в подвижные игры, заниматься спортом? Много разных вопросов и сомнений возникает у родителей в связи с нарушением зрения у ребенка.

В данной статье мы хотим осветить некоторые особенности, связанные с развитием слабовидящих детей и показать путь помощи  в семье.

Значительное снижение зрения до степени слабовидения может быть обнаружено у детей в разное время. Иногда родители замечают, что у ребенка косят глаза или что он не фиксирует взором предмета, когда он находится в младенческом возрасте. Чаще снижение зрения распознается в преддошкольные и дошкольные годы. Такое раннее выявление неполноценного зрения, как правило, бывает в случаях его значительного снижения. Нередко в расстройстве зрения у ребенка в семье узнают только перед поступлением его в школу при прохождении им медицинского осмотра.

Когда бы этот факт ни был обнаружен, он всегда воспринимается тяжело. Известие о том, что у ребенка зрение не может быть восстановлено и с этим недостатком придется существовать всю жизнь, тревожит родителей. Большинство их них никогда раньше не сталкивалось с такими детьми, и им кажется, что они не смогут воспитать и подготовить к жизни своего ребенка так, как это могут сделать родители здоровых детей. Однако нередки случаи, когда родители стараются подойти к этой проблеме реально и здраво. Они стремятся узнать все, что может их направить на правильный путь воспитания и подготовки к жизни их ребенка.

 Важно распознать снижение зрения как можно раньше. Это позволит оказать ребенку своевременную помощь. В ряде случаев рано примененное лечение может дать положительные результаты. Однако в дошкольные годы, при недостаточно внимательном наблюдении за ребенком, многие родители не подозревают у него расстройства зрения. Ведь многие слабовидящие дети довольно свободно ориентируются, хорошо играют, без затруднений научаются читать. И тем не менее, если бы родители не пропускали некоторых симптомов, свидетельствующих о возможном нарушении функции зрения, ребенку можно было бы рано оказать лечебную и коррекционно-педагогическую помощь. Какие же это признаки, по которым можно предполагать снижение зрения? Ребенок трет глаза; он неловок в игре с детьми; часто спотыкается при ходьбе; наклоняется при рассматривании картинок; игрушки и другие предметы при рассматривании подносит близко к глазам; уронив какой-нибудь предмет, особенно маленький, затрудняется его найти, при этом низко наклоняется, шарит рукой; узнает знакомых, когда они подходят совсем близко, а издали – только по голосу.

Когда бы семья не узнала о глубоком нарушении зрения у ребенка, всегда следует помнить, что реакция окружающих на его дефект так или иначе им воспринимается и влияет на формирование его личности, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение слабовидящего ребенка в семье, его взаимоотношения с родными, близкими могут способствовать выработке у него волевых качеств и эмоциональной устойчивости, с другой стороны, неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию невротических реакций. Нередко ребенок слышит в семье слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем. Такое подчеркивание у него недостатков заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке, отличном от остальных людей. Не следует также говорить о его затруднениях и неудачах в присутствии других, это может вызвать у него неудовольствие, а также чувство жалости к себе.

Неправильное отношение к ребенку с нарушением зрения в семье выражается или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нем. В первом случае родители, охваченные чувством жалости и сострадания, окружают его чрезмерным вниманием И оказывают ему помощь там, где он без этого мог бы обойтись. Они стараются все сделать за него: кормят, умывают и одевают его в таком возрасте, когда другие дети делают это сами. Его не приучают убирать за собой игрушки, книжки, стелить постель и выполнять другие виды самообслуживания и помощи по дому, которые дети его возраста обычно делают. Иногда родители задаривают ребенка игрушками, книжками, сладостями; они стремятся этим как бы смягчить, украсит его жизнь, которая, как им кажется, не может быть радостной и полноценной. Если в одних семьях неправильное отношение к таким детям выражается в чрезмерной помощи, в излишнем оберегании и задаривании, то в других – наблюдается иная крайность: родители и окружающие ребенка родственники открыто выражают свое неудовольствие им, подчеркивают его неполноценность, раздражаются из-за ошибок и неловкостей, им совершаемых, не уделяют ему нужного внимания, недостаточно любят и заботятся о нем. Это не только делает его жизнь безрадостной и тяжелой, но способствует тому, что некоторые дети замыкаются, уходят в себя.

В первом случае снижение требований к ребенку, искусственное отгораживание его от всех жизненных трудностей развивает в нем иждивенческое настроение, затормаживает развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременной выработке навыков самообслуживания. Во тором случае частые напоминания ему о его ошибках, неловкостях, происходящих из-за расстройства зрения, могут вызвать у него антипатию к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчужденности.

Имеют место случаи, когда родители, болезненно относясь к дефекту своего ребенка, хотят, чтобы он компенсировал его какими-то особыми способностями, которые они стремятся в нем открыть и развить. Они проявляют особый интерес ко всем выдающимся инвалидам, описанным в литературе. Их внимание привлекают все случаи, когда человек, обладающий таким же дефектом, как и их ребенок или еще более тяжелым, закончил институт, достиг высокого положения, чем-то выделился. В этих случаях родители часто не учитывают истинных способностей и возможностей своего ребенка. Подогреваемые честолюбивыми мечтами, они предъявляют ему непосильные требования, заставляют чрезмерно много заниматься, лишают его отдыха. Такие повышенные требования наносят развитию ребенка большой ущерб. Он перенапрягается физически и умственно, истощается его нервная система; он отрицает морально, так как не может удовлетворить высоких запросов, ему предъявляемых. И если у него только средние способности, а от него хотят, чтобы он был всегда среди первых или первым, то этим заставляют его чувствовать ущербность. У детей с неполноценным зрением, как у слепых, так и слабовидящих, родители иногда хотят обнаружить музыкальные способности. Еще имеет место издавна сложившееся неправильное представление о том, что люди с глубокими нарушениями зрения и совсем незрячие обладают музыкальными способностями. В действительности, как показывают наблюдения и проведенные исследования, дети с неполноценным зрением не превосходят своей музыкальной одаренностью нормально видящих.

Такое неправильное отношение к детям, неучитывание их истинных возможностей и предъявление им непосильных требований, может нанести им только вред.
В воспитании ребенка с неполноценным зрением родители должны исходить из того, что они могут многое для него сделать, во многом ему помочь. Если у него только нарушено зрение и нет других отклонений в развитии, то он способен овладеть большинством умений и навыков, доступных нормально видящим детям того же возраста.

Многие дефектологи подчеркивают, что при воспитании и обучении детей, обладающих каким-либо недостатком, прежде всего нужно учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Ибо сохранные позитивные качества ребенка важнее его физического или сенсорного недостатка. Он обладает теми же особенностями, что и его сверстники, у него такие же интересы, желания, потребности, как и у них. Не следует им проходить мимо этого, не заглушать эти естественные проявления и стремления. Нужно всегда иметь в виду, что каким бы нарушением ребенок не обладал, он прежде всего ребенок со всеми присущими его возрасту особенностями, а потом уже слабовидящий, или слабослышащий, или обладающий каким-то другим недостатком. И в его воспитании родители должны прежде всего руководствоваться теми рациональными требованиями, какие предъявляют в данном возрасте всем детям. Они должны, насколько это возможно, научить слепого ребенка делать, понимать и знать то, что в этом возрасте является достоянием детей с нормальным зрением. Прежде всего, очень важно воспитать в детях самостоятельность, умение себя обслуживать; необходимо привить им навыки культурного поведения и способствовать их общему развитию. При достаточной стимуляции и правильном воспитании слабовидящий может в процессе своего развития во многом приближаться или соответствовать нормально видящим детям. Он может в том же возрасте, как и все дети, начать ходить, говорить, проявлять интерес к окружающему. От него можно и следует требовать выполнения нужных правил поведения, не делая никакой скидки на его нарушение.

Родителям важно знать, что общего между их ребенком и всеми здоровыми детьми и что отличает его от этих детей, в чем и каким образом они должны оказать ему специальную помощь. Значительное снижение зрения накладывает отпечатки на раннее развитие ребенка, обуславливая его замедленность и некоторое своеобразие.

Уже с младенческого возраста ребенок не видит многих окружающих его предметов или видит их недостаточно точно. В раннем возрасте окружающие предметы не побуждают его к повороту головы и поиску глазами интересующих его вещей. Слабовидящие позднее других детей начинают тянуться руками к разным предметам, а также направляться к ним, когда начинают ходить. Их подражательные действия, ответные реакции на улыбку, на выразительные жесты и мимику формируются позднее и проявляются слабее, чем у нормально видящих. Уже в преддошкольные и дошкольные годы чувственный опыт ребенка с нарушенным зрением очень обеднен из-за недостаточно ясного и четкого обозрения окружающих объектов, особенно отдаленных и находящихся в движении. Его представления уже в этом возрасте не так многообразны, не так точны и правильны, как у других детей.

Слабовидящий не может самостоятельно брать из жизни нужные ему сведения в той мере и в том объеме, в каком это доступно детям его возраста. Он в большей мере, чем его нормально видящие сверстники, зависит от помощи окружающих его взрослых. Прививая ребенку с нарушенным зрением навыки самообслуживания, правильного и культурного поведения, родители должны уделять ему больше внимания, чем при воспитании нормально видящего, который может сам брать из жизни, а впоследствии – самостоятельно приобрести то, чем он еще не обладает. Для слабовидящего умения и навыки, приобретенные в детстве, имеют особенно большое значение, так как он ограничен в возможностях усваивать нужное ему путем подражания, а так же испытывает затруднения в коррегировании недостатков – его зрительный контроль для этого слишком слабый.

Большую помощь семья может оказать ребенку в его общем интеллектуальном развитии. Слабовидящий – это зрячий ребенок. Зрение служит ему так же, как и всем людям: он ориентируется с помощью зрения, читает плоскопечатный шрифт, рассматривает картинки; зрение он использует в учебе, труде, развлечениях. Однако неполноценная способность видеть во многом его лимитирует. Прежде всего, он получает значительно меньше сведений об окружающем, поступающих к нам через зрительный анализатор, чем дети с нормальным зрением; в обычных условиях он видит значительно меньше объектов и явлений, чем они. Его обозрение отдаленных предметов смутное, нечеткое, он воспринимает их общие контуры, не различает деталей. Гуляя по лесу или находясь в саду, он не видит кроны деревьев, не различает формы отдельных листьев, не увидит сидящую на ветке птицу, а лишь услышит издаваемые ею звуки. В траве показалась лягушка, она запрыгала у самых его ног, но ребенок этого даже не заметил. В поле пролетела стрекоза, бабочка села на цветок – все это осталось вне обозрения слабовидящего. Он не увидит плывущего вдали парохода, летящего даже на небольшой высоте самолета, не увидит проехавшую на расстоянии машину или пробежавшую собаку. Проходя по городским улицам, ребенок с нарушенным зрением не может наблюдать работу снегоочистительной машины, не различает, как из специального шланга моют дом. Только смутно, малодифференцированно он видит оформление картины. Его непосредственному восприятию недоступно огромное количество явлений внешнего мира. Он не может непосредственно наблюдать многообразие красок вокруг него, не видит в достаточной мере движения транспорта, людей, животных, не замечает изменений в природе. Но он может видеть отдельные предметы, если они находятся на близком от него расстоянии, когда он подходит к ним вплотную, берет их в руки. Он может видеть то, что ему показывают, наблюдать за тем, на что обращено его внимание.

Слабовидящему доступно изобразительное искусство: он имеет возможность воспринимать рисунки, картины, скульптуру. Это должно быть использовано для восполнения пробелов в его знаниях, представлениях – для обогащения его чувственного опыта.

Представьте себе, что ребенок со сниженным зрением пошел в зоопарк. Что он там увидит? Каким образом можно помочь ему увидеть и узнать больше?
Вот он подошел к пруду, в котором плавают лебеди. Стоящий с ним рядом нормально видящий ребенок обозревает пруд, он ясно видит плавающих белых и черных лебедей, хорошо различает все детали их внешнего вида, их повадки, манеру плавать и т.п. Совсем иные возможности у слабовидящего. Даже имея остроту зрения 0,2-0,3 (что составляет верхнюю границу слабовидения), ребенок не может отчетливо различать плавающих в пруду птиц: он видит лишь их общие контуры, смутно различает что-то перемещающееся в воде; образ воспринимаемого на далеком расстоянии лебедя настолько тускл и недифференцирован, что он не получает представления о внешнем виде этой птицы. Ребенок с нарушением зрения не может на расстоянии отличить лебедя от утки, от гуся или какого-нибудь другого представителя мира пернатых. То же относится и к остальным животным, находящихся от посетителей на значительном расстоянии. Слабовидящий ребенок получит лишь очень смутное, поверхностное представление и о верблюде, и о зебре, и о лисе, и о многих других животных. Некоторых из них, находящихся от посетителей на большой дистанции, он не увидит вовсе. Так, например, белого медведя, отдаленного от наблюдателей большой территорией, слепые дети не увидят ни плавающим в водоеме, ни тогда, когда он выйдет на сушу. Они ясно не увидят также таких хищников, как тигр, лев, волк, ибо подойти совсем близко, вплотную к ним нельзя. Конечно, зрительные возможности различны у детей с разным характером заболевания органа зрения и с разной остротой зрения, но даже те дети, у которых острота зрения выражена в десятых долях (0,1-0,3) очень ограничены в своих возможностях обозрения на расстоянии. Однако, как бы ни были малы зрительные возможности ребенка, посещение зоопарка доставит ему удовольствие и расширит круг его представлений и понятий о животном мире. Конечно, многое он увидит смутно, неотчетливо, что-то сможет рассмотреть лучше. Это относится к тем животным и птицам, к которым можно подойти близко. Для того, чтобы экскурсия или прогулка в зоопарк принесла такому ребенку больше пользы, оказалась бы более эффективной, следует провести с ним некоторую предварительную работу. Очень полезно познакомить его с различными представителями животного мира по картинкам. Это доступно всем слабовидящим детям. Такое предварительное обозрение птиц и животных на иллюстрациях послужит основой для формирования зрительных представлений, а это, в свою очередь, позволит лучше увидеть их в натуре. Уже имеющиеся представления о разных обитателях зоопарка помогут интеллектуальной компенсации, т.е. помогут дополнить те общие, смутные, недостаточно дифференцированные образы и их детали, которые ребенок воспринимает; это позволит ему увидеть обозреваемый объект более четко и полно. Кроме того, восприятию самого образа животного или птицы, так же как и его действий, могут помочь даваемые одновременно с обозрением объяснения о его внешнем виде, о том, что в данный момент делает, как ведет себя.

Использование картин, рисунков, иллюстраций имеет очень большое значение для расширения знаний слабовидящего об окружающих его вещах и явлениях. Его надо приучать пользоваться ими, рассматривать и осмысливать их – ведь это богатый источник, позволяющий восполнять обедненные зрительные представления о внешнем мире.

Очень помогает расширению кругозора ребенка с нарушенным зрением посещение различных культурных учреждений: музеев, театров, зоопарков, ботанического сада; нужно, чтобы он побывал в разных магазинах; летом в деревне он может осмотреть домашних птиц и животных. Ребенок должен знать лес, поле, сад. Нужно помнить, что слабовидящий во время прогулок не увидит того, что свободно обозревают другие дети. Он не узнает сам, без помощи взрослых, о том, что широко раскрывается взору зрячего в лесу, в саду, на улицах города, в музеях и т.д. ребенку с нарушенным зрением надо показывать разные объекты, обращать его внимание на происходящее вокруг. Все зрительные впечатления, получаемые ребенком, должны быть им хорошо усвоены. Для этого родителям рекомендуется беседовать с ним о том, что он видел, что его окружает, по поводу прочитанных ему (или им самим) книг. В процессе беседы выявляется, что он плохо понимает, неправильно представляет. И в этом взрослые могут помочь ему разобраться, они разъясняют многое такое, что ему трудно постичь из-за имеющегося у него нарушения.

Всех лиц, имеющих дело с детьми с неполноценным зрением, всегда волнует вопрос: следует ли позволять им самостоятельно читать художественную литературу, не повредит ли это зрению? Издавна сложилось мнение о необходимости введения для слабовидящих строгих ограничений при выполнении всякой деятельности, требующей зрительного контроля. С целью оберегания их слабого зрения, детям запрещали читать и выполнять то, что связано с постоянным участием зрения. Это очень обедняло жизнь ребенка, лишало его источника знаний, удовольствия, тормозило его общее развитие.

Исследования и наблюдений последних лет показали, что такая осторожность излишняя. Разумное использование зрения в учебе, в труде, в развлечениях у многих детей не приводит к его ухудшению. Изменилось принципиальное отношение к этому вопросу. При использовании зрения необходимо соблюдать гигиенические требования: при чтении, письме должна быть правильная посадка; рабочее место – стол, на котором лежит книга, тетрадь – должно быть хорошо освещено; в тех случаях, когда это необходимо, следует использовать средства зрительной коррекции – очки, лупы и другие.

Характер заболевания органа зрения в каждом рассмотренном случае накладывает свой особый отпечаток на возможности и ограничения ребенка, по разному обуславливает его зрительные затруднения.

Есть дети, у которых устают глаза, когда они читают или пишут: им надо делать перерывы во время выполнения этих заданий, давать отдых глазам. Другие – не испытывают утомления, они могут читать подолгу, но чрезмерное перенапряжение зрения может привести к его ухудшению. В каждом случае к ребенку надо подойти индивидуально. Следует обсудить с врачом характер его заболевания, посоветоваться о его возможностях.

Слабовидящему ребенку можно показывать буквы, научить его читать и разрешать читать ему детские книжки в дошкольном и школьном возрасте. Но надо позаботиться о подборе литературы, как в отношении ее содержания, так и со стороны оформления и шрифта. Шрифт должен быть четким, ясным, разборчивым; некоторым детям легче читать, когда буквы крупные, для других это особого значения не имеет.

Так как слабовидящие часто читают меньше, чем дети с нормальным зрением, то следует особое внимание уделить тому, чтобы каждая выбранная им книга была бы ценной по своему художественному и познавательному качеству. Родителям надо взять под свой контроль читаемую детьми литературу и помочь им в ее подборе.

Следует также уделить внимание чтению ребенку вслух с последующим обсуждением прочитанного. Особое значение для ребенка с нарушенным зрением имеет хорошо развитое слуховое внимание. Родители могут ему в этом помочь. Для этого с раннего возраста следует приучать ребенка слушать детские передачи по радио, по телевизору, прослушивать магнитофонные записи песен, литературных текстов, а также развивать у него способность хорошо слушать и удерживать в памяти содержание читаемых ему вслух или рассказываемых сказок, рассказов.

Очень важно уделить особое внимание физическому развитию ребенка. Так же как и все другие дети, он может научиться плавать, кататься на лыжах, играть в различные спортивные игры. В семейном воспитании важно учитывать возможности и способности данного ребенка. На основании этого можно предъявлять ему определенные, посильные для него требования, а также обогащать круг его понятий и представлений в объеме для него доступном. Это позволит также правильно организовать для него занятия спортом и другими видами физических упражнений, необходимых для детей с неполноценным зрением.

Дети, которым в семье уделяют много внимания, умственному и физическому развитию которых способствует правильное воспитание, легче преодолевают стоящие на их пути трудности и препятствия. Они хорошо успевают в школе и довольно легко контактируют с окружающими. В школе слабовидящих немало таких примеров.

Лена С. Учится в 1 классе школы слабовидящих. У нее тяжелое расстройство зрения: афакия обоих глаз (удалены хрусталики). Острота зрения – 0,2; поле зрения сужено.

Лена хорошо учится, по всем предметам почти всегда получает «5». Круг ее сведений достаточно обширен для ребенка е возраста. Она сама читает детскую литературу. Кроме того, ей много читают родители. С 6-ти лет девочка пользуется книгами из библиотеки: родители подбирают для нее литературу с четким, крупным шрифтом. Она любит читать, несмотря на то, что это для нее не очень легко. Девочка низко склоняется к книге; т.к. у нее сужено поле зрения иона не может схватить взором строку, ей приходится поворачивать голову, чтобы перевести взор с одной строки на другую. Несмотря на это, она уже достаточно овладела навыком и читает, хотя медленно, но свободно. У Лены музыкальные способности. Родители думают о ее будущем: может быть музыка впоследствии станет ее специальностью. Они стремятся развивать ее природные способности: Лена посещает концерты, она учится в музыкальной школе игре на пианино. Мать обводит для нее ноты, это дает возможность девочке читать их.

Родители заботятся и о физическом развитии дочери. Зимой почти каждое воскресенье отец отправляется с ней кататься на лыжах. Лето она проводит на даче – купается, плавает, играет в доступные ей игры. Девочка свободно и уверенно чувствует себя в коллективе детей, хорошо контактирует со взрослыми.

Другой случай также показывает важность семейного воспитания для полноценного развития слабовидящего ребенка. Саша Л. Учится в 1 классе. У него плохое зрение: врожденная колобома радужки, поле зрения сужено до 20-30 градусов; острота зрения правого глаза – 0,1, левого – 0,06.

Мальчик развитой, хорошо учится. Родители уделяют ему много внимания. Они хотят дать ему как можно больше знаний, расширить круг его представлений, познакомить с тем, что ему, слабовидящему, трудно увидеть и узнать. Дома – большая детская библиотека. Отец подбирает для него книги с крупным, ясным шрифтом и занимательным содержанием. Эти книги Саша понемногу читает сам. Кроме того, родители читают ему вслух, беседуют о прочитанном. Мальчик просматривает в кино некоторые детские фильмы с интересным сюжетом. Чтобы облегчить мальчику восприятие фильма, его предварительно знакомят с его содержанием.

Кроме того, для него подбирают детские телевизионные передачи. По программе отец намечает, какие фильмы и постановки следует посмотреть его сыну. Все это имеет большое значение для развития слабовидящего мальчика. Он видит на экране кино и телевизора жизнь в движении, в динамике, т.е. то, что ему малодоступно в реальной жизни. На экране перед ним раскрывается природа, он видит повадки животных, видит катающихся с гор лыжников, пролетающие самолеты, видит скрипача, водящего смычком по инструменту и многое другое. В отличие от многих других слабовидящих детей, имеющих лучшее, чем он зрение, Саша может воспроизвести многие движения – показать, какие движения совершаются при том или ином виде деятельности – как пилят, играют на балалайке и др.

Некоторые дети с нарушенным зрением узнают на картинке разные предметы, но не могут показать, как ими действуют. Различая музыкальные инструменты на слух, они не могут движением руки показать, как играют на скрипке, на трубе, на гитаре. Многие не знают движений, которые совершает человек, работающий пилой, рубанком или гладящий белье утюгом. Восприятие действий и движений на экране позволяет восполнять недостаток впечатлений, получаемых ребенком непосредственно из жизни.

Известную проблему в воспитании слабовидящего ребенка в семье представляет отношение его с братьями и сестрами и отношение к нему и к здоровым детям. Всякое выделение одного ребенка перед другими, также, как и меньшее внимание, оказываемое кому-либо из детей, вызывает открытую или скрытую зависть и недоброжелательство со стороны обиженного и развивает чувство эгоизма у того, кто пользуется предпочтением старших. Все это справедливо и по отношению к детям с неполноценным зрением. Как уже отмечалось выше, чрезмерное фиксированное внимание на дефекте одного из членов семьи, может вызвать у последнего особую жалость к себе и осознание себя, как человека несчастного и отличного от всех. Равное и справедливое разделение любви, заботы и внимания на всех детей способствует их сплочению и дружеским отношениям между ними. Всякая помощь в игре, в учебе, в быту, которую бы родители желали, чтобы слабовидящему оказывал здоровый ребенок, не должна выполняться последним по принуждению. Постоянная протекция брату или сестре вопреки собственному желанию и эмоциональному удовлетворению грозит превратиться в тяжелую повинность, от которой здоровый ребенок будет стремиться избавиться. Это может привести к нежелательным последствиям в будущий период подростковой и самостоятельной жизни. Помощь и забота должна носить характер обоюдного взаимного внимания; и если один из братьев (или сестер) в чем-то помогает другому, то этот последний, в свою очередь, может тоже чем-то или помочь, или как-то по-другому проявить свою заботу и дружбу.

Один из факторов, который может подчеркнуть ребенку его неполноценность – это взаимоотношения со сверстниками. Недостаток зрения часто ограничивает возможности ребенка в игре: он не так ловок, как другие, не так быстро и хорошо ориентируется в окружающем. Из-за этого его участие в игре может быть нежелаемым. Наблюдения показывают, что дети с расстройством зрения не только страдают из-за своего недостатка, сколько из-за отношения к этому окружающих.
Особенно уязвимыми дети с расстройством зрения становятся в период отрочества и юности. В это время подростка наиболее остро беспокоит вопрос о том впечатлении, какое он производит на окружающих. Его особенно начинает тревожить мысль об ограниченных возможностях в выборе профессии. Подросток думает о сложности социальной адаптации в обществе, предстоящей ему в течение всей последующей жизни. Нередко он впадает в состояние депрессии из-за ошибок, неудач, происходящих из-за плохого зрения. Тогда следует поддерживать его, прийти вовремя на помощь. В его настроении в этот период наблюдаются колебания между стремлением к независимости и осознанием необходимости для него поддержки со стороны взрослых. В это время он особенно нуждается в понимании, в чутком и внимательном отношении.

На способность подростка с нарушением зрения включаться в жизнь общества влияет его отношение к себе и к окружающим. А это отношение складывается из ряда условий. Большое значение имеет семейное воспитание и то конкретное окружение детей и взрослых, в котором данному человеку приходилось находиться, а также его собственные личные качества. Если ребенок или подросток болезненно ощущает и остро реагирует на свою неполноценность, то даже при наличии у него хороших способностей их реализация затрудняется.

Всякий недостаток физический, психический или сенсорный ставит перед человеком, им обладающим, известные ограничения. Он не может овладеть некоторыми профессиями, лишен возможности заниматься отдельными видами спорта, ограничен в развлечениях. Однако у ребенка или подростка, несмотря на некоторые ограничения, остается много возможностей и в труде, и в развлечениях, в которых он сможет участвовать, если должным образом себя к этому подготовит. Поэтому очень важно создавать у него правильный настрой, вселять оптимизм. Надо фиксировать внимание слабовидящего на его позитивных качествах, на том, что он может, а не на том, чего он не может. Поощрения за успех, за стойкость в преодолении трудностей, предъявление ему посильных задач с постепенным их усложнением – все это способствует укреплению в ребенке или подростке веры в собственные силы, вселяет уверенность и стимулирует к достижению более высоких результатов.

Однако в жизни всегда могут быть и неудачи, могут встать трудности, которых нельзя преодолеть, могут возникнуть желания, достичь которых окажется невозможно. И этого упускать из виду нельзя. Надо подготовить ребенка и к таким возможностям, чтобы неприятности и неудачи не сломили его, не подавили бы его стремлений и надежд. Для этого не всегда надо оберегать его от неприятностей, не всегда следует из чувства жалости держать его в неведении. Умение правильно относиться к неудачам, к разочарованиям, умение найти другой путь удовлетворения своих желаний закаляет волю и делает человека стойким на нелегком жизненном пути.

При одной и той же зрительной патологии, различные дети и подростки проявляют себя по-разному и в поведении, и в учебе, и во всех других видах деятельности. Они оказываются по-разному приспособленными к жизни. Семейное воспитание играет в этом большую роль.

Н.Б Лурье
Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 9034 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz