Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 13.06.2021, 13:45 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

МИР ЦЕННОСТНОСТЕЙ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
[ Скачать с сервера (28.2 Kb) ] 16.11.2010, 23:15

МИР ЦЕННОСТНОСТЕЙ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Современное образование ориентировано на создание такой образовательной среды, которая способствует становлению школьника как субъекта саморазвития. Способность человека быть субъектом саморазвития, по мнению С.Л.Рубинштейна, основывается на особой направленности его творчества – созидание себя, своего внутреннего мира, собственной душевной жизни.  Данный творческий процесс осуществляется учащимися в сотрудничестве со взрослым и реализуется ими в активной деятельности, результатом которой является обретение школьниками личностных смыслов, способности к самопознанию, осознание ими самоценности. Становление школьника как субъекта саморазвития возможно только тогда, когда развивается его самосознание, ибо основная функция самосознания – это осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе  Следовательно, «самосознание –  это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида»  В связи с этим при реализации программ, имеющих своей целью личностное развитие школьника (и развитие его как субъекта) необходима специальная работа, способствующая формированию его самосознания. Решение указанной выше задачи согласуется с целью специального образования детей с нарушениями зрения – подготовить слепых и слабовидящих школьников к независимой, самостоятельной жизни, что является залогом успешности их социальной адаптации и интеграции в общество.
\
Вместе с тем современная тифлопсихология не располагает в достаточной мере научными данными о развитии самосознания у слепых и слабовидящих детей.
 

    Развитие содержательной стороны самосознания включает в себя процесс овладения значением, его психологическая сущность заключена в том, что оно является обобщенной формой отражения субъектом общественно-исторического опыта человечества, приобретенного в процессе совместной деятельности, общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Значение, по словам А.Н.Леонтьева, «представляет собой отражение действительности независимо от индивидуального, личностного отношения  к ней человека»; оно, хотя и существует как факт индивидуального сознания, вместе с тем представляет его содержание, кристаллизующее опыт предшествующих поколений, принадлежит миру объективно-исторических явлений .

В то же время содержание психического отражения зависит не только от качеств и свойств объективно существующих предметов и явлений, но и от отношения субъекта к отражаемому, то есть от того, какой субъективный, личностный смысл – «значение – для  меня» – оно имеет. Механизм «порождения» смысла, по А.А.Леонтьеву, следующий: включая значение в деятельность, конкретный человек вырабатывает собственное отношение к нему, поэтому значение приобретает смысл для личности - Личностный смысл связывает значение с реальностью жизни индивида в этом мире: А.Н. Леонтьев считает, что личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания. В индивидуальном сознании взаимоотношение между «равнодушным» значением и «пристрастным» смыслом следующее: смысл вторичен по отношению к значению.

По А.Н.Леонтьеву, личностный смысл вторичен дважды. Он «порожден» отношением мотива деятельности к цели действия. «Мотив задает смысл. Каков мотив, таков и смысл для человека его деятельности» Мотив всегда предметен, поэтому и смысл также предметен. Причем предмет может быть материальным или идеальным, чувственно воспринимаемым или данным только в представлении, в мысленном плане.
Б.С. Братусь, не отвергая полностью завязанности смысла на мотив, предлагает отказаться от их жесткой связи. Он считает, что смысл – «это категория иного порядка, категория отношения, соотношения не только мотива с целью, но вообще событий человеческой жизни». Личностный смысл тем самым не столько предметен, сколько межпредметен, ибо является отражением субъективно устанавливаемых связей «между людьми, предметами и явлениями, окружающими человека в пространстве и времени как текущих, так и бывших или предполагаемых событий» [. А потому «смысл не жестко заданный предмет, вещь или действие, а вариативная связь между предметами, вещами или действиями, точнее, вырабатываемый неспецифический, личностный принцип этой связи, соединение, объединение разрозненного, рассыпанного вне этого смысла бытия».Такой подход к трактовке понятия «смысл» согласуется с определением функции личностного смысла Сухоруковым А.С.: «создание и структурирование пространства жизни индивида»

    Знаменательно для развития самосознания ребенка становление личностного смысла, зарождающегося и развивающегося в структуре предметной деятельности и являющегося выражением отношения к явлениям объективной действительности.
Диалектику взаимодействия значения и личностного смысла объясняют введенные Д.А. Леонтьевым понятия «жизненные отношения», «жизненный мир», «модус жизнедеятельности», «жизненный смысл», «смысловая связь». Исходным выступает понятие «жизненные отношения», которые рассматриваются как  «объективное отношение между субъектом и каким-либо объектом или явлением действительности, характеризующееся качественно определенной формой взаимодействия между ними»  Жизненные отношения задают границы жизненного мира человека: он включает в себя организованную жизненными отношениями совокупность всех объектов и явлений действительности.

Модус жизнедеятельности – это тот или иной ее вид, характеризуемый «определенным состоянием жизненных отношений, обусловленным характером взаимодействия субъекта с объектами его жизненного мира» . При этом активность субъекта проявляется в реализации его жизненных отношений и направлена на установление их оптимального состояния, «то есть такого …, которое максимально способствует продолжению существования и развития субъекта»  Содержательный аспект жизненных отношений определяет жизненные смыслы, представляющие собой объективные смыслы предметов, выступающих в роли мотива в контексте индивидуальной жизнедеятельности субъекта. В этой же  роли может выступать предмет, непосредственно отвечающий по меньшей мере одной из актуальных потребностей.

По мере расширения границ жизненного мира субъекта, развития его мотивационно-потребностной сферы жизненные отношения переходят в статус смысловых связей. На пути реализации потребностей множество объектов или явлений жизненного мира субъекта становятся, по выражению Д.А. Леонтьева, небезразличными, значимыми для его жизнедеятельности в силу своих объективных свойств и определенной локализации в мире, а именно, локализации на пути к реализации той или иной потребности. «Их включение в жизнедеятельность субъекта осуществляется посредством установления смысловых связей, являющихся отражением такого объективного отношения между двумя (или более) объектами или явлениями, в силу которого, если один (одно) из них (или какая-либо грань его) имеет отношение к реализации какой-либо потребности субъекта, то и второй (и другие) объект или явление также становятся небезразличными к реализации этой потребности …». -
 Образование этих связей осуществляется в практической деятельности, обнаруживающей для субъекта пути реализации этих потребностей и определяющей место объектов и явлений в его жизни. Так смысловая связь, согласуясь с мотивами и потребностями, наполняясь «значением для меня», становится личностным смыслом. Следовательно, «личностный смысл – это форма познания субъектом его жизненных смыслов, отражение их в сознании»  Последующее движение личностных смыслов к общечеловеческим ценностям и повышение их осознанности выступает в качестве общих направлений развития смысловой сферы личности, т.е. самосознания.

Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. считают, что «субъективное принятие или отвержение первоначально лишь переживаемых или лишь знаемых состояний или содержаний сознания могут не только сигнализировать о личностных смыслах субъекта, но и становится для него специальной формой активности» Особенностью данной формы активности является ее направленность на принятие «личностных решений о допустимости и близости этих смыслов к собственному Я, входящему в структуру самосознания субъекта»  Выражением данной формы активности самосознания ребенка является ценностность, определяемая Н.И. Непомнящей как базовое основание личности . В содержании ценностности находит отражение то главное, что наиболее значимо для ребёнка в его жизненном мире: к каким объектам жизненной среды (предметы, явления, события, деятельность, отношения и пр.) у него сформированы жизненные отношения, находящие воплощение в жизненных смыслах, в ряде случаев упорядоченных в смысловые связи. Какие-то из этих смысловых связей, наполняясь в разной степени «значением для меня», уже приобрели статус личностного смысла, а другие находятся на пути к нему. Введение понятия «ценностность» представляется нам целесообразным, ибо так описанное выше образование «отмежёвывается» от ценностей, личностных ценностей, ценностных ориентаций, формирующихся на завершающих этапах развития ценностно-смысловой сферы личности...



Подробнее ознакомиться с материалом можете скачав с сервера
Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 2874 | Загрузок: 320 | Рейтинг: 5.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz