Как слабовидящий ребенок может передвигаться по классу и школе. - Тифлопедагогика - Теоретические материалы - Каталог файлов - Дефектология для вас
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.01.2017, 22:12 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 87
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

Как слабовидящий ребенок может передвигаться по классу и школе.
16.12.2010, 19:10
Как слабовидящий ребенок может передвигаться по классу и школе?

1.Ребенка с плохим зрением чаще всего можно научить избегать препятствий в классе и школьных коридорах. Постоянный или приходящий преподаватель должен предупредить вас заранее о проблемах, которые могут возникать в определенных местах (например, на лестницах, открытых детских площадках или в плохо освещенных местах).

2.Постоянный или приходящий преподаватель должен ознакомить полностью слепого ребенка или ребенка с тяжелыми зрительными нарушениями с классной комнатой и окружающей местностью. Такой преподаватель должен также проинструктировать ученика о том, как самостоятельно входить и выходить из класса.

3.Иногда слабовидящий ребенок может сам изъявить желание (если это необходимо) использовать зрячего поводыря. Для легкого и безопасного движения, ребенок должен твердо обхватить руку поводыря повыше локтя (маленький ребенок, идущий с взрослым, может держать запястье взрослого) так, чтобы большой палец находился на внешней поверхности руки поводыря, а остальные пальцы держали ее снизу. Как у ребенка, так и у поводыря верхние части рук должны быть прижаты к телу таким образом, чтобы ребенок автоматически находился на пол шага сзади от поводыря. В узких проходах идущие договариваются заранее - рука поводыря может быть либо близко прижата к телу, либо отведена назад так, чтобы ребенок знал, что ему надо находиться непосредственно позади поводыря. При этом также важны устные реплики; например, поводырь должен сообщить ребенку о том, вниз или вверх ведут лестницы и обочины тротуара. По мере того, как ребенок и поводырь привыкают друг к другу, полная остановка поводыря, например, может обозначать для ребенка изменение уровня поверхности. Однако, во всяком случае, даже приближаясь к наклонной поверхности или к любому изменению ее уровня, поводырь должен всегда идти перпендикулярно и никогда под углом. Поводырь поднимается или спускается первым, а ребенок следует за ним на расстоянии одного шага.

Постоянный или приходящий преподаватель должны продемонстрировать вам основные методы поводыря, а специалисты по ориентации и передвижению (ОП) помогут обучить дополнительным методам. Для некоторых слабовидящих детей при передвижении бывает достаточно зрительного сигнала, поэтому когда вы идете, они самостоятельно могут следовать за вами. Многие дети будут легко передвигаться по школе с места на место, как только они ознакомятся с окружающей средой.

4. Для безопасности слабовидящего ребенка, так же как всех остальных детей, двери шкафов должны быть или полностью закрыты или полностью открыты. Слабовидящему ребенку нужно также говорить о любых изменениях положения мебели в классной комнате.

5.Постоянный или приходящий преподаватель, посоветовавшись с вами, родителями и другими людьми, вовлеченными в работу со слабовидящим ребенком, может дать рекомендацию воспользоваться услугами преподавателя по ОП. Этот преподаватель научит детей использовать все свои чувства восприятия для определения и понимания структуры окружающей среды, чтобы они могли передвигаться с места на место безопасно, эффективно и самостоятельно. Преподавание навыков зависит от уровня развития понятий ребенка и умения самостоятельно передвигаться. Например, ребенка нельзя учить ездить на автобусах, пока он не научится самостоятельно переходить улицу. Преподаватель по ОП поможет обучить ребенка ориентироваться в новых классных комнатах и маршрутах, даст ему инструкции по использованию длинной трости и других приспособлений для передвижения таких, как осязательные и слуховые карты, компас и электронные устройства для передвижения. Он же может порекомендовать участие в программе, которая научит ребенка использовать собаку-поводыря. Эти хорошо обученные животные обычно используются учениками средней школы, которые уже овладели навыками пользования длинной тростью при различных условиях передвижения, например, в толпе, на эскалаторе, в лифте, автобусе и поезде.

Преподаватель по ОП может научить ученика пользоваться одним или несколькими устройствами, перечисленными ниже:

•    Длинная трость может быть представлена множеством разновидностей. Трости бывают цельными или разборными, а также имеются различные специальные трости. Одни из них имеют высокоинтенсивный световой отражатель, который особенно полезен при ограниченной видимости так, чтобы слепой человек мог быть замечен автомобилистом на расстоянии. Другие, лазерные трости, воспроизводят осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы указывать на препятствия на уровне головы, середины тела или на уровне земли. Специальные трости – это дорогие и сложные устройства для передвижения, поэтому они вряд ли большинство детей могут ими воспользоваться.

•    Датчик передвижения, Полярон, и Сенсорный датчик 6 - это устройства, которые можно держать в руке или носить на голове или шее. Эти устройства обеспечивают осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы сообщать о препятствиях в окружающей обстановке.

•    Оптические устройства такие, как телескопические линзы, назначаются глазным специалистом, и правила их использования включаются в инструкции по ОП. Преподаватель по ОП может научить слабовидящего ученика использовать оптическое устройство для чтения надписей на улицах, на автобусах, номеров домов, и поможет развить другие навыки такие, как определение или отслеживание объекта и расположение ориентира.

Какие специальные устройства должен использовать слабовидящий ребенок?
Некоторым слабовидящим детям требуются лишь некоторые определенные адаптивные материалы, в то время как другим может понадобиться использование комбинации нескольких устройств. Такие устройства, в целом, подразделяются на оптические, неоптические и электронные. Далее приведено их описание.

Оптические устройства

Оптические устройства может назначить глазной специалист. Они состоят из одной или более линз, и используются для увеличения или изменения видимого изображения.

1. Очки специального назначения:

•    Бифокальные очки, призматические очки, контактные линзы или другие комбинации линз могут быть назначены ребенку со зрительными ограничениями для постоянного использования или в течение определенного вида деятельности.

•    Слегка окрашенные или затемненные линзы могут использоваться светочувствительным ребенком, как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе.

2. карманная или обзорная лупа используется для увеличения размера изображения перед глазами и улучшает функционирование зрения большинства, но не всех детей со зрительными нарушениями. Эти лупы можно использовать для таких задач, как чтение, письмо и художественные работы.

3.  маленькие телескопы - ручные или рамочные линзы, которые используются детьми, чтобы рассматривать отдаленные объекты, например, классные и демонстрационные доски в помещении, или во время путешествия, чтобы различать автобусы, уличные надписи и так далее. Когда ребенок использует телескоп, чтобы читать с классной доски, то для удобства его можно посадить в центральном ряду, на третью-четвертую парту от начала ряда, или в таком положении, которое облегчит использование устройства.

Неоптические устройства

Неоптические устройства – это устройства, которые не имеют линз, и могут или не могут быть предназначены специально для слабовидящих детей и необязательно должны назначаться глазным врачом.

Устройства для усиления зрительной функции

1. Подставки для книг. Устройства, предназначенные специально для людей с плохим зрением, которые уменьшают постуральную усталость, приближая предмет к глазам читателя. Если такая подставка в данный момент не доступна, то можно сделать импровизированную подставку, подложив стопку других книг под книгу, которую нужно прочитать.

2.Фломастеры. Предпочтительнее использовать черные цвета с различной шириной кончика, с помощью которых можно писать или отчетливо рисовать. Использование маркеров различных цветов часто помогает ученику выделять разделы в своих записях для того, чтобы облегчить просмотр.

3.Ацетатная пленка. Предпочтительнее использовать желтую пленку, хотя бывают и другие цвета. Ацетатная пленка, помещенная поверх напечатанной страницы, затемняет печать, а также усиливает контраст шрифта, напечатанного на бумаге.

4.Лампы. Лампы с изменяемой интенсивностью света могут обеспечить дополнительное или матовое освещение, которое может потребоваться слабовидящему ребенку.

5.Книги с крупной печатью. Многие ученики, которые ранее использовали книги с крупной печатью, теперь учатся использовать оптические устройства при чтении книг обычного типа, однако, некоторым детям все же требуются книги с крупной печатью. Тем детям, которые не могут читать обычный шрифт на близком расстоянии с помощью оптического устройства, лучше пользоваться крупным шрифтом. Качество и гарнитура печати шрифта столь же важны для четкости, как и его размер. Интервал между буквами и строчками также играет важную роль.

6.Линованная бумага. Для детей, которым трудно различать линии на обычной писчей бумаге, имеется специальная бумага с жирными линиями различных форматов, включая миллиметровку, нотную и писчую бумагу.

7.Закладки для страниц и окна для чтения. Эти устройства могут быть особенно полезны для детей, которым трудно сосредоточиться на слове или отследить печатную линию.

8.Солнцезащитные и другие щитки. Детям, которые чувствительны к свету (имеют светобоязнь), может потребоваться частичная защита от яркого света вокруг них. Посадите светочувствительного ученика спиной к окну и в положении, которое устранит отражения от классной доски или других гладких поверхностей. Если у ребенка есть шляпа или кепка, то она может помочь уменьшить яркость света и зрительный дискомфорт, также как и установка темной бумаги около его стола или других светлых поверхностей, находящихся поблизости.

9.Измерительные инструменты. Поскольку стандартные линейки могут быть трудны для зрительного восприятия некоторых слабовидящих детей, в ходе классных занятий вы можете использовать для своего ученика метр или линейку с крупными делениями. Преподаватель для слабовидящих учеников может предоставить вам адаптированные измерительные инструменты.

Устройства для усиления осязательной функции

1.Шрифт Брайля. Дети, которые полностью слепы или которые не могут читать печатный шрифт, используют шрифт Брайля. Некоторых учеников можно одновременно научить читать шрифт Брайля и печатный шрифт.

2.Пишущая машинка со шрифтом Брайля, подложка и грифель. Пишущая машинка со шрифтом Брайля – это ручной прибор с шестью клавишами, который, как указывает название, используется для письма шрифтом Брайля. Для этой же цели могут также использоваться электронные и компьютерные устройства (см. "Электронные Устройства”). Подложка и грифель используются для записей, и их можно легко носить в кармане или на планшете. Подложка - это металлическая рамка с отверстиями, через которые прокалываются точки шрифта Брайля с помощью острого грифеля.

3.Чертежная доска для рельефной строки. Чертежная доска для рельефной строки, это покрытая резиной доска, на которой слепой ребенок или зрячий человек могут рисовать или писать на ацетатной пленке ручкой или аналогичным объектом, после чего «выпуклые» линии можно прощупать пальцами. Геометрические формы, письменные буквы или другие диаграммные линии, сделанные таким образом, должны быть просты по форме для осязательного понимания.

4.Планшет с ячейками и кубиками. Планшет с ячейками и кубиками позволяет ребенку производить математические вычисления, используя стандартные символы Брайля. В этом устройстве кубики с выпуклыми точками шрифта Брайля устанавливаются в промежутки вафельной рамки. В прошлом это устройство использовалось очень успешно в качестве вычислительного инструмента. Сегодня для этой цели имеются более эффективные устройства, такие как счеты или говорящие калькуляторы. Планшет обычно используется для преподавания математических понятий значения и перестановки слабовидящим ученикам на начальном уровне.

5.Счеты. Преподаватели для слабовидящих учеников обучают некоторых детей с помощью счетов Кранмера. Это устройство было специально адаптировано для слепых людей, чтобы облегчить им математические вычисления.

6.Бумага с рельефной строкой. Бумага с рельефной строкой бывает различных форматов, например, в линейку и в клетку, и позволяет ученику писать текст по линии или строить график, делать отметки на миллиметровке или перфорировать отверстия, чтобы указать определенные точки.

7.Шаблоны и письменные ориентиры. Сделанные из картона, пластмассы или металла шаблоны и письменные ориентиры – это открытые прямоугольные формы, в пределах границ которых можно ставить подписи или вносить другую информацию. Многие слепые люди используют подобные шаблоны, когда подписывают свои имена.

8.Измерительные инструменты со шрифтом Брайля и рельефной маркировкой. Разнообразные рельефные часы, линейки и измерительные наборы, разработанные по методу Брайля, специально предназначены для использования слабовидящими учениками. Постоянный или приходящий преподаватель помогут вам разместить это оборудование.

9.    Специальные маркеры, создающие рельефные линии или точки. Специальные маркеры можно использовать для изменения поверхности стандартных циферблатов, измерительных инструментов и других предметов. Маркировка, сделанная с их помощью, должна быть не частой и простой, чтобы она легко различалась на ощупь.

Устройства для усиления слуховой функции

1.Кассетные магнитофоны. Дети могут использовать магнитофон для того, чтобы слушать записанные на пленку тексты и другую звуковую работу, проделанную в классе, писать сочинения или задания, а также для многих других целей.

2.Говорящие книги и другие звуковые книги. Национальная Библиотечная Служба для Слепых и Физических Инвалидов Библиотеки Конгресса (Программа «Говорящие Книги»), «Звукозаписи для Слепых» и другие организации обеспечивают слабовидящим людям в Америке свободный доступ в библиотеки. Они предлагают широкое разнообразие текстов и материалов для чтения на досуге на дисках, кассетах, и, с недавнего времени, на дискетах для различных типов компьютеров (в которых используются синтезаторы речи). Поскольку скорость проигрывания этих дисков и кассет отличается от скорости обычных коммерческих записей, то Национальная Библиотечная Служба предоставляет лицам, имеющим на это право, специальные Говорящие Книги и другие механизмы для воспроизведения кассет. Помимо этого, портативные устройства для воспроизведения кассет/записей доступны в Американском Фонде для Слепых, Американском Доме Печати для Слепых и в других различных компаниях Соединенных Штатов.

3.Компоненты изменения скорости. Такие компоненты, встроенные в кассетные механизмы, могут использоваться для изменения скорости, при которой ученик проигрывает запись, таким образом, ускоряя или замедляя скорость прослушивания.

4.Звуковое гимнастическое оборудование. Сигнальные мячи, целевые локаторы со звуком и другое адаптированное звуковое гимнастическое оборудование можно использовать, получив предварительную консультацию у постоянного или приходящего преподавателя. Существенную роль играет предварительное планирование, потому что покупка такого оборудования может занять время.

Электронные устройства

Из-за быстрых темпов технического прогресса цены на некоторые устройства, описанные дальше, снизились, но для многих школ или отдельных лиц они все еще могут быть слишком дорогими. В некоторых странах для отдельных учащихся специализированное оборудование закупалось через различные восстановительные и государственные агентства или через местные агентства по образованию после того, как учащийся получал мандат на использование данного устройства согласно Индивидуальной Программе Образования (ИПО).

1.Говорящие калькуляторы. Некоторые производители выпускают относительно недорогие ручные калькуляторы. Они выполняют разговорную функцию, каждый раз озвучивая ввод данных и конечный результат, и производят все те же вычислительные операции, которые выполняет неадаптированный электронный калькулятор. У многих моделей имеются наушники.

2.  «Оптокон». «Оптокон» (Оптико-Осязательный Конвертер) преобразовывает печать в письменные очертания, которые можно читать на ощупь, используя вибрирующий язычок. Это устройство дает возможность читать печатные материалы и текст с компьютерного монитора. Правильное использование Оптокона требует хорошего обучения и практики; поэтому, только особо активные ученики добиваются успеха при работе с этим прибором.

3.Телевизионная система для увеличения изображения. Замкнутое телевизионное устройство (ЗТУ), которое отображает на экране телевизора посредством видеокамеры или другого приспособления печатный материал в увеличенном виде. На экране можно менять цветность (негатив и позитив), контрастность и яркость изображения. Ученик может использовать такое устройство для того, чтобы читать обычные книги и карты в очень увеличенных размерах, а также делать письменные задания, используя ручку, карандаш или пишущую машинку. В прошлом эти системы имели только черно-белые мониторы, но сейчас в результате усовершенствования технологий в них используются цветные. Цветные мониторы позволяют слабовидящим ученикам использовать картины и цветные надписи, диаграммы, карты и другие образовательные материалы с наибольшей пользой.


4.Компьютеры. Сегодня компьютеры очень широко используются как в школах, так и на различных предприятиях. Различные компании разработали специальные технологии, чтобы сделать компьютерные системы доступными для слабовидящих людей. Системы Apple и IBM и другие компьютерные системы, совместимые с ними, наиболее широко используются в школах, университетах и на предприятиях, и могут быть легко приспособлены для использования слабовидящими учениками. Ниже перечислены некоторое оборудование ЭВМ и программное обеспечение, которые предоставляют слабовидящим ученикам доступ к компьютерному экрану:

•    Синтезаторы речи. Синтезатор речи позволяет слабовидящему ученику с помощью колонок или наушников услышать то, что представлено на компьютерном экране. В программном обеспечении, которое использует ученик, должны содержаться инструкции о том, как работать с синтезатором речи, либо ученик может использовать специальное программное обеспечение (программы звукового просмотра экрана) для озвучивания имеющегося на экране текста.

•    Аппарат для производства большого шрифта. Процессор с большим компьютерным монитором, позволяющий слабовидящему ученику управлять размером, контрастом и яркостью изображения на экране. Ученик может просматривать страницу в автоматическом режиме при определенной скорости или закрывать те части экрана, которые могут отвлекать от основной деятельности. Для этого устройства можно использовать разнообразное программное обеспечение.

•    Регенерируемый дисплей Брайля. Когда устройство такого типа подсоединяется к компьютеру, на нем посредством шрифта Брайля отображается версия того, что представлено на экране. Символы шрифта Брайля появляются на маленьком осязательном дисплее. Ученик контролирует скорость появления символов шрифта Брайля с помощью специальной кнопки.

•    Рельефник Брайля. Рельефники Брайля – это специальные компьютерные принтеры, которые выбивают на листе шрифт Брайля. Файл, который находится на дискете или в памяти компьютера, можно напечатать шрифтом Брайля в двух вариантах: Вариант I (при которой слова записываются буква за буквой по Брайлю) или Вариант II (при котором приняты специальные формы сокращений по Брайлю для обозначения определенных слов или групп букв). Для воспроизведения Версии II Брайля, необходимо использовать специальную программу или устройство, специально созданное для перевода печатных символов в сокращенные символы Брайля. Ученики в обычных классах чаще всего привыкают пользоваться Вариантом II, но им необходимо изучать некоторые новые символы шрифта Брайля для расшифровки шрифта производимого машиной.

•    Программный генератор большого шрифта. Существует специальное программное обеспечение, которое позволяет пользователю выводить на стандартном принтере крупную печать. Лазерные, струйные и другие подобные принтеры также используются для воспроизведения большой печати.

•    Программы. Многие программы для Apple, IBM и совместимых компьютеров могут изображать большую печать на компьютерном экране, воспроизводят синтетическую речь, либо делают и то, и другое одновременно. Для этого используется ряд программ, например: «Magic Slate», «Bank Street Writer», «Talking Text Writer», «Braille-Edit Express (Экспресс-Редактор Брайля) (BEX)» и «Word Talk (Говорящее слово)» (версия для Apple) разработанные специально для компьютеров Apple; а другие, такие как «Primary Editor (Первичный Редактор)», «Word Processing for Kids (Обработка текстов для Детей)», «Listen to Learn (Слушаем – Учимся)» и «Word Talk (Говорящее слово)» (версия для IBM) предназначены для компьютеров IBM. Многие стандартные пакеты программного обеспечения могут сделать использование адаптивного оборудования доступным для слабовидящих учеников. Проконсультируйтесь с компьютерным специалистом вашей школы или поговорите с постоянным или приходящим преподавателем о том, как сделать компьютер доступным для вашего слабовидящего ученика. Помимо этого, в некоторых компьютерных компаниях существует служба "специальных потребностей” с номерами телефонов, где отвечают на вопросы потребителей-инвалидов.
Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 4292 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)
[31.01.2016]
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии во вспомогательной школе

[24.04.2016]
Лечимся луком репчатым (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку при недержании мочи (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку с эпилепсией (домашняя аптека)

[26.10.2015]
Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога (работа с детьми с нарушениями речи)
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz