Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 21.10.2020, 08:35 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

Изучение состояния зрения и здоровья как основа организации комплексного лечения
21.11.2010, 13:50

Изучение состояния зрения
и здоровья как основа организации
комплексного лечения

Всемирная организация здравоохранения определяет понятие здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Кроме данного понятия в настоящее время существует множество других определений здоровья, показывающих наличие определенной классификации, обусловленной основными целями, которые тот или иной автор ставит перед собой.

Так, В.П. Казначеев  считает здоровье процессом сохранения и развития биологических, физиологических и психологических возможностей человека, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Следовательно, напоминает о создании определенных условий, которые будут способствовать не только укреплению здоровья, но и его развитию.

По мнению С.Я. Чикина, здоровье представляет собой гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, что позволяет активно участвовать в общественно-полезном труде.

Определение здоровья по P.M. Баевскому  звучит следующим образом — это возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности.

Р.И. Айзман  справедливо указывает, что определение здоровья является понятием многомерным и динамичным. Многомерность его определяется различными системами, участвующими в поддержании конкретного состояния, уровня здоровья, которые сами по себе также являются целостными, интегрально отражающими какую-либо сторону здоровья.

Далее справедливо указывает, что здоровье следует рассматривать как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Все, что происходит с одной частью, обязательно влияет на все остальные части. С этих позиций он выделяет следующие компоненты (части) здоровья: физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное.

Под физическим здоровьем понимается качество функций всех органов и систем организма, учитывается присутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических.

Наличие или отсутствие нервно-психических отклонений характеризует психоэмоциональный аспект здоровья.

Под интеллектуальным здоровьем понимается усвоение, накопление и использование нужной информации, которая обеспечивает развитие личности и адаптацию в окружающем мире.

Осознание себя в качестве субъекта мужского или женского пола, о способе общения и отношения с окружающими людьми подразумевает социальный компонент здо-ровья. Личностный аспект здоровья означает осознание человеком себя в качестве личности, как развивается собственное «я», то есть самоощущение и чувство самореализации.

Духовный аспект здоровья отражает суть человеческого бытия, те основополагающие жизненные установки, которые обеспечивают целостность личности, ее развитие и ее жизнь в обществе.

Далее Р.И. Айзман отмечает, что в детском возрасте ведущим является физическое, психоэмоциональное и интеллектуальное здоровье, а в зрелом возрасте — духовное, социальное и личностное становится стержнем, определяющим другие его составляющие.

Ряд исследователей считают, что, несмотря на обилие точек зрения на суть здоровья, до настоящего времени нет единства подходов его определения и оценки.

Однако Э.Н. Вайнер дает более полное определение здоровью, говоря, что это такое состояние организма, дающее человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека. Здоровье следует рассматривать, как понятие динамическое по крайней мере в трех аспектах — индивидуальном, возрастном, историческом.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения остается одной из главных нерешенных проблем разных медицинских специалистов.

Прогноз специалистов таков, что через 20 лет доля здоровых новорожденных снизится до 15-20%. Страна быстро стареет, поэтому проблема здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.

Назрела острая необходимость дать оценку состоянию здоровья детей на современном этапе. Уровень заболеваемости детей дошкольного возраста по данным исследования А.А. Баранова вызывает тревогу. Только за период с 1990 г. частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13%, эндокринных болезней и расстройств питания — на 29,5%, болезней крови — на 35,4%, бронхиальной астмы — на 40%, болезней органов пищеварения — на 21,6%.

Статистические данные по городу свидетельствуют, что только 7—8% дошкольников здоровы, 35—40% составляют группу риска, примерно 40% — хроники, 90% дошкольников имеют различные нарушения осанки; 80% детей 3-7 лет имеют отклонения в развитии и здоровье, из них наибольший процент детей — с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этой связи актуальной становится задача обеспечения дошкольного образования и воспитания без потерь здоровья детьми. Современные дети, как отмечает В.Ф. Базарный в подавляющем большинстве уже изначально физически и психически ослаблены, болезненные. Болезненные от зачатия, от родов,

от семьи. А по мере все более широкого распространения всеобуча в мир детства, в общественное сознание как фатальная неизбежность стали входить такие понятия, как «школьная близорукость», «школьные сколиозы», «школьная неврастения» и др.
В исследованиях Н.П. Вайзмана указывается, что за последнее десятилетие картина здоровья и развития наших школьников резко изменилась к худшему. Больше значится детей с задержкой физического развития, поздним половым созреванием. Двигательные качества подростков 90-х годов значительно ниже, чем у сверстников 60-х годов.

Далее автор исследования приводит следующие данные: 5—15% первоклассников без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению. Они не усваивают программу или овладевают ею с перенапряжением и ухудшением состояния здоровья, при этом установлено, что 15% учащихся первого класса имеют хроническую патологию (3—4-я группа здоровья), а у 80%-морфо-функциональные отклонения (2-я группа здоровья), 30% школьников имеют нервно-психические отклонения.

Успешность обучения и адаптации в школе зависит от биологического возраста ребенка, состояния его здоровья и школьной зрелости. Причинами этого могут быть поражения головного мозга во внутриутробном развитии, родовые травмы или послеродовые мозговые инфекции, травмы и интоксикации. При этом, как отмечал      Н.П. Вайзман, поражение центральной нервной системы у новорожденного проявляется в повышенной возбудимости, двигательном беспокойстве. У ребенка нарушен сон, имеют место желудочно-кишечные расстройства, отмечается тремор, нистагм, непостоянное косоглазие.


Установлено, что на 2—3-ем году жизни последствия раннего органического поражения центральной нервной системы проявляются в двигательной расторможенности, дети не могут сосредоточиться на предмете, отвлекаемы, отмечается задержка речевого и моторного развития, соматовегетативные расстройства.

У детей 5—6-х лет недостаточно развито внимание, обнаруживаются затруднения в рисовании. А при поступлении в школу детям трудно усваивать навыки письма, чте-ния, счета. В ряде исследований (указывается, что у детей школьного возраста с диагнозом последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отмечаются нарушения восприятия, памяти и внимания, недоразвитие эмоциональной, волевой сферы, дети испытывают трудности в обучении. На электроэнцефалограмме признаки органического поражения мозга.

Статистические данные

•    заболеванием иммунной системы страдают 53%;
•    аллергопатология отмечается у 53%;
•    нарушения опорно-двигательного аппарата у 78%;
•    неврологические нарушения у 51%;
•    заболевания желудочно-кишечного тракта у 42%;
•    ЛОР-патология у 31%.

Эти данные относятся к детям, посещающим общеобразовательные учреждения.
Проблема здоровья приобретает еще более выраженный характер, когда речь идет о детях с глазной патологией- это слепые, слабовидящие и дети с косоглазием и амблиопией.   

Н.И. Кудряшова разводит понятия «понижение остроты зрения» и «болезнь глаза». Болезни глаз возникают как результат патологических изменений в различных частях глаза вследствие нарушения как самого глаза, так и других органов. Близорукость, дальнозоркость и т.д. — это плохое зрение, катаракта, глаукома и т.д. — это болезнь глаз.

Детально анализируя состояние зрения и здоровья слепых и слабовидящих детей, А.И. Каплан  отмечает, что нередко заболевания и аномалии развития органа зрения являются частью системного поражения организма. Так, например, одна из основных клинических форм слепоты — атрофия зрительного нерва у ряда учащихся школ слепых бывает только одним из проявлений поражения центральной нервной системы различной этиологии как врожденного, так и приобретенного характера.

Более полное и углубленное исследование состояния здоровья детей было проведено группой ученых под руководством И.М. Самченко в школах для слепых и слабовидящих детей.

Результаты исследования показали, что глазные болезни, нарушения нервно-психического здоровья часто сочетаются с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата, нервной системы, ЛОР-органов, несколько реже в сердечно-сосудистой, мочевыводящей, дыхательной, эндокринной системах. Наиболее часто встречается поражение органа зрения в совокупности с дефектами опорно-двигательного аппарата.

Автор данного исследования отмечает необходимость применения в процессе обучения слепых и слабовидящих лечебной и корригирующей гимнастики, массажа с целью коррекции выявленых дефектов и компенсации нарушен-ных функций.

Наряду с этим отмечается необходимость постоянного медицинского контроля, осуществление комплексного лечения выявленных у учащихся отклонений в состоянии зрения и здоровья. Нарушения со стороны центральной нервной системы приводят к патологическому формированию личности у детей с врожденными нарушениями зрения, одной из форм которой является нервно-психическое расстройство.

Развитие детей 5—9-летнего возраста обусловлено церебростенией и переживанием своей ущербности. Отмечается плаксивость, раздражительность, плохое самочувствие, соматовегетативные расстройства. Ярко выражены такие черты характера, как настороженность, замкнутость, наклонность к фантазированию. В 10—12 лет эти черты гипертрофируются, что влечет за собой трудности в социальной адаптации. У детей постарше (13-16 лет) обострено чувство собственной недостаточности, повышенной ранимости и неуверенности в себе. Дети замкнуты, подвержены частой смене настроения.

Подобное исследование позволило успешнее решить проблемы восстановления и коррекции зрения посредством повышения эффективности медико-педагогических воздействий в условиях школьного обучения слепых и слабовидящих детей.

Как отмечала А.Н. Гнеушева , многие слепые и слабовидящие дети соматически ослаблены. Прослеживая состояние здоровья детей с нормальным зрением и с нарушенным, у последних чаще выявляются изменения со стороны других органов и систем, у отдельных детей зрительный дефект сочетается с различными отклонениями в нервно-психической сфере.

Таким образом, детально проанализировав состояние здоровья   слепых   и  слабовидящих   детей,  А.Н.  Гнеушева пришла к выводу, что дети данной категории представляют сложную и разнообразную группу, их можно различить по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений.

Таким образом, знание зрительного дефекта при косоглазии и специфики восстановления зрительных функций требует от нас описания трудностей, которые возникают у детей на фоне данной глазной патологии.


Дружинина. Л.  A.

     "Коррекционная работа в детском саду для детей с нару­шением зрения"
Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 3472 | Загрузок: 2 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz