Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.11.2024, 14:58 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 136
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

Детская субкультура
19.11.2010, 20:38
            Детская субкультура

    Можно выделить три главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка.

Первый – это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой являются прежде всего родители, а затем и другие воспитатели.

Второй – это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности.

Третий – это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить мир вокруг.

Субкультура – культура четко определенной части внутри большого общества. Она отражает доминирующие модели культурные модели большого общества, но имеет, кроме того, специальные, отличные от общей культуры ценности, нормы и обычаи.
Детская практика посещения «страшных мест»

Активные действия, направленные на исследования окружающего мира, дети предпочитают совершать не в одиночку, а группой. Это им в двойне психологически выгодно. Во-первых, дети сверстники имеют сходные возрастные психологические проблемы, определяющие их потребности. Поэтому они хорошо понимают интересы друг друга и на этой почве легко объединяются, чтобы вместе создать и пережить важные для них события. Во-вторых, каждый отдельный участник ощущает в группе себя более сильным, бесстрашным, уверенным, а свои действия оправданными. Образно говоря, маленькое «Я» ребенка обретает себе дополнительное, более мощное социальное тело в виде группы сверстников. Для детей группа возникает, когда есть двое.

    Групповое посещение «страшных мест» является одной из самых ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды и формирования детского мифа и мире. Первые свидетельства о таких посещения в основном относятся  к возрасту пяти лет.

Переживание входа как магического проема в качественно иное пространство, где ребенок панически боится оказаться, потому что оно не для живых людей. В описаниях «страшных мест» (обычно это бывают подвалы) дети обычно отмечают их темноту, холод, запах сырости и тлена – их могильность, принадлежность мира мертвых. Предполагается, что там находятся ужасные обитатели, не являющиеся людьми.

    Другой характерной чертой страшного пространства является его способность изменять свою метрику. Объективно оно может выглядеть маленьким, но странным образом это пространство может безмерно увеличиваться, вмещая в себя вес что угодно.
    Следующей характерной четой является то, что в особом пространстве «страшного места»  даже время течет по-другому.

    Получается, что события, которые в этом мире (историческом) давно прошли, в том мире (вечном) еще продолжаются. Соприкоснуться с событиями того мира сможет тот, кто способен перескочить через временную границу между двумя мирами. Для этого надо действовать сверхбыстро.

    В раннем детстве ребенок боится «страшных мест» и старается их избегать. Совершенно новый этап общения ребенка с тем, чего он боится, начинается в возрасте 5-6 лет. Это групповые посещения страшных мест вне дома. Дети идут туда, чтобы постоять на границе знакомого и обжитого дневного мира и входа в мир иной. Зачем? Чтобы почувствовать экзистенциальный ужас. Это первая попытка активного совладения с ним, ребенок, объединившись с другими, ищет встречи с ужасным и готов с ним соприкоснуться.

    Ужасные места начинают переходить в разряд «страшно интересных». Туда отправляются уже не просто переживать, а исследовать, т.е. целенаправленно их познавать. Параллельно между 6-7 и 9-10 годами начинается символическая проработка этих страхов детским коллективным сознанием. Это происходит также, когда дети рассказывают друг другу истории-страшилки.

    Проходит еще немного времени, и для младших школьников, особенно мальчишек, исследование «страшного места» оказывается групповым действом, имеющим сразу несколько психологических целей. Оно становится испытанием храбрости и одновременно ее тренировкой. Оно дает возможность удовлетворить исследовательские инстинкты, а также желание личного самоутверждения. Это способ выяснения статуса каждого участника в групповой иерархии, потому что пределы возможностей каждого наглядно проявляются в том, где кто останавливается. С.85. Ощущение своего личного предела. Испытание храбрости, горка, конструкция на детской площадке – во всех этих случаях психически здоровый ребенок интуитивно чувствует, где ему надо остановиться, чтобы в целостности вернуться обратно. То куда ребенок готов пойти, а куда нет, служит и для него самого, и для его приятелей, показателем степени его личной силы, психологического возраста и возможности претендовать на определенное место в детской группе.

    Очерк посещений страшных мест будет неполным, если не упомянуть о месте, которое для многих детей является страшным, но где все дети бывают по несколько раз в день. Это деревенская уборная. Со страшными местами ее роднит несколько характерных черт. Во-первых, все дети (да и многие взрослые) боятся туда провалиться и уже никогда не выбраться. С точки зрения взрослого, этот страх имеет вполне реальные основания. Но у ребенка подобные опасения подкрепляются переживаниями раннего возраста, имеющие почти магическую силу. Дело в том, что так или иначе она включает в себя домашний туалет, т.е. ассоциируется с ним. Уборная вызывает у детей тревогу и опасения. Источником этого является с одной стороны – методы, которыми родители приучали ребенка к горшку, с другой – особенности детского мышления. Когда маленькие дети сидят на горшке, они воспринимают результат своих стараний как отделившуюся часть самих себя. Поэтому им, как правило не безразлично, что происходит с этим дальше. Они живо интересуются сливом воды, уносящей все в черную дыру канализации. Этот процесс переживается детьми как модель того, что может случиться с ними самими, если они упадут в унитаз. Ребенок еще не осознает соразмерность размеров – этот факт для него не имеет значения, его завораживает само действие. Это нашло отражение в детском фольклоре.

Во-вторых, деревенскую уборную родни с другими страшными местами присутствие там устрашающей, самопроизвольной и отвратительной жизни, которая активно идет внизу: бульканье, шевеление населяющих эту бездну мерзких существ, во власти которых так боится оказаться ребенок.

В-третьих, это место уединенное, пограничное, не обитаемое людьми, но отмеченное присутствием страшных существо (толстые пауки, зеленые мухи, осиные гнезда). Куда не повернись – везде столкнешься с каким-нибудь мелким, но воинственным хозяином этого места, а человек, расположившийся в уборной, оказывается в определенный момент совершенно беззащитным.

    Место, где отправляются низменные потребности, должно соответствовать им своим видом, т.е. здесь соединяется подобное с подобным.

    Все это в совокупности и явилось причиной того. Почему дети не любят и боятся ходить в дачную уборную и предпочитают устраивать у забора или за кустами собственные отхожие места, посещать которые они предпочитают в компании своего пола.

    Чем привлекательна свалка
    Большинство детей младшего школьного возраста, да и более старшего возраста, воспринимают свалку как место во многих отношениях привлекательное. Противоречивость этого места обнаруживается уже в том, что с одной стороны, родители обычно запрещают детям ходить на помойку по собственному почину, а с другой – сами их туда посылают, поскольку вынос помойного ведра входит в круг домашних обязанностей многих детей. Ребенок, будучи по своей природе более наблюдательным в некоторых отношениях, чем взрослый, быстро замечает, что помойка является сосредоточением интересов нескольких групп городского населения, каждая из которых что-то там активно ищет. Это многочисленные птицы и животные, ищущие пропитания, а иногда и живущие на помойках, персонажи ничтожные, с точки зрения взрослых, но значимые для многих детей. Это бомжи, собирающие бутылки; старики, ищущие старые вещи; умельцы и дачники, гордящиеся тем, что способны разыскать на помойке все что им нужно. Поведение всех этих лиц, а также пример старших товарищей ясно указывают ребенку на то, что помойка – место, заслуживающее самого пристального внимания.

    Первая важная истина, которую открывает для себя на помойке ребенок, состоит в том, что это место является изнанкой взрослого мира, его вывернутой наружу потаенной стороной. Изнанка взрослого мира удивляет ребенка обилием и странностью того, из чего состоит бытовая жизнь, и одновременно пугает его явным присутствием в ней духа смерти и разрушения. Первая реакция ребенка на помойку чисто эмоциональная. Это удивление, смешанное со страхом. Тревога, удивление, страх, интерес соединяются с открытием того, что все вещи на помойке - без хозяев. В принципе с ними можно делать что угодно. Поэтому помойка оказывается для многих детей как единственное место их мира, где не действуют обычные табу и запреты (ходить на кровати). Кроме того, сам вид «ничейного» и ломанного, а также одновременное ощущение свободы от регламентаций побуждает у некоторых детей деструктивные желания. Для них важно, что на помойке можно нарушить общераспространеный запрет взрослых на проявление агрессивных чувств и открыто выплеснуть их в разрушительных действиях, за которые не накажут. Такими возможностями помойки часто пользуются дети с эмоциональными проблемами. Дети используют возможности помойки как островка для не нормативных действий.

    Другая сторона общения детей с помойкой более конструктивная и творческая. Лишившиеся своей потребительской ценности в мире взрослых, в детском мире помоечные вещи не только не утрачивают своей привлекательности, но, напротив, обнаруживают новые полезные качества, которыми дети умело и охотно пользуются. Потеряв целостную структуру, вещь теряет свою самость (с точки зрения взрослого), но их части приобретают новые степени свободы. Они становятся самостоятельными предметами и могут начать самостоятельную жизнь, если человек (в нашем случае ребенок) встроит их в новую систему отношений, даст им определенную жизненную роль и тем самым смысл. Все эти обломки и осколки имеют собственное лицо, единственны в своем роде, уникальным образом встроены в детские и фантазии. Тут помойка становится полем творческих экспериментов, где в полной мере используется детское креативное, изобретательское мышление.

    Следующий момент в общении детей с помойкой – это тайная надежда найти там клад. Помойка является одним из самых динамичных мест в окружающей среде ребенка. Материальная ситуация меняется там ежедневно и ежечасно. Происходящие там события невозможно, потому что помойка живет не по правилам. Она всегда не предсказуема, полна неожиданностей и сюрпризов. Поэтому, как не странно это звучит для взрослого, помойка оказывается идеальным местом, где ребенок может ожидать дара судьбы. Тем более, что большинство детей уверены, что в жизни есть место чуду, они находят его на помойке. Для этого нужно только терпение и внимательность.
   

Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 3345 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz