Развитие зрительного восприятия и
зрительного анализа и синтеза
Исследователи
утверждают, что до 90 % информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два
из возможных способов
познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом,
который приспособлен к
тому, чтобы сразу, одномоментно (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы. При восприятии же
сложных, малознакомых
предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной
ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному)
опознанию, который характерен для осязания (А.
Р. Лурия, 1975).
Вот почему важным для
ребенка, поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде предметов и явлений,
оказывается высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности
к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием
деятельности наблюдения, сопоставления и сравнения объектов окружающего мира,
формирования о них полных и правильных
представлений и понятий.
Тонкость, дифференцированность зрительного
восприятия и анализа свойственны далеко не
всем первоклассникам. Нередко учитель
сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие
поставленной задаче, отсутствием
планомерности, низким уровнем осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированностью навыков
выделения деталей и признаков объекта и т.д. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой
(ч и ц, ф и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам
букв, что в значительной мере
затрудняет начальное обучение и требует оказания соответствующей помощи.
В целях
совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти учитель может
использовать следующие виды коррекционно-развивающих заданий. - Узнавание
учениками реальных предметов и их изображений с последующим называнием.
- Узнавание
стилизованных изображений предметов (Догадайтесь, какие товары продаются в
каждом из отделов магазина).
- Узнавание
контурных или силуэтных изображений предметов (Какие предметы изображены?
Назовите их.)
- Узнавание
точечных или пунктирных изображений предметов,
геометрических фигур, букв, цифр.
- Узнавание
зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических
фигур, буквенного или
цифрового материала.
- Запоминание
последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него
элементов; восстановление деформированного ряда (игры типа «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и т.д.).
- Нахождение
заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (Найдите и зачеркните все
многоугольники.)
- Поиск
отличий в сходных, но не тождественных изображениях (Найдите семь отличий в этих рисунках.).
- Расчленение буквенного или цифрового знака
на составляющие элементы
с последующим анализом.
- Выделение в предметах (их изображениях,
геометрическом или буквенно-цифровом
материале) сходных деталей и группировка их
на этой основе (Чем похожи эти буквы?)........
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|