Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 10:49 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » В помощь специалистам

Программа воспитательной работы школы-интерната «Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальной недоста
13.02.2010, 20:23
Программа воспитательной работы
 школы-интерната

«Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»


Ученики с интеллектуальной недостаточностью, обучаясь по программе вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции, помимо сведений, получаемых на уроках социально-бытовой ориентировки (СБО), приобретают знания и усваивают опыт социально-бытового характера в семье, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в школе-интернате. Естественное следствие - изолированность от общества и проблемы с дальнейшей социальной адаптацией.

Практика показывает, что выпускники школ-интернатов зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.

Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их в этом отношении оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях после выхода из школы-интерната. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

 Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников школ-интернатов. Учителя, ведущие предмет «Социально-бытовая ориентировка» совместно с воспитателями разрабатывают воспитательные мероприятия, которые являются продолжением работы по формированию социально-бытовых навыков.

Отдельные школы-интернаты разрабатывают специальные воспитательные программы целью, которых становится формирование у детей с нарушением интеллекта основных формирование у детей с нарушением интеллекта основных социально-бытовых знаний, умений и навыков, необходимых для последующего обучения и социальной адаптации.


Задачи программы:
  • Формирование элементов обобщенных социально-бытовых знаний.
  • Формирование знаний,  умений и навыков  бытового труда.
  • Формирование представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта.
  • Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально-волевой сферы, поведенческого репертуара.
  • Воспитание  позитивных качеств личности.
Содержание программы.
Раздел 1.  « Я – сам»
Тематика занятий этого раздела предусматривает реализацию следующих задач:
- формировать представления об основных нуждах человека, частях тела и органах человека, их функциях;
-  формировать представления о значении и правилах личной гигиены;
- учить детей понимать свои индивидуальные внешние и эмоционально-личностные особенности;
-  учить детей рассказывать другим людям о себе.

Раздел 2.  «Общение с окружающими»
Тематика занятий этого раздела предусматривает реализацию следующих задач:
-формировать представления и знания о нормах культуры, накопление соответствующего опыта;                                         
- обучать приемам вежливого общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях;
- вырабатывать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
- формировать элементарные знания о взаимоотношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин, навыков культуры полового поведения.

Раздел 3.   «Учреждения, организации, предприятия»
Задачи данного раздела следующие:
- ознакомление с профессиями взрослых, значением труда в жизни;
- формировать культуру поведения в общественных местах и других жизненных ситуациях;
- развивать способность ребенка воспринимать реальный мир города, улицы и ориентироваться в нем;
- учить планировать и организовывать личный досуг;
- учить планировать денежные расходы (в пределах имеющихся счетных навыков);
- воспитывать уважительное отношение к труду людей.

Раздел 4. «Хозяйственно-бытовое окружение
(одежда, жилище, питание)». Работа по формированию большинства социально-бытовых умений и навыков, предусмотренных данным разделом программы, организовывается воспитателем в ежедневной практической деятельности, в процессе режимных моментов, в ходе занятий ОПТ.

Задачи раздела:
- формировать представления об окружающей действительности и знания  бытового характера;
- развивать умения и навыки хозяйственно-бытового труда, а так же культурно-гигиенические навыки;
- воспитывать  позитивные качества личности.


Методические рекомендации к программе

В ходе выполнения программы воспитатели активно используют наглядность и практическую деятельности с реальными предметами.  Поэтому при усвоении материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке главной  опорой детям служат наглядные средства обучения. На занятиях воспитателями используется различного вида наглядность:
  • натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты);
  • реальные объекты (например, помещения, учреждения);
  • муляжи, игрушки, модели; изображения (предметные, сюжетные);
  •  практический показ действий.
Способствуют выполнению программы экскурсии. Данная программа по социально-бытовой ориентировке определяет ряд экскурсий, которые проводятся по той или иной теме. В тематическом планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так и текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей.

Текущие экскурсии направлены на конкретизацию  и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них,  закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.


Воспитатели активно используют  метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения  учащихся выступать в роли актеров,  их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Поэтому воспитанников необходимо последовательно обучают участию в  моделировании ситуации.

Важную роль играет формирование навыка общественного поведения. Воспитатели начинают формировать навык  с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла.  При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине).Затем, педагог вместе с детьми, разыгрывает ситуацию, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При  проигрывании ситуации  необходимо руководить детьми и следить, чтобы они, павильно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

Проигрывая  различные сюжеты, дети тем самым получают  определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.

Знания и умения, полученные детьми на занятиях по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого, считают воспитатели,  необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у детей с нарушением интеллекта будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.
Категория: В помощь специалистам | Добавил: Melanna | Теги: программа, социально - бытовая ориентировка, вспомогательная школа, СБО
Просмотров: 17998 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/9| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz