Программа воспитательной работы школы-интерната «Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальной недоста
13.02.2010, 20:23
Программа воспитательной работы школы-интерната «Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»
Ученики с интеллектуальной недостаточностью, обучаясь по программе вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции, помимо сведений, получаемых на уроках социально-бытовой ориентировки (СБО), приобретают знания и усваивают опыт социально-бытового характера в семье, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в школе-интернате. Естественное следствие - изолированность от общества и проблемы с дальнейшей социальной адаптацией.
Практика показывает, что выпускники школ-интернатов зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.
Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их в этом отношении оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях после выхода из школы-интерната. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников школ-интернатов. Учителя, ведущие предмет «Социально-бытовая ориентировка» совместно с воспитателями разрабатывают воспитательные мероприятия, которые являются продолжением работы по формированию социально-бытовых навыков.
Отдельные школы-интернаты разрабатывают специальные воспитательные программы целью, которых становится формирование у детей с нарушением интеллекта основных формирование у детей с нарушением интеллекта основных социально-бытовых знаний, умений и навыков, необходимых для последующего обучения и социальной адаптации.
Задачи программы:
Формирование элементов обобщенных социально-бытовых знаний.
Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.
Формирование представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта.
Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально-волевой сферы, поведенческого репертуара.
Воспитание позитивных качеств личности.
Содержание программы.
Раздел 1. « Я – сам» Тематика занятий этого раздела предусматривает реализацию следующих задач: - формировать представления об основных нуждах человека, частях тела и органах человека, их функциях; - формировать представления о значении и правилах личной гигиены; - учить детей понимать свои индивидуальные внешние и эмоционально-личностные особенности; - учить детей рассказывать другим людям о себе.
Раздел 2. «Общение с окружающими» Тематика занятий этого раздела предусматривает реализацию следующих задач: -формировать представления и знания о нормах культуры, накопление соответствующего опыта; - обучать приемам вежливого общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях; - вырабатывать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях; - формировать элементарные знания о взаимоотношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин, навыков культуры полового поведения.
Раздел 3. «Учреждения, организации, предприятия» Задачи данного раздела следующие: - ознакомление с профессиями взрослых, значением труда в жизни; - формировать культуру поведения в общественных местах и других жизненных ситуациях; - развивать способность ребенка воспринимать реальный мир города, улицы и ориентироваться в нем; - учить планировать и организовывать личный досуг; - учить планировать денежные расходы (в пределах имеющихся счетных навыков); - воспитывать уважительное отношение к труду людей.
Раздел 4. «Хозяйственно-бытовое окружение (одежда, жилище, питание)». Работа по формированию большинства социально-бытовых умений и навыков, предусмотренных данным разделом программы, организовывается воспитателем в ежедневной практической деятельности, в процессе режимных моментов, в ходе занятий ОПТ. Задачи раздела: - формировать представления об окружающей действительности и знания бытового характера; - развивать умения и навыки хозяйственно-бытового труда, а так же культурно-гигиенические навыки; - воспитывать позитивные качества личности.
Методические рекомендации к программе
В ходе выполнения программы воспитатели активно используют наглядность и практическую деятельности с реальными предметами. Поэтому при усвоении материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке главной опорой детям служат наглядные средства обучения. На занятиях воспитателями используется различного вида наглядность:
натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты);
реальные объекты (например, помещения, учреждения);
муляжи, игрушки, модели; изображения (предметные, сюжетные);
практический показ действий.
Способствуют выполнению программы экскурсии. Данная программа по социально-бытовой ориентировке определяет ряд экскурсий, которые проводятся по той или иной теме. В тематическом планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так и текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей.
Текущие экскурсии направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.
Воспитатели активно используют метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения учащихся выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Поэтому воспитанников необходимо последовательно обучают участию в моделировании ситуации.
Важную роль играет формирование навыка общественного поведения. Воспитатели начинают формировать навык с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла. При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине).Затем, педагог вместе с детьми, разыгрывает ситуацию, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они, павильно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.
Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.
Знания и умения, полученные детьми на занятиях по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого, считают воспитатели, необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у детей с нарушением интеллекта будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.