Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 17.05.2021, 04:27 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » В помощь специалистам

Примерные уроки русского языка в VI классе вспомогательной школы (коммуникативная технология обучения)
26.12.2009, 18:15
ПРИМЕРНЫЕ УРОКИ  РУССКОГО ЯЗЫКА
В VI КЛАССЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(коммуникативная  технология  обучения)




Тема: 
  Имя прилагательное.

Задачи: Закрепить понятие об имени прилагательном, вырабатывать умение использовать прилагательные в речи; развивать коммуникативную функцию речи у учащихся путем построения монологов-описаний, диалогов; развивать орфографическую зоркость учащихся путем вычленения орфограмм и их объяснения; воспитывать у учащихся нравственные качества.
Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина "Зима", иллюстрация "Береза", карточки для индивидуальной работы, пиктограммы.
Ход урока
I.  Организация внимания учащихся.
II.  Проверка домашнего задания (способом взаимопроверки).
—  На какие вопросы отвечают данные слова?
—  Что обозначают?
—  К какой части речи относятся?
—  Приведите свои примеры.
—  Какое значение имеют в нашей речи имена прилагательные?
III.  Сообщение темы урока.
—  Сегодня мы будем учиться находить имена прилагательные в текстах, использовать их в повседневной речи. Я  расскажу вам  об ученике нашего  класса,  не называя его, а вы постарайтесь догадаться, о ком я говорю.
—  Юный, невысокий, светловолосый, худощавый, веселый, скромный, старательный.
—  С помощью каких слов вы поняли, о ком речь?
—   Как   видим,   с  помощью   прилагательных   можно рассказать о человеке.

Работа с учебником. (Упр. 170, с. 90.)
Даны слова: молодой, высокий, темноволосый, полный, правдивый, юный, седой, добрый, пожилой, заботливый.
Задание: выписать прилагательные, характеризующие людей, в указанной последовательности.
Возраст человека: молодой, ...
Внешность: высокий, ...
Хорошие качества человека: добрый, ...
Работа в группах (3 группы). 

Инструктирование, обсуждение, ответ представителя группы. Запись в тетрадях.
—  Расспросите товарища о друге. Опоры — на доске или на карточках:
- Какого он возраста?
- Какого роста?
- Какого цвета глаза, волосы у твоего друга?
- Какие хорошие качества имеются у него?

Запись в тетрадях. Списать, вставить слова.
Он   ...  Глаза у  него   ...   цвета.   Волосы   ...  Мой  друг (какой?) ...

Нахождение и объяснение орфограмм.
- Спросите товарища, какие люди ему нравятся.
- Спросите меня об этом же.
- Назовите хорошие черты характера, которые вы услышали в ответ на свой вопрос.

IV.  Физкультминутка.
Работа по пиктограммам.
- Угадайте, какое настроение передает этот рисунок.  Какие слова использовали для характеристики настроения   на   рисунках   (грустное,   веселое,   серьезное, удивленное, злое лицо).

Игра "Зеркало".
Один из учеников демонстрирует определенное тело движение, мимику, жесты; ученики изображают увиденное.
V.  Продолжение работы по теме урока.
-  Сегодня у меня было грустное настроение, но когда я зашла на школьный двор, оно у меня сразу улучшилось. Вам интересно знать, почему? Спросите меня об этом.
Учитель продолжает:
—   Очень  приятно   идти  по  расчищенным  от  снега, аккуратным дорожкам на нашем школьном дворе.
—  Кто это постарался? (Ответы учащихся.)
—  Неужели дворник один справился? (Ответы.)
—  Сколько снега на улице в этом году! Это хорошо или плохо?
Учащиеся подводятся к пониманию пословицы "Много снега — много хлеба".

—  Как вы понимаете это выражение? Работа по картине И.И.Шишкина "Зима".

Рассматривание.

—   Спросите   товарища,   что   ему  нравится картине (парная работа).
—  Сами расскажите ему, что вам нравится.

Работа в парах, используя опоры (на доске):
- Каким снегом укрыта земля?
- Какой сугроб намело под сосной?
- Какие шубы надели маленькие елочки?
- Каким инеем украшены деревья?
Обсуждения в парах, ответы на вопросы, выбор лучшего, запись в тетрадях с комментированием. Орфографическая работа — по ходу.
Выделение имен прилагательных с именами существительными (словосочетаний), обсуждение их роли в данных предложениях.
—  Что у нас получилось?
—  Как озаглавим?
Какие деревья были нарисованы на этой картине?
—  Интересно, какое дерево в зимнем наряде нравится вам больше других?
—  Спросите меня об этом. (Вопрос учащихся.)
Мне очень нравится береза. Посмотрите, какая она красивая! (Демонстрируется картинка с изображением березы зимой.)
Краткое устное описание дерева учащимися с помощью (при необходимости) учителя.
—  Послушайте, как чудесно описал березу поэт Сергей Есенин в стихотворении "Береза".
 
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
 Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
 Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
 И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
 Новым серебром.
 
—  Понравилось вам стихотворение?
— Посмотрим,   какие  слова помогли  автору  распознать о березе так красиво.
Работа в группах: 2 группы получают по одному четверостишию, 3-я — два.

Задание: выписать прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.
Объяснить непонятные слова, если такие есть. Выполнение. Проверка (ответы представителей от групп).
—  Какие слова украсили это стихотворение?
— Какой можно назвать березу в описании С.Есенина? Словарное слово — прекрасная.

Разбор, запись на доске и в тетрадях словосочетании со словом.
Устно: составить предложение (при наличии времени), записать, разобрать по членам предложения.

VI. Итог урока.
—   Чему учились  на  уроке?   (Описывать  человека, природу,   беседовать,   грамотно  писать,   находить  и употреблять самим в речи имена прилагательные.)
Домашнее задание: по образцу (упр. 170, с. 90) рассказать о своем отце (дедушке).
Приложение.
Карточка  "Расскажи  о своем товарище (подруге)"

Расскажи о своём товарище (подруге)
-Какие у него (неё) глаза, нос, волосы, лицо, рост?
-Какой у него (неё) характер?
Слова для выбора:
Глаза — серые, голубые, карие.
Нос — курносый, прямой.
Волосы — светлые, рыжие, тёмные.
Лицо — круглое, продолговатое, худое, полное.
Рост — высокий, средний, маленький.
Характер — спокойный, весёлый, добрый.

Тема:  Изменение имен прилагательных по родам.
Задачи: Дать понятие об изменении имен прилагательных по родам, упражнять в определении рода имен прилагательных. Развивать орфографическую зоркость учащихся. Уточнять, активизировать и расширять словарь учеников. Развивать логическое мышление, коммуникативную функцию речи детей, формировать умение различать эмоции и выражать их пантомимикой и мимикой. Воспитывать положительные черты характера.
Оборудование: таблица по теме, игровой материал — карточки, пиктограммы.
Ход урока
I.  Организация учащихся на урок.
II.  Проверка домашнего задания.
III.   Закрепление  пройденного.  
Игра  "Кто  быстрее?" (по рядам).

На доске 2 группы слов.
Холодная, прозрачная ...
Морозная, длинная...

Голубое, безоблачное ...
Ураганный, холодный ...

Большой, косолапый ...
Солнечный, теплый ...

Трусливый, серенький ... 
Чистое, глубокое ...


Задание: записать к данным словам подходящее существительное (на доске).
—  Как догадались? На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что обозначают? Для чего нужны?
IV.  Подача нового материала.
Словарная работа (новое "трудное" слово). Интересный. Орфографический разбор. Разбор по составу, постановка вопроса, определение принадлежности к определенной части речи.
Устно: составление предложения со словом.

Фильм, книга, дело (интересн..). Запись словосочетаний на доске и в тетрадях. Выделение окончаний.
Фильм (какой?) интересный.
Книга (какая?) интересная.
Дело (какое?) интересное.
—   Изменились ли окончания у прилагательного интересный? Почему?
Вывод:   Имена прилагательные изменяются по родам.
Прилагательное  имеет  тот  же  род,  что  и  существительное, к которому оно относится.

Чтение правила в учебнике (с. 91).

Работа по таблице к теме.

V.  Закрепление нового материала. Работа с учебником. (Упр.  174, с. 92.)
Найти в предложенных словосочетаниях выражения, употребленные в переносном смысле.
Списать. Рядом поставить прилагательные, употребленные в прямом смысле.
Образец.   Теплый (добрый) взгляд.
Железный (...) характер.
Сладкий (...) сон.
Пустой (...) человек.
—  В каком роде употреблены прилагательные? (Показ карточек.)
— Как узнали?

Орфографический разбор: взгляд, сладкий, характер, человек, железный.

Подобрать   к   данным  существительным  прилагательные,  обозначающие  вкус,  цвет,  материал,  из  которого они сделаны.
Лимон, горчица, мед (вкус). Роза, ландыш, василек (цвет). Мяч, лодка, нож (материал).
а)  устно (в группах обсуждение);
б)  запись на доске и в тетрадях,  определение рода. Обоснование правописания окончаний имен прилагательных. Проверка (взаимопроверка).

-Физкультминутка для глаз.
-Устно:
а)  определение настроения изображенного на пиктограмме лица;
б)  работа в парах.

Задание: Покажи товарищу, какое у тебя будет лицо, если:
  • съешь лимон без сахара;
  • получишь "10";
  • сломаешь плейер;
  • у тебя заболит зуб;
  • ты увидишь во дворе школы верблюда.
Желающие показывают эти мимические упражнения, а ребята угадывают, что изображается.
- Рассказ о друге (в парах).

Слова для справок: высокий, невысокий, худощавый, полный, светлый, темные, синие, зеленые, карие, добрый, злой, ленивый, трудолюбивый, веселый, трусливый, смелый, отзывчивый, равнодушный.

Рассказ учительницы о своей подруге. Запись на доске и в тетрадях.
Моя подруга высокая, худощавая. Волосы у нее светлые, глаза зеленые. Она добрая, веселая, смелая, трудолюбивая, отзывчивая.
—Как вы думаете, за что я люблю свою подругу?
—Какие черты вам нравятся в людях?
Характеристика прилагательных.


Домашнее   задание:  написать небольшой рассказ о своем друге (подруге); обозначить род прилагательных.
VI. Итог урока.
—  Чему учились на уроке?
—  Как определить род имени прилагательного? ;
—  Для чего нужны в речи прилагательные?      
Оцениваются достижения учащихся.

Приложение 1
 Примерные коммуникативные упражнения
1.  Ответьте на вопросы так, чтобы получились пословицы и поговорки.     
                                             

—Боится ли мастера дело?
—Дороже ли правда золота?                               
—Наберешься ли от того, с кем поведешься?
—Что лучше: иметь сто рублей или сто друзей?
—Сколько  раз  нужно  отмерить,   прежде  чем  отрезать?
2.  Работа со скороговорками.
Научиться рассказывать быстро по памяти.         
Коси коса, пока роса.       

Во дворе трава, на траве дрова.

Прокоп и Бориска ели барбариски.

От топота копыт пыль по полю летит (и т.д.).

3.  Расскажи о своем товарище (подруге).
—Какие у него (неё) глаза, нос, волосы, лицо, рост?
—Какой у него (неё) характер?
Слова для  выбора:   глаза  —  серые,  голубые,  карие; нос  —  курносый,  прямой;  волосы  —  светлые, рыжие, тёмные; лицо — круглое, продолговатое, худое, полное; рост — высокий, средний, маленький; характер — спо¬койный, весёлый, добрый.

4.  Спросите у товарища,  где он был на каникулах (в выходные), что интересное видел. Расскажите, чем вы занимались на каникулах (в выходные дни).

5.   Расскажите  товарищу,   куда  поедете  летом,  чем будете   заниматься;   спросите  у  него,   как   он   проведет лето.

6.  Спросите у товарища, что ему подарили на день рождения, что бы ему хотелось получить.  Расскажите, как поздравляли вас.

7.  Расскажите гостю нашего города, как проехать от нашей  школы до  вокзала (Центрального и  автобусного вокзала "Восточный"), в "Чижовку", до универмага "Беларусь" и т.д.

8.  Расскажите, как поздравили с праздником 8 Марта маму, бабушку. Спросите у товарища об этом.

9.   Спросите у товарища,  есть ли у него дома животные. Кого бы он хотел завести и почему? Расскажите о своем любимом животном.

10.   Расскажите,   какие  домашние  животные   есть  у родственников  (соседей)  в  деревне.  Какие у  них  клички? Чем полезны? Спросите об этом же товарища.

11.   Расскажите о своей семье,  поинтересуйтесь об этом  у товарища.   Как  зовут  родителей?  Кто  они  по профессии? Где работают? Чем ездят на работу? Сколько времени затрачивают на дорогу? Устают ли родители на работе? Что они рассказывают о своей работе?  Где вы  хотели бы  (и  где сможете)  работать после   окончания   школы?   Что   для   этого   нужно   делать теперь?

12.  Спросите у соседа по парте,  какое у него любимое занятие в свободное время. Расскажите ему о том, чем вы больше всего любите заниматься.

13.  Дается диалог с пропущенными репликами ...
—  Меня зовут Саша.  ...
—  Моя фамилия Иванов.  ...
—  Я живу в городе Минске.  ...
—  На какие вопросы отвечал Саша?
(Темы диалогов могут быть самыми разными.  Собеседники меняются ролями.)

14.  Расспросите у соседа, какие изменения в природе произошли с наступлением весны,  зимы, осени. Дополните его. Расскажите ему, что вам особенно нравится в этой поре года.

Приложение  2
Примерные коммуникативно-речевые задания

I. Сфера этикетного общения.
1.Воспроизведите  знакомство (с ровесником,  с другими людьми).
2.Обменяйтесь  кратко  новостями,   поинтересуйтесь, что ваш друг узнал нового, расскажите, что узнали вы.
3.Вежливо проявите интерес и внимание к собеседнику, поинтересуйтесь самочувствием, успехами, предложите свою помощь.
4.Принесите извинения.
5.Поздравьте с днем рождения, праздником.
6.Выразите соболезнование в связи с неприятными событиями в жизни.

II. Сфера семейного общения.
1.Расскажите о себе и членах вашей семьи (биографии, внешние данные, интересы).
2.Расскажите о семейных праздниках и знаменательных датах, семейных традициях.
3.Как вы представляете ваш семейный отдых?
4.Покажите, как вы принимаете гостей (как встречаете, чем занимаетесь, как провожаете).

III.  Сфера учебно-трудового общения.
1.Расскажите гостям школы о школе, о классе.
2.Познакомьте с распорядком рабочего дня в классе.
3.Расскажите об интересных делах, событиях в школе.
4.Познакомьте  с  вашей  трудовой  деятельностью  в школе или подготовкой к ней.

IV.  Сфера социально-бытового общения.
1.Расскажите о городе, в котором живете.
2.Объясните туристу, каким транспортом он может пользоваться в поездке по городу.
3.Покажите в лицах, как вы закупаете продукты в магазине.
4.Составьте диалог в поликлинике (аптеке).

V.  Сфера социально-культурного общения.
1.Воспроизведите разговор в связи с посещением театра, кино, библиотеки.
2.Расскажите о понравившемся рассказе (книге).
3.Расскажите о любимой группе (певце).
4.Как вы проводите культурный досуг?

В статье воспроизведены фрагменты занятий по формированию коммуникативных умений у учащихся вспомогательной школы. Безусловно, эта работа не исчерпывается формированием диалогической формы речи.
Эффективности развития коммуникативной функции речи содействуют постановочные, трансформационные упражнения по формированию монологической речи, дидактические игры, задания, связанные с формированием речевого этикета.

Дэфекталогiя 2003 №1 с.74-85.
Л.В.Грек,   учительница вспомогательной школы №10 г. Минска
Категория: В помощь специалистам | Добавил: Melanna | Теги: русский язык, конспекты уроков, коммуникативные упражнения
Просмотров: 7430 | Загрузок: 1 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2| Источник материала:
Всего комментариев: 2
2 Виктория   [Материал]
Спасибо за содержательный материал.К сожалению, таких материалов
на сайтатах очень мало.

1 alisa   [Материал]
В работе очень необходимо, спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz