ИНКЛЮЗИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КОМФОРТНАЯ ДЛЯ ВСЕХ
Педагогическое сопровождение межличностных отношений учащихся младших классов
Б.В. Рахманова, начальник отдела методического обеспечения специального образования НИО, кандидат наук (Беларусь)
В нашей стране создана система специального образования для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
В настоящее время такие дети могут получать образование как в специальных учреждениях образования, так и в
общеобразовательных школах в классах интегрированного обучения и воспитания. Образовательная интеграция востребована родителями детей с ОПФР. Если в 1996 году в условиях интеграции обучалось менее 1% детей, нуждающихся в специальном обучении, то в 2015 году - уже 68,2%. Демократические преобразования в общественной жизни нашей страны, гуманизация системы образования послужили развитию инклюзивных процессов в обучении детей с ОПФР.
Инклюзивное образование - это прежде всего новое мировоззрение, система отношений, при которых признаются равные возможности детей с разными потребностями в получении образования. В 2016/17 учебном году в республике по апробации модели инклюзивного образования работает 20 экспериментальных классов. Однако обнаруживаются и проблемы - неготовность субъектов образовательного процесса к совместному воспитанию и обучению здоровых детей и детей с ОПФР, сложность формирования межличностных отношений учащихся с ОПФР и их здоровых сверстников.
Создание комфортной образовательной среды включает установление межличностных отношений - субъективно переживаемых связей между людьми, объективно проявляющихся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. Ядро межличностных отношений составляют сознательные усилия партнеров, а чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение [1]. В отечественной и зарубежной педагогике и психологии названы следующие основные условия успешности взаимодействия детей в процессе инклюзивного обучения:
- благоприятное отношение к детям с ОПФР в обществе;
- правильное отношение родителей детей, участвующих в инклюзивном обучении, к детям с ОПФР (родители здоровых детей испытывают озабоченность в отношении совместного воспитания своих детей с «особенными» учащимися; педагоги класса инклюзивного обучения должны налаживать сотрудничество детей обеих категорий);
- правильное отношение педагогов участвующих в инклюзивном обучении, к детям с ОПФР.
Ученые и практики отмечают проблемы межличностного взаимодействия детей с ОПФР и их сверстников. Специальные исследования показывают, что «особенные» дети не принимаются одноклассниками автоматически, поскольку наличие учебной дифференциации воспринимается ими с презрением или завистью [3]. В ряде случаев обучение детей с ОПФР в классе интегрированного обучения приводит к еще большей сегрегации, чем в специальной школе [2].
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|