Коррекционная работа по формированию правописания звонких и глухих согласных в конце (середине) слов
23.11.2009, 22:35
Коррекционная работа по формированию правописания звонких и глухих согласных в конце (середине) слов
I. Упражнения на различие парных звонких и глухих согласных
1. Прочитать (барабан, полка, зонт, санки, гусь, курица и др.). Прочитать первые буквы каждого слова. Сказать, какие это согласные, звонкие или глухие. Как это определить? Выписать первые буквы. 2. Написать парами звонкие и глухие согласные. Прочитать. 3. Прочитать слова (воробей, бабочка, филин т.д.). Списать. Звонкие согласные подчеркнуть двумя чертами, глухие - одной.
II. Упражнения направленные на установление разницы в произношении и написании слов со звонкими согласными в конце слов, на сравнение их с глухими согласными:
1. Прочитать (зуб, ров, овраг, дуб и т.д.). Определить, как слышатся звуки в конце слов. Сравнить их произношение и написание. Сделать вывод, что звонкие согласные в конце слов слышатся как глухие, а пишутся как звонкие. 2. Прочитать (лак, шалаш, самолеты и т.д.). Сказать, как слышатся глухие согласные в конце слов и как пишутся. Сделать вывод, что глухие согласные в конце слов слышатся и пишутся одинаково. 3. Прочитать (рот - род, мороз - нос, зуб - суп, еж - ерш). Сказать, как слышатся и как пишутся звонкие и глухие согласные в конце слов. Записать слова. Соответствующим образом выделить звонкие и глухие в конце слов.
III. Упражнения на сравнение слов, в которых звонкие и глухие согласные находятся в разных позициях (на конце слова и перед гласными). 1. Прочитать (грибы - гриб, зубы - зуб, снопы - сноп). Сравнить пары слов. Установить разницу в произношении конечных согласных и сходство в написании. Списать. Подчеркнуть эти согласные. 2. Прочитать: Столбы - столб Носы - нос Арбузы - арбуз Жуки - жук Шаги - шаг Шарфы - шарф
Обратить внимание на произношение и написание конечных звонких согласных в парах слов первого столбика и глухих - второго.Списать. Согласные подчеркнуть. 3. Прочитать (рог - рога, мак - маки, пруд - пруды). Сказать, в каких словах можно допустить ошибку при написании конечной согласной и почему. Списать. Согласные подчеркнуть. 4. Прочитать слова в первом и втором столбиках.
Зубы Гриб Сады Флаг Грибы Мороз Флаги Сад Морозы Зуб Сказать, в каких словах можно допустить ошибку при написании конечной согласной и почему. Какие слова помогут избежать ошибки? Подобрать к словам первого столбика соответствующие им слова из второго. Списать слова парами. 5. Прочитать (луг, голубь, город, воз, чиж). Сказать, как слышатся и произносятся звонкие и глухие согласные в конце слов и как они пишутся. Списать слова. Подобрать к ним из списка слова, в которых согласные слышатся четко. Слова для справок: луга, голуби, города, чижи.
IV. Упражнения, направленные на выработку навыка подбирать проверочные слова.
1. Написать названия предметов, нарисованных на картинках (дуб, дубы, флаг, флаги, уж, ужи). Подчеркнуть согласные, которые надо проверить, и слова, которые являются проверочными. 2. Прочитать (Гриб, грибки. Глаз, глазки. Сосед, соседка. Мороз, морозко. Тетрадь, тетрадка). Сказать, какие согласные в конце и середине слов следует проверить. Списать, подбирая проверочные слова. Слова для справок: грибы, грибок, тетради, соседи, морозы, морозить, глаза, глазок. 3. Прочитать (В лесу растет могучий дуб. Рядом поднимаются молодые дубки. Дубок - лесной красавец. Берегите дубы). Сказать, какие слова нуждаются в проверке сначала с согласной в конце слова, затем - в начале. Какие слова являются проверочными. Списать. Подчеркнуть согласные, которые нужно проверить, и проверочное слово.