ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ I ОТДЕЛЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Результаты учебной деятельности младших школьников по математике отражаются в основных содержательных линиях:
овладение навыками счета, способами записи и чтения многозначных чисел, приемами измерения величин и использования единиц метрической системы для записи результатов измерения;
овладение первоначальными представлениями об арифметических действиях над числами и величинами, способами устных и письменных вычислений с натуральными числами;
овладение комплексным использованием знаний о натуральных числах и арифметических действиях при решении текстовых задач, нахождение значений числовых выражений.
При осуществлении оценочной деятельности необходимо различать ошибки и недочеты.
К ошибкам относятся:
нарушение порядка действий;
неправильное построение геометрических фигур;
грубое отклонение от заданных параметров при построении отрезков и геометрических фигур;
неверный ход решения задачи;
неправильно найденное значение числового выражения;
неправильное выполнение арифметических действий;
неправильный перевод одних единиц измерения в другие.
Ошибки приводят к неправильному результату или отсутствию результата.
К недочетам относятся:
замена данных в задании (цифры, числа, знака) при условии правильного выполнения задания с измененными данными;
отсутствие наименований в оформлении задачи;
не записанный или записанный неверно результат при правильном решении.
Два-три недочета в одном задании приравниваются к одной ошибке.
Грамматические ошибки в работах учащихся исправляются, но не учитываются при выставлении отметки по учебному предмету «Математика».
За неаккуратно выполненную работу отметка может быть снижена на один балл.
Поурочный контроль осуществляется в ходе проведения всех видов работ как устного, так и письменного характера (домашние задания, устный счет, устные ответы, классная работа и т.д.) и направлен на освоение способов действия, диагностику возникающих затруднений и проблем.
При проведении тематического, промежуточного и итогового контроля оценка осуществляется с учетом уровней усвоения учебного материала.
Первый уровень — задания на узнавание заданного объекта: подчеркнуть двузначные (трехзначные, многозначные) числа в ряду предложенных;указать примеры на определенное действие и т. д.
Второй уровень — задания на воспроизведение состава числа, таблицы умножения, узнавание геометрической фигуры в ряду предъявленных и т. п.
Третий уровень — задания на воспроизведение правила, алгоритма действия, на выполнение математических действий в простейших ситуациях: примеры на табличное умножение и деление, нахождение суммы и разности, решение простых уравнений по образцу, выполнение заданий на построение простейших геометрических фигур, решение простых задач и т. п.
Четвертый уровень — задания, требующие выполнения нескольких мыслительных операций: нахождение значения выражения, решение уравнений, решение составных задач и -т. п.
Показатели оценки письменных классных и домашних работ
1балл — 6 и более ошибок; 2 балла — 5 ошибок; 3 балла— 4 ошибки; 4 балла — 3 ошибки; 5 баллов — 1 ошибка; 6 баллов — 1—2 недочета 7-8 баллов — все задания выполнены правильно, без исправлений.
Примечание. Учитель имеет право повысить отметку за работу на один балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами.
Контроль за формированием устных вычислительных навыков осуществляется при проведении математических диктантов. Периодичность проведения контрольного устного счета — один раз в месяц. Количество заданий — 7—8.