В соответствии с целями и задачами специального образования, обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в классах интегрированного обучения, должно иметь подлинно практическую направленность. Обучение в классах интегрированного обучения должно быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику вспомогательной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.
Речь в социальном значении является средством общения и служит для налаживания деловых и межличностных контактов, осуществления совместной деятельности.
Русский язык – это предмет, которому принадлежит главенствующая роль в духовной жизни ребенка. Изучая язык, ребенок познает мир, совершенствуется. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении ребенка с особыми образовательными возможностями считают принцип развития речи.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательных массовых школах в структуре интегрированного обучения выводит педагога на новые методические приемы, которые способствуют совершенствованию языковых возможностей учеников, вводят в предметный и социальный мир с помощью рациональных, личностно – ориентированных направлений работы. В организации интегрированного обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью возникает ряд проблем. Одна из них, когда ученик и педагог остаются одни. Возникает проблема в организации коммуникативной деятельности. Диалог ведется по схеме – педагог - ученик. Отсутствует вариант лучших ответов, что гасит мотивационную заинтересованность к происходящему на занятии.
В данном варианте коммуникативный подход в интегрированном обучении «особого» ребенка становится ведущим, социально-ориентированным и эффективным при активном взаимодействии учителя-дефектолога, учителя начальных классов или учителя русского языка общеобразовательного учреждения.
Использование коммуникативного подхода - объективная необходимость, продиктованная как общими закономерностями процесса овладения речевыми умениями, так и особенностями применения знаний и умений на практике, характерными для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Коммуникативная функция речи – функция общения. Общаясь с другими людьми человек, не только сообщает им свои мысли, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Формы речевого воздействия – вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция и др. Общее речевое недоразвитие детей с интеллектуальной недостаточностью сказывается на коммуникативной функции речи. Нормальному речевому общению препятствует неполное и неточное понимание ребенком с ограниченными возможностями обращенной к нему речи, ограниченность словаря, аграмматизмы, дефекты произношения. Постоянная смена роли слушающего и говорящего в процессе диалога трудна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Эти особенности должны постоянно учитываться при организации определенных ситуаций в структуре уроков русского языка во вспомогательной школе классов первого отделения.
Современные требования к организации уроков русского языка выдвигают определенные требования к увеличению времени на формирование речевой активности детей с интеллектуальной недостаточностью. Положительный эффект при формировании коммуникативной компетенции играют словарные слова, соединение словарных слов в смысловые группы помогают построению диалогов, жизненно-практических ситуаций. Использование специально созданных ситуаций при изучении словарных слов повышает интерес детей в данной области.
В интегрированной форме обучения детей с особыми образовательными возможностями, имеются определенные трудности, которые заключается в малом количестве детей на уроке, зачастую это один ребенок. И тогда главная роль в организации коммуникативной деятельности ложится на педагога. Инициатива в полной мере за педагогом. Он активно работает в паре с ребенком, не подчеркивая своей значимости, увлекает ребенка в диалог, в жизненно-практическую ситуацию, создавая эмоциональный фон практической речевой деятельности. В процессе активного взаимодействия постепенно создает такие ситуации, при которых ученик начинает чувствовать себя ведущим в познавательном процессе. Но как бы активен педагог не был, заменить по эмоциональной значимости общения ребенка с ребенком он не может. Личностные качества у детей формируются лучше всего в процессе взаимодействия со сверстниками.
Вот потому так важно приглашатьв структуру образовательно-коррекционного процесса одноклассников, друзей ребенка, организуя специально подготовленные «уроки для друзей».
Примеры упражнений, используемые на «уроках для друзей».
Группа смысловых словарных слов: дежурный, пенал, ребята, тетрадь, учитель. 3 класс
Задания:
Выписать из карточки словарных слов слова: дежурный, пенал, ребята, тетрадь, учитель.
Найти и подчеркнуть в тексте эти слова.
Дети пришли в школу. Скоро начнется урок. Дежурный следит за по-рядком в классе. Учитель учит учеников. В классе идет работа. Ученики записывают слова в тетрадь. Ребята кладут карандаши и ручки в пенал. Урок закончится, учитель отпустит детей на перемену.
1. Вопросы. - Кто выполняет поручение учителя следить за порядком в классе? - Кто учит учеников? - Кого учит учитель? - Как называется школьная принадлежность, куда ученики записывают слова? - Где хранят ученики карандаши и ручки? 2.Добавь слово. - На уроках ученики, на перемене р---а. (ребята). - Дома ребенок, в школе у----к. (ученик). - То я в клетку, То в линейку. Написать по ним сумей - ка! Можешь и нарисовать. Называюсь я …(тетрадь).
- Саша подошел и взял С парты ручку и …(пенал).
- Доску вымоет и в урну Мусор выбросит…( дежурный).
- Заботливый и добрый Нас учит, не ругает, Улыбкою приветливой Всегда ребят встречает.
И в школе он всего хорошего хранитель, так кто же это, дети, наш… (учитель). 3. Игра: « Да или нет». Дайте быстрый ответ. -Во время дежурства ты будешь следить за порядком? -Вы внимательны на уроках? -В школе ученики здороваются со всеми учителями? -Во время дежурства ты будешь раздавать тетради? -Дежурный достаёт пеналы и тетради у детей из портфелей? -Ребята опаздывают на занятия? -Ученики играют на уроках в шашки?
Группа смысловых словарных слов: болото, лягушка, ящерица. 5 класс
Задания: 1.Познакомить со значением слов. Лягушка – это животное, которое может жить как в воде, так и на суше. Живут лягушки в небольших речушках, болотах, больших лужах. Они бывают разной окраски, но, в основном, серые, зеленые и коричневые. Передвигаются по суше прыжками, в воде плавают. Питаются мелкими насекомыми: мошками, комарами, мухами.
Ящерица – животное, обитающее на суше. С наступлением тёплых дней появляется в больших количествах. Очень быстро передвигается, поэтому и называется прыткой. Чтобы обмануть врагов отбрасывает хвост, который потом заново отрастает. По цвету, ящерица сливается с травой и землей, поэтому её трудно заметить. Сама охотится на насекомых. Болото – это место проживания многих животных и растений. Там обитают лягушки, жабы, многие птицы. На нем растут камыш, кувшинка. В болоте накапливается полезное ископаемое, которым богата Беларусь – торф. Поэтому болота следует не осушать, а охранять. 1. Вопросы. - Где живёт ящерица? - Где живёт лягушка? -Что такое болото? -Назови жителей болота? -Назови растения болота? 2. Загадки–шутки. - Мальчик по лесу бродил: Ой, смотрите, крокодил! Что за чудо? Что за шутка? Крокодил совсем малютка! Как тот мальчик не старался, Крокодила не поймал, Только хвост в руке остался, Крокодил в траву удрал. Знаешь, как его зовут – Крокодильчика того? (ящерица)
- И в лесу мы, и в болоте, Нас всегда везде найдете: На поляне, на опушке. Мы зелёные …(лягушки).
3.Инсценировки, ролевое чтение. «Лягушонок и ящерка» -Здравствуй, Ящерка! Ты, почему без хвоста? -У щенка в зубах остался. -Хи – хи. У меня, у Лягушонка, и то хвостик маленький есть. А ты убе-речь не могла?!. -Здравствуй, Лягушонок! Где же твой хвостик? -Отсох у меня хвостик. -Хи – хи! А у меня, у Ящерки, новый вырос!
Группа смысловыхсловарных слов: хирург, рецепт, регистратура. 8класс
1.Вопросы: - Зачем нам врачи? - Где можно найти врача? - Куда надо сразу обратиться, когда придешь в поликлинику? - Как нужно вести себя на приеме у врача? - Как можно вызвать скорую медицинскую помощь по телефону?
2. Диалог.
«Мы общаемся».
Если ты заболел и пришел в поликлинику, то вначале надо обратиться в регистратуру. -Здравствуйте. К какому врачу мне надо обратиться, у меня болит жи-вот? -К хирургу. Его кабинет на втором этаже. Но сразу надо взять карточку. Назовите свою фамилию и адрес -Сидоров Петр, улица Пионерская, дом №5. -Подождите, я сейчас найду Вашу карточку… Вот возьмите. -Спасибо.
Затем надо занять очередь к врачу, если много людей у него на приёме. Когда подойдёт очередь, то заходите в кабинет. -Можно зайти? Здравствуйте! -Проходите. Здравствуйте! Что вас беспокоит? -У меня болит живот. -Раздевайтесь, я вас посмотрю. Вот вам рецепт. По нему купите лекар-ство в аптеке. -Спасибо. До свидания! - До свидания! Поправляйтесь.
По опыту работы можно сказать, что, работая со словарными словами в системе, дети приобретают, не только навык грамотного написания слов, а так же на практических примерах учатся правильно употреблять слова в речи, активный словарь детей становится богаче, ярче.
Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера.