Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.02.2021, 18:12 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 122
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » В помощь специалистам

Формирование коммуникативной компетенции у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка в условиях интегрированного об
[ Скачать с сервера (133.5 Kb) ] 31.01.2010, 21:18
Формирование коммуникативной компетенции у детей с интеллектуальной
недостаточностью на уроках русского языка
в условиях интегрированного обучения




В.А.Мельникова, Н.Ф.Пиланович,
 учителя-дефектологи


В  соответствии с целями и задачами специального образования, обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в классах интегрированного обучения,  должно иметь подлинно практическую направленность. Обучение в классах интегрированного обучения должно быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику вспомогательной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.

Речь в социальном значении является средством общения и служит для налаживания деловых и межличностных контактов, осуществления совместной деятельности.

Русский язык – это предмет, которому принадлежит главенствующая роль в духовной жизни ребенка. Изучая язык, ребенок познает мир, совершенствуется. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении ребенка с особыми образовательными возможностями считают принцип развития речи.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательных массовых школах в структуре интегрированного обучения выводит педагога на новые методические приемы, которые способствуют совершенствованию языковых возможностей учеников, вводят в предметный и социальный  мир с помощью рациональных, личностно – ориентированных направлений работы. В организации интегрированного обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью возникает ряд проблем. Одна из них, когда ученик и педагог остаются одни. Возникает проблема в организации коммуникативной деятельности. Диалог ведется по схеме – педагог - ученик. Отсутствует вариант лучших ответов, что гасит мотивационную заинтересованность к происходящему на занятии.

В данном варианте  коммуникативный подход в интегрированном обучении «особого» ребенка становится ведущим, социально-ориентированным и эффективным при активном взаимодействии учителя-дефектолога, учителя начальных классов или учителя русского языка общеобразовательного учреждения.

Использование коммуникативного подхода  - объективная необходимость, продиктованная как общими закономерностями процесса овладения речевыми умениями, так и особенностями применения знаний и умений на практике, характерными для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.


Коммуникативная функция речи – функция общения. Общаясь с другими людьми человек, не только сообщает им свои мысли, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Формы  речевого воздействия – вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция и др. Общее речевое недоразвитие детей с интеллектуальной недостаточностью сказывается на коммуникативной функции речи. Нормальному речевому общению препятствует неполное и неточное понимание ребенком  с ограниченными возможностями обращенной к нему речи, ограниченность словаря, аграмматизмы, дефекты произношения. Постоянная смена роли слушающего и говорящего в процессе диалога трудна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Эти особенности должны постоянно учитываться при организации определенных ситуаций в структуре уроков русского языка во вспомогательной школе классов первого отделения. 

Современные требования к организации уроков русского языка выдвигают определенные требования к увеличению времени на формирование речевой активности детей с интеллектуальной недостаточностью. Положительный эффект при формировании коммуникативной компетенции играют словарные слова, соединение словарных слов в смысловые группы помогают  построению диалогов, жизненно-практических ситуаций. Использование специально созданных ситуаций при изучении словарных слов повышает интерес детей в данной области.

В интегрированной форме обучения детей с особыми образовательными возможностями, имеются определенные трудности, которые заключается в малом количестве детей на уроке, зачастую это один ребенок. И тогда главная роль в организации коммуникативной деятельности ложится на педагога. Инициатива в полной мере за педагогом. Он  активно работает в паре с ребенком, не  подчеркивая своей значимости, увлекает ребенка в диалог, в жизненно-практическую ситуацию, создавая эмоциональный фон практической речевой деятельности. В процессе активного взаимодействия постепенно  создает такие ситуации, при которых ученик начинает  чувствовать себя ведущим в познавательном процессе. Но как бы активен педагог не был, заменить по эмоциональной значимости общения ребенка с ребенком он не может. Личностные качества у детей формируются лучше всего в процессе взаимодействия со сверстниками.

Вот потому так важно приглашать в структуру образовательно-коррекционного процесса одноклассников, друзей ребенка, организуя специально подготовленные  «уроки для друзей».
 

Примеры упражнений, используемые на «уроках для друзей».

Группа смысловых словарных слов: дежурный, пенал, ребята, тетрадь, учитель.
3 класс

Задания:
  1. Выписать из карточки словарных слов слова: дежурный, пенал, ребята, тетрадь, учитель.
  2. Найти и подчеркнуть в тексте эти слова.
Дети пришли в школу. Скоро начнется урок. Дежурный следит за по-рядком в классе. Учитель учит учеников. В классе идет работа. Ученики записывают слова в тетрадь. Ребята кладут карандаши и ручки в пенал. Урок закончится,  учитель отпустит детей на перемену.

1. Вопросы.
- Кто выполняет поручение учителя следить за порядком в классе?
- Кто учит учеников?
- Кого учит учитель?
- Как называется школьная принадлежность, куда ученики записывают слова?
- Где хранят ученики карандаши и ручки?
2. Добавь слово.
-  На уроках ученики, на перемене р---а. (ребята).
-  Дома ребенок, в школе у----к. (ученик).
-  То я в клетку,

   То в линейку.
Написать по ним сумей - ка!
Можешь и нарисовать.
Называюсь я  …(тетрадь).

-   Саша подошел и взял
    С парты ручку и …(пенал).

-  Доску вымоет  и в урну
   Мусор выбросит…( дежурный).

-   Заботливый и добрый
    Нас учит, не ругает,
    Улыбкою приветливой
    Всегда ребят встречает.

И в школе он всего хорошего хранитель,
 так кто же это, дети, наш… (учитель).
3.  Игра: « Да или нет».
Дайте быстрый ответ.

-Во время дежурства ты будешь следить за порядком?
-Вы внимательны на уроках?
-В школе ученики здороваются со всеми учителями?
-Во время дежурства ты будешь раздавать тетради?
-Дежурный достаёт пеналы и тетради у детей из портфелей?
-Ребята опаздывают на занятия?
-Ученики играют на уроках в шашки?

Группа смысловых словарных слов:
болото, лягушка, ящерица.
5 класс

Задания:
1.Познакомить со значением слов.
Лягушка – это животное, которое может жить как в воде, так и на суше. Живут лягушки в небольших речушках, болотах, больших лужах. Они бывают разной окраски, но, в основном, серые, зеленые и коричневые. Передвигаются по суше прыжками, в воде плавают. Питаются мелкими насекомыми: мошками, комарами, мухами.

Ящерица – животное, обитающее на суше. С наступлением тёплых дней появляется в больших количествах. Очень быстро передвигается, поэтому и называется прыткой. Чтобы обмануть врагов отбрасывает хвост, который потом заново отрастает. По цвету,  ящерица сливается с травой и землей, поэтому её трудно заметить. Сама охотится на насекомых.

Болото – это место проживания многих животных и растений. Там обитают лягушки, жабы, многие птицы. На нем растут камыш, кувшинка. В болоте накапливается полезное ископаемое, которым богата Беларусь – торф. Поэтому болота следует не  осушать, а охранять.
1. Вопросы.
- Где живёт ящерица?
- Где живёт лягушка?
-Что такое болото?
-Назови жителей болота?
 -Назови растения болота?
2. Загадки–шутки.
-   Мальчик по лесу бродил:
    Ой, смотрите, крокодил!
    Что за чудо? Что за шутка?
    Крокодил совсем малютка!
    Как тот мальчик не старался,
    Крокодила не поймал,
    Только хвост в руке остался,
    Крокодил в траву удрал.
    Знаешь, как его зовут –
    Крокодильчика того? (ящерица)

 - И в лесу мы, и в болоте,

   Нас всегда везде найдете:
   На поляне, на опушке.
   Мы зелёные …(лягушки).

3.Инсценировки, ролевое чтение.
«Лягушонок и ящерка»
-Здравствуй, Ящерка! Ты, почему без хвоста?
-У щенка в зубах остался.
-Хи – хи. У меня, у Лягушонка, и то хвостик маленький есть. А ты убе-речь не могла?!.
-Здравствуй, Лягушонок! Где же твой хвостик?
-Отсох у меня хвостик.
-Хи – хи! А у меня, у Ящерки, новый вырос!


Группа смысловыхсловарных  слов:
хирург, рецепт, регистратура.
8класс

1.Вопросы:
- Зачем нам врачи?
- Где можно найти врача?
- Куда надо сразу обратиться, когда придешь в поликлинику?
- Как нужно вести себя на приеме у врача?
- Как можно вызвать скорую медицинскую помощь по телефону?

2.    Диалог.
«Мы общаемся».
Если ты заболел и пришел в поликлинику, то вначале надо обратиться в регистратуру.
-Здравствуйте. К какому врачу мне надо обратиться, у меня болит жи-вот?
-К хирургу. Его кабинет на втором этаже. Но сразу надо взять карточку. Назовите свою фамилию и адрес
-Сидоров Петр, улица Пионерская, дом №5.
-Подождите, я сейчас найду Вашу карточку… Вот возьмите.
-Спасибо.

Затем надо занять очередь к врачу, если много людей у него на приёме. Когда подойдёт очередь, то заходите в кабинет.
-Можно зайти? Здравствуйте!
-Проходите. Здравствуйте! Что вас беспокоит?
-У меня болит живот.
-Раздевайтесь, я вас посмотрю. Вот вам рецепт.
По нему купите лекар-ство в аптеке.

-Спасибо. До свидания!
- До свидания! Поправляйтесь.

По опыту работы можно сказать, что, работая со словарными словами в системе, дети приобретают, не только навык грамотного написания слов, а так же на практических примерах учатся правильно употреблять слова в речи, активный словарь детей становится богаче, ярче.

Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера.    

Категория: В помощь специалистам | Добавил: Valentina | Теги: интегрированное обучение, урок русского языка, коммуникативная компетенция, интеллектуальная недостаточность
Просмотров: 6551 | Загрузок: 576 | Рейтинг: 4.5/2| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz