ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В соответствии с цефало-каузальным законом развития (развитие пространственных представлений идет от головы, к рукам и в дальнейшем — к туловищу и к ногам), вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем — по отношению к телу в целом и только после этого — относительно собственных рук (в соответствии с проксимо-дистальным законом). Существуют более или менее сенсибилизированные варианты исследования подобных представлений, равно как и облегченные варианты, включающие зрительную поддержку, тактильные ощущения и иные межанализаторные взаимодействия. При проведении предлагаемых ниже методик предварительно нужно выяснить, какие слова, обозначающие части лица или тела, знает ребенок, и именно их использовать при опросе. Первая методика. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости). Инструкция. Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под над носом, надо лбом, под зубами и т.п. Что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и т.п. Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь. Виды помощи. Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей пальцем (сначала пальцем психолога, а затем, если это не помогло, собственным). Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо психолога или вертикально расположенное изображение лица. Выполняет задание, глядя в зеркало. Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо. На этом этапе можно использовать стандартные пробы Хеда. Психолог делает жесты и просит ребенка повторить их. Вторая методика. Анализ частей собственного тела. Данный анализ проводится по верти-кальной оси. Инструкция. Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями и т.п. На этом этапе также можно использовать стандартные пробы Хеда. Примечание. Не анализируются части тела, находящиеся между животом (пупком) и бедрами. Третья методика. Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. Подобный анализ можно проводить относительно обеих рук. Так выясняется, какая рука доминантная. Ощущения от доминантной руки в целом более «мощные», чем от субдоминантной. Таким образом может быть получено еще одно подтверждение профиля латерализации. Инструкция. Покажи, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь, запястье, локоть или ладонь и т.п. Оценка производится при различном положении каждой руки.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|