Варианты календарно-тематического планирования географии в классах интегрированного обучения А.В.Кончиц, учитель географии Великострелковского УПК
Интегрированному обучению в Республике Беларусь отводится значительное место в системе школьного обучения. Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития по-прежнему является актуальным в современных условиях развития общеобразовательной школы. Учителя-предметники, работающие на второй ступени общеобразовательной школы, начинают постепенно осваивать, понимать сущность образовательной интеграции. Накапливаются методы и приемы специального обучения детей с ОПФР в структуре класса. География - это та предметная область, которая оказывает положительное влияние на формирование социального опыта любого ребенка, в том числе и ребенка с особыми образовательными возможностями. Обучение географии в классах интегрированного обучения и воспитания организует, дисциплинирует учащихся, способствует формированию межличностных отношений. У детей интегрированных классов значительно раньше, чем в обычных классах, формируются особые личностные качества – сопереживание, соучастие, отзывчивость, доброта, способность воспринимать и принимать необычного сверстника. Основные задачи учителя географии интегрированного класса – поддержка социального и личностного развития ребенка, обучение «особого» ученика с учетом его потенциальных возможностей, создание в классе партнерских отношений. Учитель географии организует учебный процесс в классах интегрированного обучения с учетом потенциальных возможностей «особого» ученика, активно используя дифференцированный подход на уроках. В нашей школе на второй ступени в образовательную интеграцию включен один ребенок с интеллектуальной недостаточностью, который обучается по программе вспомогательной школы. Это наиболее трудная категория детей, которая включена в интеграцию, так как они обучаются по специальным программам, учебникам. Программа и учебники вспомогательной школы имеют значительные отличия, предусматривается получение учащимися с интеллектуальной недостаточностью минимальных знаний по предмету в отличие от массовой школы. Если рассматривать программы в том разрезе, как они представлены, то темы естественно не совпадают. Это одна из трудностей учителей-предметников. Встает вопрос: «Каким образом спланировать работу, соединив две программы – общеобразовательную и специальную вспомога-тельную? Как построить урок с учетом двух стандартов?». Нормативные, теоретические и практические материалы по организации интегрированного обучения детей ОПФР, в особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, конкретных ответов на поставленные вопросы не дают. На протяжении последних двух лет эти вопросы не сходят с повестки МО учителей интегрированных классов нашей школы. Опыт календарно-тематического планирования интегрированного курса по предметам, в том числе и географии, показывает, что учитель-предметник в праве, использовать различные, удобные способы моделирования планирования. На МО учителя-предметники, работающие в классах интегрированного обучения, рассматривали несколько вариантов составления календарно-тематического планирования 1-ый вариант.
Учитель-предметник в примечании к календарно-тематическому планированию по предмету общеобразовательной школы фиксирует темы программы вспомогательной школы. Темы планируются в том порядке, как представлены в программе, но в сокращении, учитывается разница в часах общей(1ч) и специальной школы (2ч). География не включена в учебный план учителя-дефектолога.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле