Примерное календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе интегрированного обучения
А.В.Кончиц, учитель географии Великострелковского УПК, Рогачевского района Гомельской области, Беларусь
В.А.Мельникова, учитель-дефектолог Великострелковского УПК, Рогачевского района Гомельской области, Беларусь Информационно-пояснительная справка к планированию. Модель получения специального образования учащимися с ОПФР - специальное нецензовое образование по программе вспомогательной школы классов I отделения. Модель организации обучения учащихся с ОПФР – интегрированный класс неполного наполнения, организация обучения детей с ОПФР в структуре 6 класса общеобразовательной школы по программе 7 класса вспомогательной школы классов I отделения. Количество часов в неделю – 1 час (учебный план общеобразовательной школы). Количество часов в неделю – 2 часа (учебный план вспомогательной школы классов I отделения). Программное обеспечение – программа по географии 6 класса общеобразовательной школы, программа по географии 7 класса вспомогательной школы классов I отделения. Учебное обеспечение – учебник географии 6 класса общеобразовательной школы, учебник географии 7 класса вспомогательной школы. Учебный план вспомогательной школы классов I отделения составляет два часа в неделю. Каким образом выполняется учебный план в условиях образовательной интеграции? С учетом нормативно-правового документа «Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях» Министерства образования Республики Беларусь от 06.08.2009 года это решается следующим образом. Учитель-дефектолог, из количества выделенных на организацию коррекционно-педагогических занятий в рамках интегрированного класса неполного наполнения, включающего детей с интеллектуальной недостаточностью, выделяет на изучение географии 1час в неделю, т.е. разницу в учебных часах учебных планов. Учитель-предметник вместе с учителем-дефектологом моделирует календарно-тематическое планирование интегрированного курса географии. Программное содержание вспомогательной школы адаптируется под программу общеобразовательной школы. Темы программы вспомогательной школы подбираются таким образом, чтобы они были близки по содержанию к темам общеобразовательной школы, определяются коррекционные направления работы на уроках географии. На уроках географии в общем классе вводятся особые формы коррекционной работы: работа с толковым словарем, информационные минутки на которых главные действующие лица - дети с интеллектуальной недостаточностью. В коррекционной работе на уроках в общем классе используются приемы включения «особых» учеников в совместную коллективную практическую деятельность, приемы работы по повтору, приемы практической работы по образцу и речевой инструкции педагога. Особое внимание в классах интегрированного обучения и воспитания обращается на речевую активность «особых» учеников, активизацию их словарного запаса. Все эти и другие направления работы на уроках географии в общем классе находят отражение в разделе календарно-тематического планирования – «Направления коррекционной работы».
Темы программного содержания вспомогательной школы, не вошедшие в календарно-тематическое планирование учителя географии, включаются в календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога. В результате совместной деятельности учителя географии и учителя-дефектолога выполняется учебная программа по географии вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции. Примерное моделирование календарно-тематического планирования интегрированного курса по географии показано на примере 6 класса, в составе которого обучается один или два ученика с интеллектуальной недостаточностью по программе 7 класса вспомогательной школы.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|