Приложение к календарно-тематическому плану по предмету «География» (8класс интегрированного обучения) на I-е полугодие Слово об авторе. Кузьменкова Роза Ильинична – учитель-дефектолог Бычихинской СШ, Городокского района Витебской области Роза Ильинична – учитель-дефектолог (образование высшее дефектологическое), учитель географии (образование высшее педагогическое). В области дефектологии более 25 лет – работа учителем-дефектологом вспомогательной школы, заместителем директора вспомогательной школы для детей сирот, работа в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), работа с детьми инвалидами в условиях надомного обучения, работа в классах интегрированного обучения. В совершенстве владеет программным материалом в области географии на уровне общего среднего и специального образования. Роза Ильинична активный участник форума сайта. Предлагаемый материал интересен. В настоящее время на сайтах Республики Беларусь материал такого содержания отсутствует, поэтому актуален. Администрация сайта благодарит автора за прекрасный материал и сотрудничество. Пояснительная записка
Интегрированному обучению в Республике Беларусь отводится значительное место в системе общего среднего образования. Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития по-прежнему является актуальным в современных условиях развития школы. С 1сентября 2011года система образования нашей страны, включая систему специального образования, начала функционировать в соответствии с новым законодательством. В силу вступил Кодекс Республики Беларусь об образовании. В качестве одного из направлений государственной политики в сфере образования Кодексом называется обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями. Таким образом, дети с особенностями психофизического развития получили законодательные гарантии в получении образования Учителя-предметники, работающие на второй ступени общего среднего образования, начинают постепенно осваивать, понимать сущность образовательной интеграции. Накапливаются методы и приемы специального обучения детей с ОПРФР в структуре класса. География - это та предметная область, которая оказывает положительное влияние на формирование социального опыта любого ребенка, в том числе и ребенка с особыми образовательными возможностями. Обучение географии в классах интегрированного обучения и воспитания организует, дисциплинирует учащихся, способствует формированию межличностных отношений. У детей интегрированных классов значительно раньше, чем в обычных классах, формируются особые личностные качества – сопереживание, соучастие, отзывчивость, доброта, способность воспринимать и принимать необычного сверстника. Основные задачи учителя географии интегрированного класса – поддержка социального и личностного развития ребенка с особенностями психофизического развития с учетом его потенциальных возможностей, создание в классе партнерских отношений, условий личностного взаимодействия в коллективе. Информационная справка об интегрированном классе, под который составлено календарно-тематическое планирование. Интегрированный класс, в который включены двое обучающихся по программе вспомогательной школы I отделения функционирует с 6 класса. Законодательно установлены сроки для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью – 10 лет, для детей, получающих общее среднее образование, определен срок обучения в базовой школе 9 лет. Таким образом, в учреждении образования был создан 6 интегрированный класс, в состав которого были включены двое учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по программе 7 класса вспомогательной школы I отделения. В данный период мы имеем 8 интегрированный класс, в который включены двое детей с интеллектуальной недостаточностью, которые получают образование по программе 9 класса вспомогательной школы I отделения. Обучающиеся имеют следующие способности: читают, списывают с печатного текста, отвечают на вопросы по прочитанному тексту, называют многозначные числа в пределах 1мл., знакомы и под руководством учителя ориентируются во временных представлениях (времена года, месяцы, год, век). Данные способности позволяют включить обучающихся детей с особенностями в развитии в структуру урока в общем классе. Анализ программ общего среднего образования (8кл) и специального (программа вспомогательной школы 9кл) по предмету география показывает, что программы имеют существенные различия. Например. В образовательной интеграции, если не адаптировать материал программы вспомогательной школы под программный материал общего среднего образования, то мы получаем ситуацию, при которой дети в классе изучают «Общие закономерности природы земли», а дети с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), в это же время, повторяют материки, океаны, части света. А когда изучают тему «Океаны», то дети с интеллектуальной недостаточностью изучают тему «Северная Америка» и т.д. Но если анализировать программу вспомогательной школы в целом, то можно отметить тот факт, что многие темы программы перекликаются с программой общего среднего образования. Учитывая то, что дети с интеллектуальной недостаточностью включены в образовательный процесс интегрированного обучения, опыт показывает, что учитель предметник при составлении календарно-тематического плана обязан владеть знаниями о содержании всего курса географии вспомогательной школы. Это позволит адаптировать программный материал (изменить сроки обучения того или иного раздела, перенести темы с одного класса в другой) под программу общего среднего образования, что в конечном результате выведет на выбор одной темы урока. Это один из вариантов организации обучения географии в условиях образовательной интеграции. В этом варианте учитель предметник использует для организации обучения в разрезе тем общего среднего образования учебники и программу вспомогательной школы 7-10 классов. По-прежнему многие учителя интегрированного обучения в Республике Беларусь используют следующий алгоритм организации обучения географии в условиях образовательной интеграции: • обучение по двум программам (общее среднее и специальное образование) без адаптации специальной программы под общее среднее образование; • определение двух тем урока (общей темы и специальной темы); • ведение дополнительного журнала-тетради, где фиксируются темы специальной программы; • составление календарно-тематического плана работы по предмету с учетом двух тем (общей темы и специальной темы). Право выбора остаётся за учителем. Мы предлагаем учителям интегрированных классов адаптированный вариант календарно-тематического плана. В приложение к календарно-тематическому плану по предмету «География» (8класс) перенесены темы образовательной программы общего среднего образования. Составлены методические рекомендации содержания коррекционной работы по включению детей с интеллектуальной недостаточностью в общую структуру урока на основе их потенциальных возможностей и программного материала вспомогательной школы по предмету география (адаптированный вариант программы вспомогательной школы под программу общего среднего образования). Приложение к календарно-тематическому плану по географии является своеобразным учебно-методическим пособием, в которое включены адаптированные под возможности обучающегося с интеллектуальной недостаточностью задания, вопросы, информационные карточки, в которых в доступной форме представлен изучаемый материал, наглядность (карты, флаги, картинки). В плане показаны варианты межличностного взаимодействия детей общей и специальной школы в структуре урока. Полный вариант календарно-тематического плана смотрите в прилагаемом файле
|