Особенности ежедневного планирования уроков биологии в классах интегрированного обучения и воспитания.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь узаконено законодательно. Министерством образования РБ определены общие механизмы включения «особых» учеников в образовательную систему общеобразовательной школы, разработаны рекомендации по организации интегрированного обучения, ежегодно выходит «Методическое письмо по специальному образованию», где определяются ключевые направления организации интегрированного обучения детей с ОПФР.
Но учителя общеобразовательной школы, по-прежнему испытывают трудности по организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания по двум образовательным программам. В особенности актуальной является проблема организации уроков в классах интегрированного обучения и воспитания на второй ступени получения образования при включении в структуру урока детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по программе вспомогательной школы.
Учебный план вспомогательной школы классов I отделения по предмету «Биология» составляет два часа в неделю, а в общеобразовательной школе на данный предмет выделяется 1 час.
Каким образом выполняется учебный план вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции в неполной модели?
С учетом нормативно-правового документа «Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях» Министерства образования Республики Беларусь от 06.08.2009 года это решается следующим образом.
Пример. Учитель-дефектолог из количества выделенных на организацию коррекционно-педагогических занятий в рамках интегрированного класса неполного наполнения (вариант, когда в классе два ученика обучаются по программе вспомогательной школы и на их обучение по специальной программе выделено 16 часов) выделяет на изучение биологии 1час в неделю, а второй час реализуется путем включения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в структуру урока общеобразовательной школы.
Оцениваются учащиеся по десятибалльной системе вспомогательной школы двумя педагогами – учителем-дефектологом и учителем-предметником, за четверть по согласованию педагогов выставляется общая оценка за четверть.
Пример. Учитель-предметник в рамках учебных часов (вариант, когда в классе один ученик обучается по программе вспомогательной школы и на его обучение по специальной программе выделено 8 часов) общеобразовательной школы включает ученика с интеллектуальной недостаточностью в учебную деятельность по предмету. Оценивается учащийся в ходе урочной деятельности по десятибалльной системе вспомогательной школы учителем-предметником, который выставляет и четвертную оценку.
Учитель-предметник в первом и втором варианте вместе с учителем-дефектологом моделирует календарно-тематическое планирование интегрированного курса «Биология».
Учитывая тот факт, что программное содержание двух курсов (программа общеобразовательной школы и программа вспомогательной школы) совершенно отличительно по содержанию, то по согласованию с администрацией принимается решение о включении детей, обучающихся по программе вспомогательной школы, в учебный процесс общего класса с учетом ведущей темы общеобразовательной школы.
Программное содержание общеобразовательной школы преломляется под программу вспомогательной школы. Для детей в структуре урока подбираются адекватныеих возможностям задания. Дети с ОПФР включаются в лабораторные и практические задания, которые выполняются в парах с детьми класса. Зачастую при работе в парах дети с интеллектуальной недостаточность становятся наблюдателями за процессом работы, которую выполняют сверстники.
Организуя фронтальную работу с классом, вопросы для детей с ОПФР строятся в доступной форме, подбираются доступные задания, используются приемы ведения кратких записей по тексту темы, практикуются практические занятия по зарисовке отдельных схем, рисунков, используется материал учебников вспомогательной школы для самостоятельной работы в случае примерного совпадения тем, ведутся тетради-словарики и тетради по предмету в которые вносится информационный материал.
Важный момент в организации учебной деятельности по предмету в классе интегрированного обучения и воспитания – это ежедневный план работы учителя-предметника. В примерном варианте ежедневного плана работы по «Биологии» определяются основные этапы урока, содержание работы по программе общеобразовательной школы, содержание работы по программе вспомогательной школы.
Примерная форма плана урока в 6 классе интегрированного обучения и воспитания (включение двоих учеников с интеллектуальной недостаточностью в структуру урока).
Тема: Растения
Автор: администратор сайта
Валентина Мельникова
Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера