Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике
(1-2 класс, программа специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Форма организации обучения – класс интегрированного обучения и воспитания, неполная модель (включение одного ребенка с тяжелыми нарушениями речи).
Срок обучения – пятилетний на первой ступени образования (обучение ребенка с тяжелыми нарушениями речи в составе 1 (2) класса интегрированного обучения и воспитания по учебному плану 1 (2) класса специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Пояснительная записка
Организм ребенка подчинен ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие организма ребенка тесно связано с формированием ритма пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов и механизмов восприятия. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, математические и архитектурные конструкции, осваивать просторы креативного интеллекта.
Поэтому для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены коррекционные занятия по логоритмике. Логоритмические занятия направлены на совершенствование речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. В структуру занятия включаются дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, речевые и двигательные игры, вводятся элементы психогимнастики, активные и пассивные формы музыкотерапии и сказкотерапии.
Цель коррекционных занятий по логоритмике: профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей у детей с тяжелыми нарушениями речи путем соединения слова и музыки.
Задачи коррекционных занятий по логоритмике
• развитие артикуляции;
• развитие фонематического восприятия;
• развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
• совершенствование общей и мелкой моторики;
• выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
• развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
• развитие творческой фантазии и воображения;
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, общей моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, литературно-драматургические тексты.
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Каждое занятие представляет собой тематическую и музыкально-игровую целостность. В сюжете занятий используются: классические музыкальные произведения, тренинговая музыка, стихи и сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
В структуру календарно-тематического планирования включены следующие направления работы:
• развитие чувства ритма – (содержание наполняется упражнениями, музыкально – дидактическими, ритмическими играми, речевыми играми с движениями, направленными на развитие чувства ритма и фонематического восприятия);
• формирование правильного дыхания – (содержание наполняется упражнениями, направленными на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания);
• развитие артикуляционной и лицевой моторики – (содержание наполняется упражнениями, направленными на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц);
• развитие общей и мелкой моторики – (содержание наполняется хореографическими, динамическими играми и упражнениями, направленными на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций);
В условиях образовательной интеграции при включении одного ребенка с тяжелыми нарушениями речи в образовательный процесс класса
интегрированного обучения и воспитания на проведение коррекционных занятий выделяется один час (из расчета 4 часа в неделю).
Таким образом, 1 час делиться пополам на проведение коррекционных занятий по логоритмике (0,5ч) и коррекционных занятий по развитию устной речи (0,5ч). Данное календарно-тематическое планирование рассчитано на 16 часов в год. В комплексе с учебными занятиями по развитию речи данные коррекционные занятия в условиях образовательной интеграции результативны.
Полный вариант планирования смотрите в прилагаемом файле
|