Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.11.2024, 15:07 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 136
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Психолого - педагогическое сопровождение

Технология интегрированного обучения в Республике Беларусь
[ Скачать с сервера (87.0 Kb) ] 21.02.2010, 18:59
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Коноплева Л. Н.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.


Образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечивается комплекс условий, необходимых для приобретения учащимися опыта положительного социального взаимодействия. В процессе совместного обучения существует опасность изоляции детей с особенностями психофизического развития от основного коллектива. Они могут оказаться в положении «исключенных» или «невключенных», что осложнит прежде всего их социальную реабилитацию. Класс интегрированного обучения объединяет разных детей, отличающихся друг от друга. Очень важно, чтобы учителя понимали и правильно относились к имеющимся различиям между детьми, не стремились всех детей уравнять, сделать одинаковыми. Только признавая право каждого ребенка быть индивидуальностью, можно раз¬вить сильные стороны личности.

Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети контактировали друг с другом. Вместе с тем интегрированное обучение предполагает как включение ученика с особенностями психофизического развития в коллективную деятельность класса, так и исключение из нее, когда более эффективны индивидуальный подход и учебная деятельность в присущем, характерном личностном режиме.

Технологии интегрированного обучения основываются на следующих концептуальных положениях специального и общего образования.
Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей учеников, нуждающихся в дополнительных коррекционно-образовательных услугах, использование многообразия методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, различные подходы могут быть противоречивыми, не всегда применимыми ко всем ученикам класса, но они создают мощный инструментарий в руках учителя, благодаря которому он сможет помочь любому ученику и его родителям.

Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями.

Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика.

В классе интегрированного обучения необходима системная работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития, обусловливающие специфические цели и задачи обучения.

Не менее важен деятельностный характер обучения, воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников.

При обучении моделируются и воспроизводятся условия, трудные для ученика, но возможные в жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно объективировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень). Учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению. Диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка.

Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью. Именно переживания стимулируют развитие интеллекта, и эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии.

Следует признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития или наоборот — с высокого на более низкий; оказать индивидуальную помощь по тому или другому предмету, улучшить психическое здоровье, корригировать имеющиеся недостатки развития.

Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого — самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее положительную тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

С позиции изложенных концептуальных положений попытаемся конкретизировать технологию интегрированного обучения. Возникает вопрос, правомерно ли создавать и обосновывать специальную технологию, нельзя ли использовать технологии обучения, которые применяются в обычной школе и стали уже классическими. Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад. Представляется, что недопустимо в условиях интегрированного обучения использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, не отражающие тех изменений, которые вытекают из целей и задач интеграции.

Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения, преодоление когнитивного кризиса учащихся с отклонениями в развитии пред-полагают продуманную системную работу, включающую формирование позитивного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. Эти задачи могут быть реализованы в системе коррекционных занятий (адаптивного тренинга) и занятий по учебным предметам, решающих одновременно задачи интеграции, «включения». Последний термин достаточно широко используется в иностранной литературе в значении интегрированного (совместного) обучения.

Возникает вопрос, являются ли такого рода занятия обязательными или только желательными. Надо признать, что при отсутствии занятий по «включению» может снизиться успеваемость, могут сложиться неудовлетворительные отношения в классе, ухудшиться поведение. В то же время адаптивный тренинг, так мы назвали занятия по включению, может оказать значительное воспитательное воздействие на всех учащихся класса. Занятия призваны научить выстраивать отношения с окружающими, гармонизировать отношения с ми¬ром. На занятиях самопознание протекает опосредованно, через разнообразные интересные виды деятельности, через познание другого ученика, своего товарища.

Успешность технологии занятий по включению определяется не только их содержанием, но и организационными условиями проведения. Кабинет коррекционной работы или иное помещение, отводимое для этих занятий, создает атмосферу уюта, обеспечивает условия для совместной игровой деятельности и уединения, «интимизации» своей деятельности. Если ученик захочет, то должен иметь условия для уединения, пространственного отделения от участников группы. Это может быть отдельный столик, на котором находятся детские журналы, дидактические игры, или комната, соседствующая с той, в которой проводятся тренинговые занятия.

Размеры кабинета коррекционной работы должны позволять детям свободно взаимодействовать. Но нельзя, чтобы кабинет был слишком велик, так как это провоцирует неорганизованную активность детей. Важно, чтобы в кабинете был круглый стол. Если его нет, то можно сдвинуть столы или расположить стулья полукругом, чтобы учащиеся размещались лицом друг к другу, что важно для сотрудничества, взаимодействия. В кабинете может быть ковер на полу, на котором можно при необходимости разместиться. Кабинет не перегружается предметами, не имеющими отношения к коррекционной работе.

Стимульно-средовое окружение является функциональным: имеет определенное назначение и не вносит дезорганизующие элементы в совместную деятельность. Представляется, что в кабинете необходим магнитофон с аудиозаписями. Предметы, которые можно разбить, уронить, отгораживаются, чтобы снять запрещения, ограничения для активной деятельности в процессе совместных занятий.

На занятиях учащиеся объединяются в группы по 3—5, 6—8 человек. Продолжительность каждого занятия — 45 минут. Их можно проводить через день, два или даже один раз в неделю. Занятия по «включению» проводятся после первой недели совместного обучения или даже в первые дни обучения, если к этому побуждают данные психодиагностического обследования и ярко выраженные, весьма специфичные особенности детей с нарушениями психофизического развития.

Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера.


Категория: Психолого - педагогическое сопровождение | Добавил: Valentina | Теги: интегрированное обучение, интеграция, социализация
Просмотров: 11242 | Загрузок: 927 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/3| Источник материала:
Всего комментариев: 1
1 Лена  
Хорошая страничка

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz