Развитие мнестической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи
С.Ф.Левяш, начальник отдела обучения детей с сенсорными нарушениями и интеллектуальной недостаточностью Национального института образования Л.С.Сорчик, учителъ-дефектолог (г. Бобруйск) (Дэфекталогія №1, 2003, с. 96-103) Особенности развития памяти Проблема изучения и развития мнестической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи находится в центре ряда исследований в области логопедии и логопсихологии. Поскольку все психические процессы функционально взаимосвязаны, то нарушение мнестической деятельности влечет за собой и нарушение других психических функций. Это в значительной степени затрудняет усвоение детьми с тяжелыми нарушениями речи школьной программы, предполагающей систематическое и целенаправленное овладение знаниями, и также определенный уровень развития памяти учащихся, основанной на понимании, на специальной мнестической обработке материала в целях запоминания и воспроизведения. Анализ исследований по изучаемой проблеме Е.М.Мастюковой, Л.А.Даниловой, Е.Ф.Архиповой, М.В.Ипполитовой, Г.С.Гуменной и др. показал, что для детей с дизартрией характерны нарушения онтогенетически ранних форм памяти: двигательно-кинестетической и эмоциональной. Авторы отмечают низкий объем всех видов кратковременной памяти, в особенности слухоречевой, слабость прочности удержания воспринимаемого материала. Во многом страдает и долговременная память. Нарушены процессы запоминания и воспроизведения, особенно страдает отсроченное воспроизведение. Для детей характерна трудность при запоминании вербальной информации и снижены параметры в смысловой обработке материала. Для подтверждения данных о состоянии памяти детей с нарушениями речи, имеющихся в специальной литературе, и расширения рамок ее характеристик нами проведено дополнительное исследование мнестической деятельности у детей с дизартрией и моторной алалией. Анализ результатов его показал, что у детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно развиты как зрительная, так и слуховая память. Существует корреляционная зависимость нарушения памяти от вида речевого нарушения. У учащихся с дизартрией и моторной алалией выявлена низкая способность к смысловой обработке информации и ограничен объем вербальной памяти по сравнению с кратковременной зрительной и слуховой памятью. Мнестическая деятельность у детей с моторной алалией не сформирована в большей степени, чем у детей с дизартрией. Для учащихся с моторной алалией характерна низкая интеллектуальная активность в процессе запоминания и воспроизведения. У детей с дизартрией объем кратковременной слуховой памяти выше, чем объем кратковременной зрительной памяти. У детей же с моторной алалией, напротив, объем слуховой кратковременной памяти меньше объема кратковременной зрительной.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|