Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения
Организация и содержание психолого-педагогического
сопровождения обусловлены переосмыслением задач специального
образования, интегративными тенденциями в образовании, реализацией
принципов гуманизации, гуманитаризации и демократизации в современной
школе. Меняются приоритеты образования. Существовавшая долгие годы
ориентированность на формирование знаний, умений и навыков уступает
приоритетные позиции воспитанию и социализации. В связи с изложенным
попытаемся определить основные понятия, передающие сущностную
характеристику процесса психолого-педагогического сопровождения. Педагогическая поддержка рассматривается как
система средств и деятельность педагога, обеспечивающие оказание
профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном
развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и
самореализации ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение видится как в преодолении
трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в
успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации,
самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка. Можно выделить с известной мерой относительности два направления психолого-педагогического сопровождения:
актуальное и
перспективное.
Актуальное ориентировано на решение
злободневных проблем, связанных с преодолением имеющихся трудностей в
обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития,
формировании межличностных отношений,социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение решает задачи конкретной помощи
ребенку в условиях его совместного обучения. Перспективное направление психолого -
педагогического сопровождения нацелено на развитие, становление
личности и индивидуальности каждого ребенка, на коррекцию его
психофизического развития, на формирование социально жизнеспособной
личности. Оба направления между собой неразрывно связаны, между ними не
всегда можно провести грань. Корригируя, сопровождая развитие ребенка,
одновременно решаются все его повседневные проблемы, т.е. оказывается
конкретная помощь в преодолении имеющихся учебных затруднений. Обратимся к интерпретации психолого-педагогического
сопровождения в специальной литературе в области коррекционной
педагогики. Е.И.Казакова (2000) под сопровождением
понимает метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом
развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора. Л.И. Шипицина
(2003) подчеркивает, что сопровождение не является синонимом таких
понятий и процессов как поддержка, помощь, обеспечение. Сопровождение
рассматривается как сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и
сопровождающего,
результатом которого является решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии сопровождаемого. Белорусские ученые (А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская,
В.Ч.Хвойницкая) рассматривают сопровождение с позиции
междисциплинарного взаимодействия. Психолого-педагогическое
сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:
сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения,
воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную
работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений,
и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных
возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Психолого-педагогическое сопровождение представляется не суммой
методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Это комплексная
технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач
развития, обучения, воспитания, социализации.
Т.Л.Лещинская, директор Центра специального
образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования»