Психолого – педагогическое изучение коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
О.В. Грищенкова аспирантка кафедры логопедии БГПУ им.М.Танка
В реформируемой специальной школе остро стоит проблема повышения качества специального образования через совершенствование системы коррекционно-педагогической помощи. В рамках данной проблематики актуальным выступает рассмотрение вопросов повышения эффективности социализации ребенка с особенностями психофизического развития и, в частности, детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), через формирование их лингвистической и коммуникативной компетенции. (Дэфекталогія №2/2004, стр. 42-50)
Достаточный уровень развития общения — важный составной компонент и необходимое условие нормального протекания процесса социализации младших школьников с ТНР. Для полноценного общения, согласно А.А. Леонтьеву, требуется ряд условий, которые и предполагают сформированность соответствующего речевого (коммуникативного, коммуникативно-речевого) умения: • умение использовать речевые навыки для самостоятельного выражения своих мыслей, намерений, переживаний; * возможность произвольного или осознанного варьирования или сочетания речевых операций (навыков) в зависимости от целей ситуации общения. Развитие связной речи и коммуникативных умений является одной из приоритетных задач школьного обучения. Цель специального образования состоит не только в передаче определенных знаний в объеме школьных дисциплин, но и в формировании умений общаться, получать информацию, строить межличностное взаимодействие. Для целенаправленного проведения коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с ТНР актуальной представляется проблема изучения уровня сформированности данной группы умений у младших школьников с ТНР по всем базовым категориям: вербальному, невербальному и мотивационно-содержательному компонентам. Изучение данного вопроса позволит учителю не только выявить коммуникативную направленность всего педагогического процесса, но и определить звенья коммуникативных умений школьников, требующие, коррекции. Системой изучения коммуникативных умений младших школьников с ТНР предусматривается два блока: 1. Изучение особенностей коммуникативных умений через построение диалогической формы общения («Диалог», метод незаконченных предложений). 2. Проведение анкетирования учителей с целью выявления коммуникативных умений детей в свободной деятельности.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|