Проблемы интегрированного обучения детей с аутизмом - Психолого - педагогическое сопровождение - Кабинет дефектолога - Каталог файлов - Дефектология для вас
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.01.2017, 22:14 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 87
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Психолого - педагогическое сопровождение

Проблемы интегрированного обучения детей с аутизмом
[ Скачать с сервера (92.0Kb) ] 25.02.2010, 23:15
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Коноплева Л. Н.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.

В особой помощи нуждаются дети с аутизмом (от греч. autosсам),  имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенченских нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения.

Ранний детский аутизм достаточно распространен, примерно 20 случаев на 10 000 детей (Д.Н. Исаев, 2002). По другим данным, один из 10 детей с умственной отсталостью имеет данное нарушение, которое не всегда правильно диагностируется.


Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Лорна Винг (Англия, 1981), психиатр-консультант Центра социальных и коммуникативных болезней, выделяет триаду нарушений при аутизме:
  • нарушения коммуникации,
  •  воображения и
  • социального
все-таки эти нарушения, которые бесспорны, являются последствиями расстройства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Первое описание раннего детского аутизма принадлежит Лео Каннеру (США), который в 1943 г. сделал заключение о наличии особого синдрома и выделил наиболее характерные клинические черты рассматриваемой категории детей. Аутизм называют еще синдромом Каннера.

Ученые считают, что причиной аутизма являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины.

Аутизму чаще подвержены мальчики, чем девочки, соотношение примерно 4:1, но имеется и противоположное мнение: больше с аутизмом девочек. Аутизм встречается у людей с разными степенями умственной отсталости. Есть люди, обладающие средним, а иногда даже незаурядным умом. Но все же считают, что примерно 75 % таких людей имеют умственные ограничения в легкой или тяжелой форме.

Диагностика аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков:
  •  равнодушия, отчужденности (ребенок проявляет полное безразличие к своим сверстникам);
  • пассивности (ребенок стремится к уединению, не проявляет никакой инициативы, а если проявляет активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы);
  • эхолалии (бессмысленного повторения фраз, слов);
  • стереотипных действий (повторяющихся, навязчивых движений).
У этих детей наблюдаются нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична, оторвана от реальности), различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов.

О.С. Никольская (1997) выделяет четыре основные группы детей с аутизмом.

К 1 группе относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны наиболее тяжелые нарушения: они не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения, у них, как правило, не наблюдается стереотипных действий. Они требуют внимания родителей, полностью беспомощны, почти не владеют навыками самообслуживания. В условиях интенсивного психолого-педагогического сопровождения эти дети смогут ориентироваться в домашней обстановке, элементарно себя обслуживать.

Дети 2-й группы отвергают внешнюю среду. Они более контактны по сравнению с детьми 1-й группы. Но страх у них сильнее, чем у других категорий детей с аутизмом. Аффекты, протест вызывают изменения в поведении даже в привычной среде. Считают, что дети уходят от неприятных переживаний посредством аутостимуляции. Это могут быть повторяющиеся движения (перебежки, бег по кругу), сенсорные действия (подергивание уха, закручивание ленточек, нюханье флакончика), речевые стереотипии (повторение фраз, стихов, припевов).

Можно предположить, что эти действия вызывают у детей приятные эмоции, они заглушают неприятные впечатления от ближайшего окружения. Некоторые дети болезненно привязаны к матери, не переносят ее отсутствия. В контакты вступают неохотно. Отвечают односложно или молчат. При своевременно организованном психолого-педагогическом сопровождении дети этой группы могут быть подготовлены к обучению по программе общеобразовательной или вспомогательной школы.


В 3-ю группу выделяют детей с замещением внешней среды. Их поведение ближе к психопатоподобному.Возможны немотивированные вспышки агрессии. Дети эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь, чем у детей 1-й и 2-й групп, они несколько лучше адаптированы в быту. При своевременном и правильно организованном психолого-педагогическом сопровождении они могут учиться в общеобразовательной школе.

Дети  характеризуются сверхтормозимостью окружающей средой. У них менее выражены аутистические признаки. Они усваивают поведенческие штампы. Их настроение зависит от эмоциональных реакций окружающих людей. Такие дети остро реагируют на резкие замечания, пугливы в контактах, пассивны, сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию. Нередко обнаруживают одаренность в какой-то области. Они, как правило, могут обучаться в общеобразовательной школе.

Можно видеть, что категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Выделяют наиболее часто проявляющиеся нарушения:
  • стремление к изоляции,
  • странности в поведении,
  • манерность.
Эти дети испытывают необходимость в том, чтобы вещи находились в строго установленных местах, отсюда — всякое изменение вызывает дискомфорт. Испытывают потребность в месте для уединения, но присоединяются к другим, если на этом настаивают. Их общение одностороннее: говорят, не выслушивая других, не вникая в чужую речь. Можно наблюдать неуместный смех и хихиканье, бессмысленное повторение слов собеседника. Эти дети избегают телесного прикосновения и контакта глаз. У них нет реальных представлений об опасности.

Воспитание такого ребенка в семье вызывает большие сложности. Интеграция в мир обычных детей требует терпения, понимания, осторожности. В школы интегрируются дети, относимые к 3-й и 4-й группам, в центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации — дети 1-й и 2-й групп.

По данным Института коррекционной педагогики Российской Академии образования (1999) при своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи.

В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20—30% адаптируются относительно — они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2—3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.


Интеграция детей с аутизмом может быть возможной при условии, что окружающие с пониманием отнесутся к их странностям. Необходимо настроиться не на изменение поведения ребенка, а на приспособление к его особенностям развития. Первый шаг к интеграции — это признание права ребенка на особенность. Не ребенок с аутизмом адаптируется к своему окружению, а, наоборот, взрослые и дети приспосабливаются к нему.

Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Бельгийский ученый Тео Питере (1984, 2002) считает весьма важным признание того, что это не болезнь, не психическое заболевание, не психоз. Аутизм квалифицируется как искаженное развитие, первазивное нарушение, что означает  «качественные нарушения в нескольких областях». Как известно, нарушения касаются приобретения когнитивных, речевых, моторных и социальных навыков. У детей признается нормальность интеллекта, но учить их необычайно трудно.

Аутизм как первазивное   нарушение   располагается   между   умственной   отсталостью и трудностями в обучении. Признание того, что аутизм — это не болезнь, означает, что уповать нужно не на врача,  который сделает больного  «нормальным».  Ребенок нуждается в постоянном,  квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении, которое позволит развить ребенка в рамках имеющихся параметров, подготовить его к взрослой жизни, чтобы он мог функционировать в обществе под постоянным патронажем профессионалов, которые в нужный момент могут прийти на помощь.

Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что дети с аутизмом нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни; они нуждаются в лечении и обучении одновременно.

Организация помощи может быть разной. Например, дети могут обучаться дома, а помощь получать в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; могут обучаться в специальных классах (группах) школ.


Обратимся к содержанию педагогического сопровождения детей с аутизмом, к особенностям их обучения. Эти дети, как уже отмечалось, очень разные. Есть среди них с «синдромом Аспергера» (этот термин используется для лиц с аутизмом, имеющих высокий уровень интеллектуальных способностей), есть и дети 1-й и 2-й групп, имеющие весьма ограниченные возможности для интеллектуального развития. Все дети с аутизмом нуждаются в структурировании среды обитания, в создании условий, которые облегчили бы им жизнь. Педагог исходит из того, что ребенок имеет право на особые условия, соответствующие его особенностям.

Интеграция детей с аутизмом может начаться только после планирования пространства и создания условий для учебы.


Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера.



Категория: Психолого - педагогическое сопровождение | Добавил: Valentina | Теги: интегрированное обучение, синдромом Каннера, аутизм, интеграция
Просмотров: 7947 | Загрузок: 767 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 1
1  
Содержательный материал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)
[31.01.2016]
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии во вспомогательной школе

[24.04.2016]
Лечимся луком репчатым (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку при недержании мочи (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку с эпилепсией (домашняя аптека)

[26.10.2015]
Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога (работа с детьми с нарушениями речи)
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz