Организации психолого - педагогического сопровождения
учащихся с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания
Тенденция к расширению сети классов интегрированного обучения, обеспечение качества этого процесса обуславливают необходимость психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения. «Сопровождать - значит следовать рядом, вместе, идти одной дорогой. Не ограждать ребенка от трудностей, не решать проблемы вместо него, а помогать делать ему осознанный и ответственный выбор на жизненном пути. В этом состоит идеология сопровождения. Она требует не тушить пожары, а заниматься профилактикой». В этих словах очень емко высказана основная идея сопровождения, которая находится в русле гуманистической психологии. Это в свою очередь требует от всех участников образовательного процесса идти за ребенком, не навязывать ему цели и пути, правильные с точки зрения взрослых. Решение проблем, возникающих у «особого» ребенка, создание условий для развития его потенциальных возможностей и самореализации является с нашей точки зрения, психолого-педагогическим сопровождением такого ученика. Сопровождение позволяет не «терять ребенка из вида», прослеживать ход его развития, оказывать действенную, необходимую именно в данный момент помощь, не дублировать функции специалистов, осуществлять связь при переходе из одного учреждения в другое. Условно мы можем выделить три уровня психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения:
Уровень ЦКРОиР. На данном уровне работы специалистами ЦКРОиР проводится диагностика детей с ОПФР, выстраивается образовательный маршрут, оказывается помощь в организации процесса психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения учреждениям образования.
Уровень учреждения. Сопровождение осуществляется командой педагогических работников (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, администрацией конкретного учреждения). Они выявляют проблемы в развитии, оказывают помощь детям в преодолении трудностей в обучении, учат сотрудничать со сверстниками, учителями, родителями. На данном уровне реализуются коррекционно-профилактические, развивающие программы, осуществляется консультативная, просветительная работа с учителями, родителями, действует школьный консилиум.
Уровень класса. На этом уровне ведущую роль играют учитель-дефектолог интегрированного класса, основной учитель в начальном звене (классный руководитель в среднем звене), учителя-предметники (физрук, музыкальный руководитель и т.д.), обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку в решении задач социализации, обучения и воспитания. Основная цель их деятельности – предотвращение дезадаптации ребенка, развитие самостоятельности в решении проблемных ситуации, создание атмосферы комфорта для каждого ученика.
Е.А. Винникова, директор ЦКРОиР Дзержинского района Минской области, кандидат психологических наук
Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера.