Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 23.04.2021, 15:15 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Психолого - педагогическое сопровождение

Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения (Республика Беларусь)
[ Скачать с сервера (122.5 Kb) ] 11.04.2010, 15:00
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
 (РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ)



Коноплева Л. Н.

Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.

Деятельность зрительного анализатора имеет важное значение для формирования социального опыта, развития двигательной сферы и ориентировки в пространстве человека. Зрительное, или визуальное (от лат. visualis— зрительный), восприятие играет существенную роль в познании человеком мира, формировании различных видов его деятельности, в общении с другими людьми.

Детей, у которых наблюдается стойкое нарушение зрения, принято разделять на две группы: незрячих (слепых) и слабовидящих. Категория незрячих детей неоднородна по своему составу. Важно отличать слепоту по медицинским показателям от практической слепоты. Незрячими в медицинском смысле считаются дети, у которых полностью на оба глаза утрачена способность зрительно воспринимать внешний мир, т. е. у них отсутствует светоощущение и светоразличение.

Потеря зрения на оба глаза считается тотальной (абсолютной) слепотой. Но от слепоты в медицинском аспекте следует отличать практическую слепоту. Детей с данным видом слепоты называют частично видящими, так как у них сохраняется светоощущение или незначительное остаточное зрение, позволяющее им в какой-то мере воспринимать свет, цвет, контуры предметов. Остаточное зрение помогает ориентироваться в пространстве и служит средством для получения информации о предметах окружающего мира.


Незрячие (слепые) дети имеют остроту зрения от 0 до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу. Среди них различают абсолютно незрячих (острота зрения от нуля до светоощущения) и частично видящих (острота зрения от 0,005 до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу).

К незрячим относят также детей, у которых поле зрения сужено до 5—10° при сохранности остроты зрения свыше 0,04. Незрячие дети учатся читать и писать по системе Брайля (рельефно-точечным шрифтом).

Слабовидящие дети имеют остроту зрения на лучше видящем глазу (с учетом коррекции зрения очками и линзами) от 0,05 до 0,2. В этой группе выделяют детей с глубоким слабовидением, с остротой зрения от 0,05 до 0,08 на лучше видящем глазу. Эти дети могут воспринимать контуры предметов, читать крупный плоский шрифт, цветные иллюстрации, контрастные изображения. Дети с остротой зрения от 0,09 до 0,2 могут читать тексты в учебниках, написанные более крупным шрифтом. К категории слабовидящих относят детей с более высокой остротой зрения (0,3—0,4), имеющие сужение границ поля зрения или прогрессирующие заболевания органов зрения (первичную и вторичную глаукому, незаконченную атрофию зрительных нервов, пигментную дегенерацию сетчатки и т. д.).

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрения.
При прогрессирующих нарушениях наблюдается ухудшение зрительных функций, обусловленное течением патологического процесса. Так, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение резко снижается при появлении мозговых опухолей. К непрогрессирующим нарушениям относятся прежде всего некоторые врожденные пороки зрительного анализатора, такие как астигматизм, катаракта и др.


Среди незрячих детей выделяют слепорожденных, потерявших зрение еще до рождения (во внутриутробный период) или в ранний период развития (в возрасте до трех лет), и ослепших, т.е. лишившихся зрения после трехлетнего возраста. Такое разделение детей существенно для их обучения. Незрячие от рождения не сохраняют зрительных образов памяти, тогда как ослепшие располагают этими образами, что может быть использовано при обучении.

Рассмотрим психопедагогические особенности детей с нарушениями зрения в аспекте возможности их интеграции в общеобразовательную школу.

Незрячие не имеют образцов для подражания социальному поведению: как следует передвигаться, сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и т. п. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются незрячими детьми непосредственно. Особенности незрячих, так же как невозможность создать у них суррогат зрительного восприятия, хорошо передает басня, которую приводит Л. С. Выготский, ссылаясь на то, что она была использована в свое время А. А. Потебней: «Слепец спрашивает у поводыря: «Где ты был?» — «Молоко ходил пить». — «Каково оно?» — «Белое». — «Что такое белое?» — «Такое, как гусь». — «А какой гусь?» — «Такой, как мой локоть». Слепец пощупал локоть и сказал: «Теперь я знаю, какое молоко» [1, с. 211—212].

У незрячих возникают большие сложности в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т. д. Обедненный чувственный опыт, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. У детей накапливается запас определенных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Наблюдается вербализм, недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение. Но все же нельзя не замечать тех «пудов здоровья, заложенных в детском организме», о которых писал Л. С. Выготский [1, о. 67]. И здесь большое значение придается правильно организованному социальному воспитанию незрячего, использованию компенсаторных механизмов. Процесс социальной компенсации представляется Л. С. Выготским следующим образом:
  1. «неприспособленность ребенка к социокультурной среде создает мощные препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности развития);
  2. эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития; становятся его целевой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы будущего);
  3. наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит, к приспособленности (принцип компенсации)» [1, с. 159].
Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера.

Категория: Психолого - педагогическое сопровождение | Добавил: Valentina | Теги: нарушение зрения, интегрированное обучение, интеграция
Просмотров: 6730 | Загрузок: 680 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 1
1 Кадаев   [Материал]
для учебы

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz