Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 21:01 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Психолого - педагогическое сопровождение

Интегрированное обучение детей с нарушением слуха (Республика Беларусь)
[ Скачать с сервера (120.0 Kb) ] 21.02.2010, 19:31
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (Республика Беларусь)

Коноплева Л. Н.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.

Дети с нарушением слуха представляют разнородную группу. Среди них лишь небольшое число полностью лишены слуха. Как правило, все дети, которые относятся к числу абсолютно неслышащих (глухих), способны воспринимать очень громкие звуки природы, например гром, звуковые сигналы на улице. Есть основания думать, что они воспринимают звуки благодаря вибрационной чувствительности. Ведь недаром учитель может привлечь внимание неслышащих ударом руки по столу, каблуком по полу. Среди неслышащих есть дети, которые слышат громкий крик. Но восприятия неречевых звуков недостаточно для восприятия фонем (звуков речи).

В зависимости от того, в каком возрасте возникли нарушения слуха, а также от степени выраженности этого нарушения и возможности формирования речи на слуховой основе, различают неслышащих (глухих), позднооглохших и слабослышащих детей, имеющих тугоухость (Р. М. Боскис, 1988).

В группу неслышащих детей относят тех, слух которых не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Развитие речи и обучение возможны только на основе сохранившихся анализаторов:
  • тактильного,
  • зрительного,
  • вкусового и обонятельного,
  • вибрационной чувствительности.
Остатки слуха могут быть использованы как вспомогательное средство для коррекции произношения (некоторые слышат громко произносимые гласные звуки, чаще всего [а] и [у]). Среди неслышащих различаются две категории детей:
  • неслышащие без речи (ранооглохшие);
  • неслышащие, сохранившие речь (позднооглохшие), у них потеря слуха возникла в 3 года и позднее, когда речь уже была относительно сформирована.
Вторую группу составляют дети с пониженным слухом, мешающим обучению в нормальных условиях, но с сохранением слуховой функции, при которой возможно накопление речевого запаса при помощи слухового анализатора хотя бы в минимальной степени.

Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории:
  • слабослышащих детей, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками;
  • слабослышащих детей с глубокими речевыми нарушениями.
Первая категория слабослышащих детей обучается по учебному плану I отделения школы для слабослышащих, вторая — по учебному плану II отделения школы для слабослышащих.


Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и исследования речи — с другой, выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха, которые обучаются по разным учебным планам и программам.

Позднооглохшие дети обучаются, как правило, вместе со слабослышащими. Речевое развитие слабослышащих ограничено, но они все же самостоятельно овладевают небольшим запасом неточно произносимых слов. Эти ученики плохо различают слова, имеющие сходство в звучании.


Учителю класса интегрированного обучения важно не только знать группы детей с нарушением слуха, но и причины нарушения слухового анализатора. Нарушения могут быть врожденными, они обусловлены генетическим фактором или болезнетворными воздействиями на плод во время беременности (интоксикация плода). Приобретенные недостатки часто бывают следствием воспалений среднего или внутреннего уха или поражений слухового нерва. Нарушения слуха могут вызвать острые инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, а также отдельные формы гриппа. Вредные воздействия на слух ребенка могут оказать лекарственные вещества, такие как стрептомицин, хинин и др.

Обучение детей с нарушением слуха в обычной общеобразовательной школе требует создания адекватного образовательного пространства, что предполагает обследование детей, выявление их особых образовательных потребностей. Слух может проверяться с помощью словесной речи (громкой и шепотной), аудиометра. При первичном обследовании ученика с помощью речи исключается чтение с лица, для чего он располагается спиной к учителю и в таком положении повторяет слова.

Неслышащие дети имеют потерю слуха более 80 децибел; они совсем не слышат либо реагируют только на громкий голос около ушной раковины. Слабослышащие дети имеют потерю слуха от 30 до 80 децибел. Они различают речь на расстоянии до 3 м от ушной раковины. Если дети слышат речь (хорошо знакомые слова) на расстоянии 0,5—1 м, то обычно говорят фразами, не всегда грамматически правильно оформленными. Уровень речевого развития ученика зависит не только от остатков слуха, но и от социальной ситуации разлития ребенка.

Родители, в первую очередь мать, могут довольно рано заметить, что ребенок имеет грубые недостатки слуха. Помимо сниженной реакции или отсутствия реакции на негромкие звуки, к 6 месяцам проявляются особенности развития этих детей. На 2—3-м месяце жизни у всех детей наблюдается гуление, которое характерно и для неслышащих детей. Гуление у детей с нормальным развитием переходит в лепет, который представляет собой довольно разнообразные звуковые комплексы, возникающие в ответ на раздражители положи¬тельного характера. У детей с резким снижением слуха гуление не усложняется, не переходит в последующие стадии лепета, постепенно угасает. Это происходит потому, что ребенок не воспринимает на слух речи окружающих и своего звукопроизношения. Мать в процессе наблюдения может заметить, что ребенок совсем не реагирует или реагирует очень слабо на звучащие игрушки, обращенную к нему речь, раздающуюся в соседней комнате музыку.
К году ребенок выражает эмоциональное общение звукосочетаниями, отдельными не очень точно произносимыми словами.

 

Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера.

Категория: Психолого - педагогическое сопровождение | Добавил: Valentina | Теги: интегрированное обучение, нарушение слуха, интеграция
Просмотров: 10967 | Загрузок: 946 | Рейтинг: 3.0/2| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz