Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 17.05.2021, 03:14 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Психолого - педагогическое сопровождение

Интегрированное обучение детей с интеллектуальной недостаточностью (Ресублика Беларусь)
[ Скачать с сервера (103.0 Kb) ] 25.02.2010, 23:37
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ)

Коноплева Л. Н.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.

Среди детей с выраженными особенностями психофизического развития, пожалуй, самую большую группу составляют дети с умственной отсталостью. У них диффузное (от лат. diffusio — распространение, растекание), разлитое органическое поражение коры головного мозга или более древних глубинных его образований, проявляющееся в психическом недоразвитии (Д. Н. Исаев, 2003). У лиц с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости отмечается низкий уровень социальной адаптации.

Для учителя класса интегрированного обучения важно знать причины умственной отсталости, чтобы своевременно предупредить родителей о необходимости медицинского конcультирования относительно здоровья второго ребенка и квалифицированно прогнозировать развитие ученика. Среди детей с умственной отсталостью 75 % имеют генетические формы отклонений, которые относятся к числу врожденных.

Группа детей с умственной отсталостью полиморфная, в ней преобладают дети с олигофренией (от греч. oligos— мало, phren— ум).

У последних поражение мозговых систем произошло на ранних этапах развития: внутриутробно, при рождении или в первые два-три года жизни. Олигофрения — это не болезнь, ее не следует смешивать с психическим заболеванием. Эти дети в состоянии учиться, хотя медленно и с большими затруднениями. Они становятся взрослыми, но в освоении социального опыта многие остаются «вечными детьми». Их физическое и психическое состояние не ухудшается. Ребенок с олигофренией практически здоров.

Причинами олигофрении являются:
  • хромосомные нарушения;
  •  асфиксия (кислородное голодание) во время родов;
  •  несовместимость матери и плода по резус-фактору;
  • материнская инфекция во время беременности, например краснуха, тяжелая форма гриппа;
  •  воздействие некоторых лекарств, употреблявшихся матерью во время беременности (антибиотики, сульфаниламидные препараты);
  • хронический алкоголизм или наркомания родителей;
  • считают также, что негативно сказываются радиация и неблагоприятные экологические условия.
Отличают олигофреноподобных детей. В большинстве случаев они поступают в школу из детских домов. До этого они находились в Доме ребенка, никогда не знали материнской заботы и ласки. Этих детей в быту называют «потолочными», потому что в младенчестве они большую часть времени лежали в кроватках и вынуждены были смотреть в потолок. Дети оказываются в ситуации ранней депривации: лишены эмоционального контакта с матерью, прикосновения ее рук, действий с окружающими предметами. Недоразвитие этих детей носит стойкий характер. Даже в специальной школе они являются отнюдь не сильными учениками. Однако к старшим годам обучения некоторые из них по возможности социализации и другим критериям обгоняют своих одноклассников.

Как отмечалось, среди умственно отсталых большинство — дети с олигофренией (75—80 %). Но имеются еще дети с деменцией (лат. dementia — безумие), т. е. с приобретенной умственной отсталостью (после двух-трех лет). Это бывает в результате тяжелых травм головного мозга, текущих хронических заболеваний (эпилепсия, шизофрения). Состояние деменции, в отличие от олигофрении, как правило, носит прогредиентный (ухудшающийся) характер. Возможность продвижения детей с текущими болезненными процессами зависит от состояния здоровья. Развитие может прекратиться и даже пойти вспять. Когда болезнь в силу тех или иных причин обостряется, ребенку необходима психиатрическая помощь. От результатов лечения зависит, вернется ли он в школу или придется временно прекратить обучение.

Все формы умственной отсталости по выраженности нарушения делятся на легкую (Р 70), умеренную (Г 71), тяжелую (Г 72), глубокую (Г 73). Коды даны по Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10).

Дети с легкой формой умственной отсталости обучаются по учебному плану и программам классов вспомогательной школы I отделения, с умеренной, тяжелой и глубокой степенью — по учебному плану и программам классов вспомогательной школы II отделения или по индивидуальному учебному плану и программе.

Умственная отсталость может наступить в разные периоды развития ребенка. С первых дней жизни такой ребенок и его родители нуждаются в получении квалифицированной помощи и консультации врачей-специалистов. Чем раньше поставлен точный диагноз и с ребенком начнут проводить коррекционную работу, тем большего продвижения в его развитии можно достичь.

В работе с детьми с умственной отсталостью (до поступления в школу) важно сформировать положительное отношение к контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать почувствовать, что ребенка любят, он не одинок. Важно развивать у ребенка культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Надо хвалить малыша, когда он старается быть опрятным, и не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине утрачивается. У ребенка постепенно вызывается интерес к окружающим предметам, он вовлекается в игровую деятельность, его обучают играть.

Дети с умственной отсталостью не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними — это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь товарищу. В обществе важно, чтобы было понимание, что дети и взрослые с умственной отсталостью нуждаются в таких же условиях для нормального развития, как и остальные люди. Условия включают обучение, трудовую подготовку, медицинские услуги и возможности для отдыха. Дети нуждаются в ранней коррекционной помощи. Такая помощь пред¬полагает диагностические услуги, раннее вмешательство, использование программ стимуляции младенцев и образовательных программ в дошкольном возрасте.

Обратимся к особенностям обучения детей с легкой формой умственной отсталости в условиях образовательной интеграции.

Особенность содержания обучения — проведение коррекционных занятий, которые являются инвариантной частью учебного плана вспомогательной школы, обязательной к исполнению. Если коррекционные занятия не проводятся, то тем самым не признается наличие особых образовательных потребностей у детей и необходимость коррекции отклонений в их развитии. Коррекционный компонент учебного плана включает занятия по коррекции интеллектуальной и речевой деятельности. В младших классах изучается только один, родной язык. Совместное изучение русского и белорусского языков в первые четыре года обучения не рекомендуется из-за явления интерференции (лат. inter — между + ferens — несущий, переносящий), вследствие некритического перенесения законов одного языка на другой, родственный, и ослабленности дифференцировочной деятельности.

В подготовительном классе большое внимание уделяется игре. Назначение занятий — сформировать у детей игровые действия, умение играть, что позволит в младших классах использовать игру в качестве метода обучения и ведущего вида деятельности. В старших классах четверть учебного времени и более отводится на трудовое (профессионально-трудовое) обучение.

Цикл трудового обучения является приоритетным в образовании данной категории детей и включает в VI—IX классах 10-дневную практику.

Трудовое обучение требует наличия хорошей материально-технической базы. При ее отсутствии в общеобразовательной школе целесообразна организация трудового обучения на базе специальной школы. Практика в связи с трудовым обучением организуется в школьных мастерских, на пришкольном учебно-опытном участке, на базовом предприятии, стройке, в больнице, колхозе и в порядке индивидуального трудоустройства. Если в школе нет условий для обеспечения профессионально-трудового обучения, то может вестись трудовое обучение.

Для проведения занятий, предусмотренных коррекционным компонентом учебного плана вспомогательной школы, рекомендуется в общеобразовательной школе иметь кабинет коррекционно-педагогической помощи или соответствующее оборудование в кабинете интегрированного обучения, позво¬ляющее проводить занятия по коррекции психофизического развития и формированию социально-бытовых умений и навыков.


Учителю важно знать особенности методики обучения, которые целесообразно учитывать в условиях образовательной интеграции. Особое значение имеет оборудование учебного процесса наглядными средствами. Наглядность является средством формирования полноценных знаний, обогащения речи и борьбы с вербализмом, когда за словом нет образа. Наглядные средства, как известно, могут быть представлены натуральными предметами, изобразительной наглядностью (рисунки, картинки), условно-символической (схемы, диаграммы, опорные конспекты), словесной (рассказ, учебники и др.). При первичном ознакомлении с учебным материалом предпочтительнее в качестве наглядности использование конкретных предметов и материалов, которые интересны и значимы для ребенка, соответствуют его возрасту.


Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера.


Категория: Психолого - педагогическое сопровождение | Добавил: Valentina | Теги: умственная отсталость, интегрированное обучение, олигофрения, деменция, интеграция, интеллектуальная недостаточность
Просмотров: 11546 | Загрузок: 1207 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 1
1 ольга   [Материал]
Большое спасибо за полезную информацию

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz