Функции и задачи психолого-педагогического сопровождения в образовательной интеграции
Психолого-педагогическое сопровождение
(далее ППС) развития ученика с особенностями психофизического развития
и сопровождение процесса его обучения в условиях интегрированного
обучения - одна из актуальных проблем образовательной интеграции,
решаемая при сотрудничестве учреждений образования с центром
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР).
"Важнейшее условие интеграции
- наличие грамотной системы психолого-педагогического
сопровождения включающей, помимо систематического наблюдения,
индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную
составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в
которую интегрируется ученик. Общение с сообществом сверстников -
специфический предмет психолого-педагогического сопровождения.
Интеграция детей с особенностями психофизического развития в
сообщество нормально развивающихся детей требует особых условий,
определяемых особенностями их развития"[А.Н.Коноплева]
Основные
направления работы ППС отражены в нормативно-правовых документах,
регламентирующих организацию интегрированного обучения и воспитания
детей с особенностями психофизического развития и обучения.
Основной документ, по которому строится ППС – «Инструкция
о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп),
классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» от 28.08. 2006 № 85.
В данном документе определены основные задачи ППС:
•преодоление
трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и
воспитания;
•актуализация личностного потенциала развития ребенка;
•обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса;
•информирование законных представителей относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка.
В данном документе определяется состав и функции группы ППС.
Приказом
руководителя учреждения образования создается группа
психолого-педагогического сопровождения детей с
особенностями психофизического развития, в состав которой могут входить:
•представитель администрации учреждения образования;
•специалист центра (по согласованию);
•педагогические
(учителя, воспитатели, работающие с детьми, имеющими нарушения
развития, учителя-дефектологи, педагог-психолог, педагог социальный) и
иные работники учреждения образования.
Группа психолого-педагогического сопровождения осуществляет:
•организационно-методическое обеспечение образовательного процесса (оценка социальной ситуации развития;
•разработка
рекомендаций по максимальному приспособлению образовательной среды к
потребностям ребенка с особенностями психофизического развития;
•составление индивидуальных программ сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития;
•обеспечение преемственности и последовательности в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития;
•анализ
эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и
уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг
успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания,
взаимодействие с семьей ребенка и другое).Группа
психолого-педагогического сопровождения регулярно заслушивает на
педагогических (методических) советах результаты реализации
индивидуальных комплексных программ сопровождения детей с особенностями
психофизического развития, принимает решения по устранению выявленных
проблем, дает рекомендации по дальнейшей организации
учебно-воспитательного процесса в условиях интегрированного обучения и
воспитания.
Документация группы ППС:
•план работы группы ППС;
•карты психолого-педагогического сопровождения и индивидуальные комплексные программы сопровождения на каждого ребенка с ОПФР;
•журнал консультаций членов группы ППС;
•рабочие
материалы работы группы ППС (протоколы заседаний группы ППС, материалы
консультаций, диагностические материалы, материалы обследования
социального статуса семьи, методические рекомендации педагогам,
задействованным в интегрированном обучении и воспитании детей с ОПФР,
материалы консилиумов, выступлений на педагогических советах,
совещаниях и др.)
Научное обоснование
проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в
условиях интегрированного обучения широко представлено в монографии А.Н Коноплевой, Т.Л. Лещинской «Интегрированное обучение детей с особенностями психо-физического развития».
Авторы раскрывают теоретические аспекты программного содержания
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
учреждения, в который включен «особый» ученик.
Такие программы, по
мнению авторов, «помогают интегрироваться в образовательном учреждении
детям с теми или иными психо-физическими особенностями развития»,
показывают примеры индивидуально ориентированных программ, «которые
направлены на оказание помощи индивидууму, т.е. конкретному ребенку».
В материалах республиканского научно-практического семинара, по теме «Психолого-педагогическое
сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах
интегрированного обучения и воспитания» Т.Л. Лещинская раскрывает принципы и формы сопровождения, показывает модель психолого-педагогического сопровождения и этапы ее реализации.
Е.А.Винникова
показывает трехуровневую модель психолого-педагогического сопровождения
интегрированного обучения – ЦКРОиР, учреждение образования,
интегрированный класс.
А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская, В.Ч.Хвойницкая
рассматривают сопровождение с позиции междисциплинарного взаимодействия.