Система дифференцированного начального обучения Йозефа Антона Зиккингера (Мангеймская система )
Йозеф Антон Зиккингер (21.09.1858 - 03.08. 1930) немецкий педагог. Окончил Гейдельбергский университет. Преподавал в гимназиях в Карлсруэ и Брухзале. В 1895- 1923 городской школьный советник в Мангейме, где осуществил реформу городских школ, исходя из принципов единой школы и необходимости соответствия учебной нагрузки и методов обучения индивидуальным возможностям детей. Й. А. Зиккингер, как и многие его современники, отчетливо осознавал один из главных недостатков массовой классно-урочной формы обучения — ее игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Он предложил, не разрушая основ классно-урочной формы, несколько дифференцировать учебный процесс с учетом различий в умственном развитии учащихся. В каж-дой учеб¬ной параллели школы создавались четыре типа классов с особыми программами и разным сроком обучения: 1) «основные» классы — для детей, имеющих «средние способности»; 2) классы «для малоспособных учащихся»; 3) «вспомогательные» классы для «умственно отсталых детей»; 4) «переходные» классы для наиболее способных учащихся, которые будут продолжать обучение в гимназиях и высшей школе. Отбор детей в классы осуществлялся на основе психометрических обследо¬ваний и характеристик учителей. Зиккингер полагал, что учащиеся «малоспособные» и «средних способностей» смогут, освоив программу своего уровня, переходить в классы с более высоким уровнем обучения. Таким образом следует иметь в виду, что в этот период наряду с перечисленными выше самостоя-тельными учреждениями для умственно отсталых детей продолжали существовать вспомога-тельные классы при нормальных школах, работавших по так называемой маннгеймской системе. Зиккингер рекомендовал комплектовать классы по уровню умственного развития. По его проекту каждая школа должна иметь три отделения: одно - для детей со средними и высшими способностями; второе - для детей нормальных, но с ослабленными способностями или болезненных; третье - для детей ненормальных, умственно отсталых. В школах были созданы три системы параллельных классов: 1. Основные классы. В этих классах занимались нормальные дети по обычной школьной про-грамме. Срок обучения—8 лет. 2. Классы «усовершенствования», или «содействующие». В эти классы переводились дети из основных классов, если они не справлялись с программой. Срок обучения—7 лет. Программа обучения в «содействующих» классах уже, чем в основных. На последнем году обучения дети получали практические знания и навыки. Наполняемость классов—30 человек. 3. Вспомогательные классы. В эти классы переводились дети из «содействующих» классов после заключения школьного врача, констатировавшего умственную отсталость. Срок обучения—6 лет. В дальнейшем эта система параллельных классов подвергалась различным видоизменениям и усовершенствованиям: были введены заключительные классы для особо одаренных детей, классы для глубоко отсталых детей (2 года обучения) и класс для идиотов, где в течение года воспитанники приобретали простейшие бытовые навыки и некоторое общее развитие. Маннгеймская система быстро приобрела популярность. В 1909 году она была введена в 30 городах Германии. Таким образом, Маннгеймская система стала, по существу, формой дифференцированного обучения учащихся, в зависимости от их классовой принадлежности. Литература 1. Х.С. Замский "Умственно отсталые дети"
|