Первые опыты воспитания и обучения умственно отсталых детей в Германии в работах Йоганна Трауготта Вайзе
Широкие общественные и государственные мероприятия по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в Германии стали осуществляться только со второй половины XIX века. Надо сказать, что еще до этого времени отдельные гуманисты Германии проявляли к этой проблеме известный интерес. В Германии наиболее ранняя инициатива воспитания и обучения умственно отсталых детей исходила от педагогов и, соответственно, сама проблема решалась в педагогическом плане. Во Франции эта инициатива принадлежала врачам. По утверждению немецкого историографа лечебной педагогики Франца Трензеля в школе для бедняков г. Зайтца был создан особый класс для умственно ограниченных детей. В этом классе проводились (кроме субботы и воскресенья) специальные одно-двухчасовые дополнительные занятия по чтению, письму и арифметике с теми детьми, которые не справлялись с программой в обычных условиях. Некоторое время в добавочном классе школы в г. Зайтце работал учителем Иоганн Трауготт Вайзе (1793—1859). Вайзе был одним из верных приверженцев педагогических взглядов Песталоцци. Собственные наблюдения за умственно отсталыми детьми и свои приемы их обучения Вайзе изложил в книге «Размышления о слабоумных детях с точки зрения их различия, основных причин, признаков и средств приблизиться к ним легким способом с помощью обучения» (1820). Это была одна из ранних педагогических работ, посвященных воспитанию и обучению умственно отсталых детей. Эта книга и сегодня представляет для нас известный интерес. Вайзе обращает внимание на тот факт, что среди массы детей встречаются бездарные и слабоумные и указывает на то, что о слабоумных необходимо заботиться. Вайзе считает, что, поскольку слабоумный никогда не достигнет нормального человеческого уровня, в его душу не следует вкладывать больше того, на что он способен. Вайзе подчеркивал, что каждого слабоумного надо научить различать добро и зло. Кроме того, у него следует воспитать способность сохранять свою жизнь. Вайзе подразделяет слабоумных на следующие группы: • слабоумные, которые не способны ни к какому обучению; • слабоумные, которые обладают духовными силами, но эти силы как бы погружены в спячку; • слабоумные, которые представляют собой благодарный материал для воспитания и обучения. Вайзе рекомендует начинать обучение с 3-5лет. Он рекомендует воспитателям указывать пальцем на окружающие предметы, называть их и затем требовать от ребенка того же. Затем предлагает учить ребенка выполнять указания - словесные команды: «Подними правую руку вверх», «Посмотри направо», «Положи правую руку на левое колено» и т. д. Вайзе считает полезными упражнения в членении целого на части и в составлении из частей целого (разрезать и складывать яблоко, раскладывать и складывать орех и т. д.). Следующие упражнения связаны с классификацией предметов (отделить фасоль от гороха, желуди от орехов, овес от пшеницы и т. д.). После этого Вайзе переходит к тренировке в узнавании букв и цифр и их дифференциации. Вайзе предлагает множество приемов с целью развития ориентировки ребенка в окружающей обстановке и налаживания его общения с людьми (находить нужные предметы в шкафу, играть в прятки, рвать цветы, собирать плоды, обращаться с просьбой к взрослым и т. д.). Вайзе выступает против бессмысленного заучивания слов, зубрежки. Все занятия должны быть построены на интересе и походить на игру. Он считает, что вопросы «откуда?» и «почему?» должны быть самыми употребительными в процессе общения со слабоумными во время занятий. Таким образом, вся педагогическая система Вайзе направлена на пробуждение и развитие духовных сил слабоумных. Эта система нашла в дальнейшем последователей в первых учреждениях для слабоумных в Германии. Литература Х.С.Замский «Умственно отсталые дети»
|