Классификация умственной отсталости первой четверти XX века французским педагогом Ж.Филиппом и врачом П.Бонкуром
Классификация умственной отсталости первой четверти XX века французским педагогом Ж.Филиппом и врачом П.Бонкуром.
Большой вклад в изучение легких форм умственной отсталости среди учащихся внесли в первой четверти XX века французский педагог Жан Филипп и врач Поль Бонкур. Их исследования были посвящены преимущественно наблюдающихся у некоторых школьников психических аномалий. Основным критерием психической ненормальности Филипп и Бонкур считали неспособность обучаться обычным образом.
Основанием классификации психически аномальных детей для них служили социальные и педагогические признаки. По этим признакам они подразделяли психически аномальных детей на две группы в зависимости от прогнозов их развития.
К первой группе они относили неизлечимых или малоизлечимых, чья жизнь в обществе невозможна без опеки. В эту группу объединялись идиоты итак называемые подлинные слабоумные.
Ко второй группе они относили излечимых детей, которые могли достигнуть значительного ослабления своей недостаточности вести самостоятельный образ жизни в обществе.
Дети второй группы могут быть выявлены, по их мнению, только в процессе школьного обучения. Среди детей с легкими формами отсталости они выделяют:
умственно отсталых, неустойчивых, или астеников;
умственно отсталых вследствие неврозов, эпилепсии, истерии и т.д.;
субнормальных детей, занимающих среднее положение между предыдущими двумя типами и нормальными детьми;
педагогически отсталых.
Филипп и Бонкур проявляют достаточный оптимизм в оценке перспектив развития детей с разными формами умственной отсталости. Их характеристики насыщены не только негативными, но и многими позитивными моментами. Они указывают, что у всех категорий умственно отсталых школьников можно при внимательном к ним отношении выявить специальные способности, склонности, наличие нравственных чувств, чувства долга, семейных привязанностей.
Первые три из названных выше четырех групп умственно отсталых, по их мнению, нуждаются во врачебной и педагогической помощи. Относящиеся к четвертой группе педагогически отсталые дети нуждаются в благоприятных педагогических средствах воздействия.
Замский, Х.С. Умственно отсталые
дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до
середины XX века/Х.С. Замский - М.:"Академия", 2008