Классификация умственной отсталости Арно Фукса
Арно Фукс (1869 - 1945) - один из самых популярных учителей вспомогательных школ в Германии конца XI - пергой половины XX века. Арно Фукс родился в 1869 году в Айзенахе. Его труды в значительной степени определили характер деятельности немецких вспомогательных школ на протяжении полувека. В 1890 году работал с аномальными детьми в исправительном доме в Йене.
В 1898 году Фукс стал учителем одного из первых вспомогательных классов в Берлине, а в дальнейшем руководил некоторыми вспомогательными школами Германии. Фукс по праву считается одним из основателей «лечебной педагогики». Самый значительный труд Фукса «Умственно отсталые дети, их нравственно-религиозное, интеллектуальное и экономическое спасение» вышел впервые в 1899. Имя А. Фукса и его учение оказались малоизвестными широкому кругу олигофренопедагогов нашей страны. Ни одна из его работ не была издана на русском языке. Умственную отсталость Фукс понимает как всякое отставание в интеллектуальном развитии, сопровождающееся нарушением нервной деятельности. Умственно отсталый, по его мнению, непременно имеет своеобразие и в физическом развитии. Хотя умственно отсталый никогда не достигнет уровня развития нормального ребенка, все же он располагает значительным потенциалом в психическом и физическом развитии, способностями к обучению и к производительному труду. В зависимости от образовательных возможностей Фукс выделяет среди умственно отсталых следующие группы: 1. Дети с глубокой умственной отсталостью. Такие дети могут усвоить лишь начатки чтения, письма и счета и самый элементарный круг представлений. Они нетрудоспособны. 2. Дети со средней степенью умственной отсталости. Они могут усвоить лишь программу средних классов вспомогательной школы. Они способны к познанию окружающего мира на уровне конкретного мышления. Эти дети могут трудиться под надзором. 3. Дети с легкой степенью умственной отсталости. Эти дети полностью овладевают программой вспомогательной школы. Им доступны и элементы абстрактного мышления. Со временем они оказываются в состоянии работать и быть полезными членами общества. Фукс ратовал за разработку особой, отличной от общей педагогики, - педагогики вспомогательной школы, где ведущим должен быть принцип воспитывающего обучения. Фукс считал, что при разработке специальной педагогики не следует забывать о том, что развитие умственно отсталых подчиняется единым законам развития человека. Задача специальной педагогики состоит в поисках таких методов и приемов, которые содействуют естественному ходу развития умственно отсталого ребенка. Самой значительной помехой на пути развития умственно отсталого ребенка является постоянно испытываемое им чувство неполноценности. Поэтому основная специфика специальной педагогики - в том, что она должна быть направлена на пробуждение у ученика вспомогательной школы веры в свои силы, стремления к совершенствованию, к прекрасному. Специальная педагогика должна свести на нет эгоизм и стремление к одному лишь материальному благополучию. Успех в решении этой важнейшей задачи специальной педагогики, по мнению Фукса, во многом зависит от длительности педагогической работы с умственно отсталыми воспитанниками. Он считает, что организованное воспитание и обучение умственно отсталых надо осуществлять до 18 лет, т. е. до завершения формирования всех качеств личности. Литература: Х.С.Замский "Умственно отсталые дети"
|