Классификация слабоумия Эмиля Крепелина по анатомо-физиологическим и этиологическим признакам.
Эмиль Крепелин (нем. Emil Kraepelin; 15 февраля 1856 - 7 октября 1926) — немецкий психиатр.
Был профессором психиатрии в Гейдельберге. Закончил медицинский факультет в Лейпциге в 1877 году, в 1886 был приглашён на кафедру душевных и нервных болезней в Дерптский университет и возглавил университетскую клинику на 80 мест. В 1891 г. вернулся в Германию. С 1891 г. — профессор Гейдельбергского университета, а с 1903 - Мюнхенского университета. С 1922
г. работал в Мюнхенском институте психиатрии. Он писал очень много,
преимущественно по клинической психиатрии и экспериментальной
психологии, в которой был учеником Вундта. В 1883 г. выпустил краткий учебник душевных болезней, который уже в 1893 году
вышел 4-м изданием в значительно увеличенном размере (был переведён и
на русский язык). Его учебник «Psychiatrie» (1910—1915) выдержал
множество изданий и был переведен на многие языки.
Эмиль Крепелин в 1915 году «объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития» и ввел термин олигофрения (от греч. «малоумие») для обозначения врожденных болезненных состояний.
Этиологию этих состояний Крепелин видит в наследственном выраждении или повреждении зародыша, а также в болезненных процессах, которым подвергся мозг в эмбриональном периоде развития.
Крепелин придерживался традиционной классификации олигофрении по степени дефекта: идиотия, имбецильность, дебильность.
Хотя Крепилин правильно понимает, что слабоумие – это не просто отставание от нормального развития, а своеобразное, патологическое развитие, он отдает дань психологическим концепциям своего времени и ошибочно считает, что критерием той или другой степени дефекта служит мера соответствия патологического развития нормальному.
Надуманность этой классификации очевидна. Исходя из эих позиций, Крапилин безосновательно приравнивает идиотию к состоянию нормального ребенка от 1года до 6 лет, имбецильность – состоянию до 14-летнего ребенка, дебильность – возрасту 14-18 лет. При этом он считает, что эти степени отставания могут быть более точно установлены по методу Бине и Симона.
В качестве самостоятельных форм олигофрении Крепилин выделяет монголизм и инфатилизм. Учение Крепилина дало толчок для последующих исследований слабоумия как формы врожденной задержки психического развития.
Замский, Х.С. Умственно отсталые
дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до
середины XX века/Х.С. Замский - М.:"Академия", 2008
|