Анализ литературных источников показывает, что в целях контроля результатов воспитания и образования элементы педагогической диагностики применялись во всех педагогических системах с древнейших времен до наших дней.
Китайские экзамены в системе общественных служб, проходившие более чем за тысячу лет до Рождества Христова.
Введение экзаменов для приема на государственную службу в период между 1790 – 1870 годами.
Введение школьных аттестатов примерно с середины 19 века с отмеченной в них успеваемостью.
Появление тестов школьной успеваемости приблизительно в 1864 году.
Шкалированные книги Джоржа Фишера.
Таблицы для проверки знаний орфографии, а также для изучения эффективности дидактических приемов.
1908 год. Публикация первого теста по арифметике Торндайка Стоун.
1914 год. Тестовый бум. Многие отечественные ученые приняли участие в разработке и совершенствовании диагностических методик. Педагогическая диагностика в этот период осуществлялась преимущественно традиционными методами опроса и анализа контрольных заданий. В этот период разрабатываются диагностические методики для определения особенностей интеллектуального развития детей (Э. Нейман, А. Нечаев и другие), комплексные программы психолого-педагогической характеристики учащихся (А. Ф. Лазурский, Р.И. Россолимо и другие). Широко используется анкетирование. Диаг-ностические методики внедряются в систему образования.
20 – 30 годы являются плодотворными для тестирования. Этому периоду характерна эпидемия тестового творчества. Приверженцы тестологических измерений причисляли педагогически запущенных, социально обездоленных детей к категории дефективных ”дебильных”. В результате такие дети безосновательно направлялись в специальные учреждения, что калечило судьбы очень многих. Тестированием начали заниматься люди, совершенно неподготовленные к этой деятельности, не компетентные, без должной квалификации. При тестировании результаты оказывались недостоверными. В нашей стране в этих условиях было принято известное постановление ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». На 40 лет остановлена практика массового тестирования.
30 – 50 годы в практике педагогической диагностики не происходило ни-каких существенных изменений.
50 – 60 годы появляются «качественные тесты» в патопсихологии (С.Я. Рубинштейн), нестандартизированные «пробы» в нейропсихологии (А.Р. Лурия) и другие. Поиски оперативных форм управления коррекционным процессом возрождают широкий интерес к методам диагностики.
1967 год. Международная конференция в Берлине – новый толчок развитию тестов.
1968 год. Ученый Каргхайнц Ингенкамп предложил термин «педагогичеcкая диагностика»
1980 год. Количество тестов и анкет возросло до 222.