Историческая справка. Появление термина «слабоумие».
Историческая справка. Появление термина «слабоумие».
По свидетельству Ю.Каннабиха, первые попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям сделаны в YI веке до н.э.
Пифагор (580-500 до н.э) высказал мысль, что ум помещается в головном мозге, а чувства – в сердце. До этого считалось, что умственные способности человека сосредоточены под диафрагмой, на границе грудной и брюшной полостей. Последующие исследования в области медицины уже не отходили от «мозговой» теории, а продолжали ее развивать. Гиппократ (460-377 до н.э) с деятельностью мозга связывал не только природу рассудка, но и природу эмоций. В период раннего и особенно позднего средневековья (Y-XIYв.в) на пути развития науки и культуры встала церковь. Врачи подвергаются репрессиям за новые взгляды мировоззрения, что наносит вред ходу прогрессивных мыслей. Мартин Лютер (1483-1546) и Джо Кальвин (1509-1564) - протестантские реформаторы советовали сажать слабоумных в тюрьмы и бросать в реки. В славянских государствах на слабоумных (юродивых) смотрели как на «божьих людей» и «блаженных». Служители славянского православия призывали относиться к слабоумным с жалостью, доказывали, что эти дети нужны в интересах людей и бога, предоставляли верующим творить милость во имя бога, инициировали создание приютов, убежищ, благотворительных обществ и т.д. Ф. Платтер (1537-1614 г.г.) в книге «Наблюдения» (1614), «Медицинская практика» (1625) дает первую классификацию душевно-больных, выделяя четыре группы. Для олигофренопедагогики наиболее значимы первая и третья группы. Первая группа – лица с разными степенями нарушения интеллекта, памяти, воображения. Данные нарушения приводят к потере способности осуществлять суждения, быть критичными, правильно оценивать обстановку. Третья группа – лица с врожденным помешательством – глупостью. У детей данной группы наблюдаются тяжелые нарушения речи или от-сутствие речи. Наблюдаются физические недостатки. Дети непослушны и упрямы. Ф. Платтер первый психиатр, который среди душевных заболеваний выделил формы, которые характеризуются стойкими нарушениями интеллекта. В дальнейшем эти формы стали называться слабоумием. Информация подготовлена на основе материалов Х.С.Замского «Умственно-отсталые дети» НПО «Образование» 1995