Задержка психического развития (ЗПР) - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка
Заикание - нарушение темпа ритмической организации речи. Осн. признаки З.: возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Речь становится прерывистой, появляются вынужденные паузы, повторы, изменяются сила, высота и тембр голоса.
ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901- 1977), педагог, психолог, дефектолог, д.ч. АПН (1955), д-р педагогических наук (1943). С 1929 вёл научно-исследовательскую работу в Москве: в НИИ дефектологии (1929-51; в 1944-47 директор), в НИИ теории и истории педагогики АПН (1951-77). Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях различных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов изучения общего развития учащихся как средства результативности педагогических нововведений. Под руководством З. создана (середина 60-х гг.) новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей.
Запоминание - один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память.
ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович (1905-81), психолог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1959), профессор (1960). С 1931 в Харькове в Психоневрологической академии; в педагогическом институте (с 1938 зав. кафедрой). В 1943-60 в МГУ; в 1944-60 зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 директор НИИ ДВ. В 1965-67 академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-81 член президиума АПН. Разрабатывал проблемы общей и детской психологии; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Ввёл в дошкольную педагогику понятие "амплификации" (обогащения) - развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности.
Запредельное торможение - развитие процессов торможения при достижении силы раздражения критической, биологически допустимой границы.
Запущенность педагогическая – устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.
ЗЕМЦОВА Мария Ивановна (1903-94), тифлопедагог, д-р педагогических наук (1958). С 1952 в НИИ дефектологии АПН СССР. Под руководством и при участии З. разработаны научные основы системы образования, методы обучения и трудовой подготовки детей с нарушениями зрения. Труды по психолого-педагогическому изучению слепых и слабовидящих детей.
«Зеркальное» письмо – расстройство письменной речи: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале, обусловленное недостаточностью развития пространственных представлений. У школьников зеркальное письмо встречается на первоначальном этапе обучения письму и легко преодолевается. У детей с более выраженным, органически обусловленным нарушением пространственных представлений явления «зеркальности» в письме имеет более стойкий характер.
Зона ближайшего развития - расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). Понятие введено Л.С. Выготским. З.б.р. свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на З.б.р., что характеризует высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения
Зонды логопедические - инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.
ЗЫКОВ Сергей Александрович (1907- 1974), сурдопедагог, д-р педагогических наук (1961). Разработал дидактическую систему школы глухих на основе обучения словесной речи по принципу формирования речевого общения и использования предметно-практической деятельности учащихся.