Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 03:40 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Словарь » Словарь

С
  • Самоанализ педагогический - процесс и результат рефлексии педагогом собственной деятельности с целью её улучшения.

  • Самовнушение (аутосуггестия), процесс внушения, адресованный самому себе, один из приёмов самоуправления личности. Широко применяется в спортивной педагогике; в психотерапии; при обучении иностранным языкам; при самовоспитании. С. может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное С. сопровождается самоинструкциями, мысленным воспроизведением определённых ситуаций и в значительной степени зависит от возможностей воображения личности. Непроизвольное С. характеризуется некритическим отношением личности к собственному поведению, взглядам, оценкам, отсутствием сомнения в их правильности.

  • Самовоспитание - сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчётливо начинает проявляться в подростковом возрасте. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. С. становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у юношей и девушек появляется ярко выраженная потребность в С. интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и социальными ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Уровень С. - результат воспитания личности в целом.

  • Самоконтроль - сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Становление С. - один из центральных механизмов социализации; оно связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразования этих норм во внутренние механизмы саморегуляции.

  • Самонаблюдение - метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. С. - субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психологическими особенностями наблюдающего. Оно никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе С. человек стремится не только отметить некоторый факт, но и дать ему соответствующее объяснение.

  • Самосознание - осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления.

  • Сангвиник - характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи; стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен, эмоции преимущественно положительные.

  • СЕГЕН (Seguin) Эдуард (1812-80), французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики. С 1839 руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). В 1841 организовал частную школу-пансион для детей с умственной отсталостью. С 1848 в США; создал первые в этой стране учреждения для лиц, страдающих слабоумием. Автор медико-педагогической системы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в тяжёлой степени.

  • Сегментация - дробление общества  на ряд групп, конфликтующих между собой.

  • Сезонное аффективное расстройство — сильная депрессия, возникающая осенью или зимой.

  • Семиотика - наука о знаках и знаковых системах.

  • Семья -  основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. С. является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно С. выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.
  • Сензитивный возраст – возраст оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности (восприятия, памяти, речи и др.) обучения и воспитания.

  • Сенсомоторика - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

  • Сенсорное воспитание (от лат. sensus - чувство), целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому С.в. часто выступает исходным звеном умственного воспитания. С.в. создаёт основы умственного развития, эстетического воспитания. В процессе С.в. подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

  • Сентиментальность — склонность к легкому возникновению растроганности, расчувствованности.

  • СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829- 1905), естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии; поч. академик Петербургской АН (1904; ч.-к. с 1869). В 1860 возглавил кафедру физиологии в Медико-хирургической академии в С.-Петербурге, где вскоре организовал физиологическую лабораторию - одну из первых в России. В 1871-76 зав. кафедрой физиологии в Новороссийском университете (Одесса). В 1876-88 профессор Петербургского университета.

  • СИКОРСКИЙ Иван Алексеевич (1842-1919), психолог, психиатр и педагог, д-р медицины (1873). С 1881 профессор кафедры нервных болезней Киевского университета. В 1912 основал в Киеве Фребелевский институт (Институт детской психологии). Был председателем киевского Фребелевского общества. Редактор журнала "Вопросы нервно-психической медицины" (с 1896). Автор многочисленных трудов по различным проблемам психологии, педагогики, медицины. С. принадлежат первая отечественная экспериментальная работа в области педагогической психологии ("О явлениях умственного утомления детей школьного возраста", 1878-79), первое в рос. науке систематическое исследование, посвящённое развитию ребёнка в первые годы жизни ("Воспитание в возрасте первого детства", 1884). С. развивал идеи К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка.

  • Симптом - признаки свидетельствующие об изменении нормального функционирования организма.

  • Синдром – комплекс симптомов, которые характеризуют   болезненное состояние организма.

  • Синдром Дауна - патология аутосомальной хромосомы, проявляющаяся умственной отсталостью и характерными внешними особенностями.

  • Синдром лобной доли - изменения в поведении, обусловленные повреждением лобных долей головного мозга. Наблюдается снижение самоконтроля, предвидения, творческой активности и спонтанных действий, которые могут проявляться повышенной раздражительностью, эгоизмом и отсутствием заботы об окружающих.

  • СИНДРОМ УШЕРА, наиболее известная и часто встречающаяся причина слепоглухоты в подростковом и зрелом возрасте. Синдром назван по имени Ушера (Usher) - голландского врача, подробно описавшего заболевание в 1914. Встречается у 3-6% людей, с детства имеющих нарушения слуха. Характеризуется врождёнными нарушениями слуха различной степени и прогрессирующей пигментной дегенерацией сетчатки, приводящей к постепенному сужению полей зрения и слепоте. У одних людей зрение заметно ухудшается уже в подростковом возрасте, у других - после 40 лет и позже. Выявление детей с С.У. и оказание им своевременной психолого-педагогической помощи - особая проблема специальных школ для детей с нарушениями слуха.

  • Синкинезия – дополнительные содружественные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным движениям. Патологическая синкинезия проявляется в результате недостаточной дифференцировки моторных центров (у детей наблюдаются содружественные движения губ, языка, руки при письме).

  • Синтез (от греч. synthesis - сочетание, составление), соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). С. - одна из осн. мыслительных операций. Целостность - характерная особенность восприятия; понятие формируется путём синтезирования отдельных существенных признаков предметов и явлений; С. включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи); на основе С. происходит объединение компонентов в процессе формирования двигательного навыка. С. неразрывно связан с анализом и не существует отдельно от него, а также с обобщением, систематизацией, сравнением, вместе с которыми составляет логический аппарат мышления.

  • Систематизация (от греч. syst:ema - целое, состоящее из частей), мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид С. - классификация, т.е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К С. приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами (например, в курсе истории), выделение осн. единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. С. предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение.

  • Ситуативный – обусловленный данной ситуацией.

  • Скандированная речь – это нарушение ритма речи, речь по слогам, вследствие органического поражения центральной нервной системы или неправильного обучения логопата.

  • СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна (1914-82), дефектолог, педагог, литератор. В 5-летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925-41 воспитывалась в Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря специальному лечению и обучению у С. была восстановлена звуковая речь и она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжала под руководством И.А. Соколянского. С 1948 научный сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произведений, в т.ч. монографий "Как я воспринимаю окружающий мир" (1947), "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир" (1954; 2 изд., 1956; переведена на мн. языки), "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир" (1972).

  • Слабовидение - значительное снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05- 0,2 или выше - 0,3 при значительном нарушении других зрительных функций (конвергенции, аккомодации, поля зрения, глазодвигательных функций и т.д.). К слабовидящим детям относятся также и дети с остротой зрения в пределах 0,4, но имеющие прогрессирующие или рецидивирующие заболевания.С. возникает на фоне глазных болезней и общего ослабления здоровья детей. С. чаще всего связано с аномалиями рефракции - близорукостью (миопия) и дальнозоркостью (гиперметропия).

  • Слабоумие - стойкое нарушение интеллекта, проявляющееся в слабости интеллекта, бедности психики в целом, изменении поведения, утрате ранее приобретённых знаний или трудности приобретения новых. Различают С. врождённое (олигофрения) и приобретённое (деменция).

  • Слепота -  наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений зрения, когда становится невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения и сужения поля зрения. Различают абсолютную (тотальную) С. и практическую С. При абсолютной С. на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Практическая С. характеризуется остаточным зрением, при котором сохраняются светоощущение и цветоощущение.

  • Слепые дети - это дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение - 0,01-0,05 на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

  • Словарный запас ребенка – совокупность слов, понимаемых ребенком и активно используемых в общении.

  • Словарь активный – совокупность слов, которыми данный ребенок постоянно и активно пользуется в ходе общения.

  • Словарь пассивный – запас слов, понимаемых ребенком. Обычно словарь пассивный шире активного.

  • Слухопротезирование - подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним пациентов с нарушениями слуха. Электронные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, изменяют их динамические и частотные характеристики и способствуют более эффективному восприятию речи на слух и на слухо-зрительной основе. При кондуктивной тугоухости (нарушения наружного и среднего уха) могут применяться аппараты костного проведения (закрепляется за ухом), при сенсоневральных нарушениях внутреннего уха - воздушного проведения. Выпускаются аппараты карманного, заушного или внутриушного вида, по способу обработки звукового сигнала выделяются аналоговые и цифровые, по способу настройки - непрограммируемые (настраиваются вручную) и программируемые.

  • Смысловой барьер -  непонимание, возникающее при общении, обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию.

  • Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественному существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. С. характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда - С. чего-либо), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотивационно-ценностным характером, различной степенью (уровнями) ясности.

  • СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич (1889-1960), дефектолог. Принял активное участие в создании системы образования для детей с нарушениями в развитии на Украине. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, занимавшиеся вопросами практической дефектологии. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР (1926). С 1943 работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобретатель специальных технических устройств (читающая машина, телетактор). Разработал (совместно с А.И. Мещеряковым) методику совместной разделённой дозированной деятельности. За достижения в обучении слепоглухонемых С. в 1980 присуждена Гос. премия СССР (совместно с Мещеряковым).

  • Сопряженная речь – одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.

  • Социализация (от лат. socialis - общественный), развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин "С." заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети 19 в., когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге "Теория социализации" (1887) употребил его в значении, близком к современному.

  • Социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

  • Социальная ситуация развития -  характеристика возрастного периода развития, введённая Л.С. Выготским. С.с.р., во-первых, отражает единственное и неповторимое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его социальной средой. С.с.р. определяет объективное место социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые ребёнку обществом. Во-вторых, С.с.р. определяет особенности понимания ребёнком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми, причём ребёнок выражает отношение к своей позиции как приятие или неприятие. С.с.р. ставит на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития личности в данном возрасте. Достижения психического развития ребёнка приходят в противоречие со средой, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой. Вновь возникает противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребёнку и его возможностями. Это противоречие разрешается путём опережающего развития психологических особенностей личности. Т.о., скачкообразное изменение С.с.р. выступает одним из существенных компонентов кризисов возрастных.

  • Социальная фобия — боязнь личных контактов.

  • Социометрия - метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Разработан Я. Морено. Осн. измерительный приём С. - вопрос, отвечая на который в специальной анкете, каждый член группы проявляет своё отношение к другим. Результаты заносятся на социограмму - график, на котором стрелками указаны выборы (отвержения) членов группы, либо в социоматрицу - таблицу, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы, негативный - дезорганизующие тенденции в его поведении. С. охватывает лишь внешнюю сторону групповых отношений. Для более полной характеристики группы необходимо выявить мотивы межличностных выборов, а также развитость специфической системы отношений, характеризующих группу как коллектив.

  • Специальная психология - область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление С.п. происходило в рамках дефектологии.

  • Спонтанный – самопроизвольный.

  • Спонтанная речь – непроизвольная.

  • Способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. В основе способностей лежат врожденные анатомо-физиологические задатки, к которым, прежде всего, относятся особенности нервной системы человека, развивающиеся лишь при определенных условиях в деятельности.

  • Средства обучения - обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К С.о. относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

  • Страсть — сильное, стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

  • Стресс — психофизиологическое состояние крайнего психического (эмоционального) напряжения, имеющего негативные последствия для здоровья человека.

  • Стрессоры — стимулы, приводящие к развитию стресса.

  • Сублимация - один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

  • Суггестия - процесс вербального (словесного) и невербального, эмоционально окрашенного воздействия на психику человека с целью создания у него определённого состояния, порождения некоторых представлений, побуждений к к.-л. действиям. Связана со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развёрнутого логического анализа и оценки в соответствии с прошлым опытом и данным состоянием человека. Содержанию сознания, усвоенному по механизму С., в дальнейшем присущ устойчивый и консервативный характер; оно с трудом поддаётся осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушённых установок". В экспериментальной психологии С. иногда служит приёмом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности. В педагогике предпринимаются попытки использования С. в процессе обучения - т.н. суггестопедия.

  • Суггестивная терапия - форма психотерапии, основанная на применении внушения.

  • Суицид - акт самоубийства.

  • Счастье - понятие, конкретизирующее высшее благо как завершённое, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Понятие "С." многоаспектно. Можно выделить четыре осн. значения понятия С. (В. Татаркевич): 1) благосклонность судьбы, удача, везенье; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами; 4) чувство удовлетворения жизнью.
Категория: Словарь | Добавил: Melanna (12.01.2010)
Просмотров: 3987 | Теги: словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz