Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 04.12.2024, 22:18 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 136
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Словарь » Словарь

Р
  • Работоспособность - потенциальная возможность человека эффективно выполнять к.-л. деятельность в течение продолжительного времени. Различают Р. умственную и физическую.

  • Равенство -  характеристика отношений между людьми как обладателями одинаковых материальных, социальных и духовных благ. Представление о Р. - одна из ключевых социально-нравственных идей, которая исторически возникает как альтернатива социальной обособленности людей, их фактическому экономическому и политическому неравенству.

  • Радость — состояние большого душевного удовлетворения по поводу сбывшихся желаний.
  • Развитие – изменение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления количественных изменений, приводящих к качественным преобразованиям.

  • Развивающее обучение -  направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

  • Развитие моторное - 1) процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон. Проявляется в динамике усложнения двигательных действий, развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков. Р.м. зависит от наследственности, социально-бытовых условий, организации физического воспитания, двигательного опыта, состояния здоровья, типологических особенностей. 2) Уровень развития двигательных качеств и двигательных навыков, достигнутый к определённому возрасту. Сопоставление с возрастно-половыми нормативами позволяет судить об ускоренном или замедленном Р.м. Вместе с развитием физическим является важным критерием биологического возраста. Р.м. необходимо учитывать при приёме в общеобразовательную школу, т.к. его замедление может стать одной из объективных причин возникновения трудностей в обучении.

  • Развитие психическое - становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка. Вопрос об условиях и движущих силах Р.п. долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон и др.), другие приписывали ведущую роль среде (Дж. Уотсон и др.), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом (В. Штерн).

  • Развитие физическое - 1) процесс морфофункциональных преобразований организма ребёнка по мере его роста и развития, проявляющийся в изменении размеров и пропорций тела. На динамику Р.ф. оказывают влияние генетические и средовые факторы, в т.ч. состояние здоровья, условия быта, питание, режим дня и направленность физического воспитания. 2) Количественная мера достигнутого к тому или иному возрасту уровня морфофункционального созревания организма по сравнению с возрастно-половым нормативом. В комплексе с другими показателями применяется для оценки состояния здоровья. Уровень Р.ф. характеризуется антропометрическими (масса и длина тела, окружность грудной клетки, талии, кожно-жировые складки и т.п.), физиометрическими (жизненная ёмкость лёгких, сила кисти) и иными стандартизованными показателями.

  • Раздражительность - повышенная возбудимость, склонность к негативным эмоциональным реакциям в ответ на неадекватные им по значимости ситуации. Р. во многом определяется типом нервной системы ребёнка; она может быть врождённой, наследственно обусловленной особенностью ребёнка или следствием неблагоприятных воздействий (стрессы, инфекции и пр.) в период беременности матери, а также результатом родовой травмы. Р. у маленьких детей выражается в плаксивости, беспокойстве, плохой переносимости малейшего дискомфорта. Для обеспечения нормального развития такого ребёнка необходима организация максимально щадящего режима и образа жизни малыша.

  • Разум и рассудок соотносительные понятия философии. Разум означает ум, способность понимания, осмысления. В ряде философских учений разум - высшее начало и сущность, основа познания и поведения людей. У И. Канта рассудок - способность образования понятий, суждений и правил, а разум - источник метафизических идей.


  • Ранний детский возраст -  период развития ребёнка от 1 года до 3 лет. Для Р.д.в. характерен быстрый темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы).

  • Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.

  • РАТКЕ (Ratke; латинизированная форма фамилии - Ратихий) Вольфганг (1571-1635), немецкий педагог, один из основоположников дидактики. Сторонник природосообразного воспитания. Большинство правил обучения, сформулированных Р., близки к дидактическим принципам обучения Я.А. Коменского, которые тот выдвинул и обосновал почти одновременно с Р. Один из первых поборников звукового способа обучения грамоте на родном языке. Автор учебников и хрестоматий.

  • Рационально - эмотивная терапия — разновидность психотерапии, помогающая людям начать мыслить рационально и научиться избегать негативных эмоций.

  • РАУ Наталия Александровна (1870- 1947), сурдопедагог. Преподавала (1925- 1947) на дефектологическом факультете 2-го МГУ (с 1930 МГПИ им. В.И. Ленина). Автор первого пособия по обучению и воспитанию глухих дошкольников, букварей и учебников для школ глухих. В течение 40 лет осуществляла методическое руководство дошкольными учреждениями, вела консультационную работу с родителями глухих детей.

  • РАУ Фёдор Андреевич (1868-1957), дефектолог, ч.-к. АПН РСФСР (1947). В 1896 открыл в Москве частную школу для глухих и курсы по исправлению недостатков речи. В 1899-1928 директор Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (другое название - Московский институт глухонемых). В 1925-48 зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии 2-го МГУ (с 1930 МГПИ им. В.И. Ленина). Организатор съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи. Один из организаторов высшего дефектологического образования.

  • РАУ Фёдор Фёдорович (1910-77), дефектолог, сурдопедагог, д-р педагогических наук (1960). Сын Ф.А. Рау и Н.А. Рау. С 1933 работал в Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (с 1943 НИИ дефектологии, ныне Институт коррекционной педагогики). Исследования в области обучения глухих словесной речи. Разработал (совместно с Н.Ф. Слезиной) концентрический метод обучения глухих произношению и устной речи.

  • РАШ (Rush) Бенджамин (1746-1813), американский просветитель, общественный деятель, физиолог и психиатр. Известен как "отец американской психиатрии". Профессор Колледжа г. Филадельфия (с 1769), Университета штата Пенсильвания (с 1789). Один из организаторов Пенсильванского общества содействия отмене рабства (1774, президент с 1803). Его работа "Влияние физических причин на моральную способность" (1786) - первый психологический труд на Американском континенте. Автор св. 100 работ по вопросам медицины, философии и др.

  • Реабилитация - 1) восстановление социального статуса человека; 2) восстановление в правах; 3) восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мер.

  • Регрессия - возврат к более примитивным формам поведения и мышления.
  • Релаксация – расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры.

  • Реминисценция - явление, когда воспроизведение заученного со временем не только не ухудшается, а улучшается.

  • Репродуктивный метод обучения (от франц. reproduction - воспроизведение), способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Р.м. называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Р.м. предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

  • Ретроспекция - мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд.
 
  • Референтная группа - социальная группа, по отношении к которой человек чувствует свою принадлежность.

  • Рефлексия - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний.
  • Рефлексология -  направление в русской психологии начала 20 в. Создана В.М. Бехтеревым ("Основы рефлексологии", 1920) под влиянием идей И.М. Сеченова о рефлекторной природе психики, а также развития физиологии. Деятельность человека, сколько бы сложной она ни была, для Бехтерева выступала совокупностью рефлексов ("жизненных атомов"), различающихся по сложности, характеру, особенностям организации. Исходя из этого, задачи Р. он видел в изучении актов поведения личности (т.е. всех её рефлексов) в их опосредованности внешними раздражителями и внутренними нервно-психическими процессами в организме.
  • Рецепторы - нервные образования, преобразующие химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы.

  • Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь является основным механизмом мышления.

  • Речевая карта – основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическую группу.

  • Ригидность - трудность переключения на что-то новое, сопротивление изменениям.

  • Ринолалия  (от греч. rhinos - нос и lalia - речь), нарушение тембра голоса (назальность) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания (кольца) и недостаточной (закрытая Р.) или чрезмерной (открытая Р.) утечки аэродинамической струи воздуха через носовую полость при произношении звуков речи. Различают органическую и функциональную Р. Наиболее серьёзное влияние на развитие произносительной стороны речи детей оказывает Р., обусловленная врождённым несращением губы и нёба. Характерны также задержка в развитии устной речи, нарушение общения, иногда личностные особенности и др. Р. устраняется сочетанием медицинских (хирургическая стоматология, ортодонтия и др.) и логопедических мероприятий.
  • Ритмика (от греч. rhythmos - порядок движения), ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений.
  • РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860-1928), невропатолог и психоневролог. На собственные средства основал и содержал (1911-17) Институт детской неврологии и психологии, который после 1917 передал в дар Московскому университету. С 1917 профессор МГУ; директор Неврологического института им. А.Я. Кожевникова. Труды Р. охватывают широкий круг вопросов неврологии, дефектологии и патопсихологии и имеют большое значение для развития детской и патологической психологии, понимания эмоций, привычек и характера ребёнка, в т.ч. "критических фаз" в его развитии.
  • Рост и развитие - важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост - количественное увеличение биомассы организма за счёт увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие - качественные преобразования тканей и органов многоклеточного организма, которые протекают как за счёт увеличения размеров, так и за счёт дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.
  • Ротацизм - недостатки произношения звука р.

  • РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович - (1889-1960), психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), ч.-к. АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в вузах Одессы, Ленинграда, Москвы. В 1942-45 директор Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО). В 1942 создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 - сектор психологии в Институте философии АН. Осн. труды по философским проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, речи, мышления. Гл. сочинение - "Основы общей психологии" (1940; несколько переизданий; Гос. премия СССР, 1942) - наиболее фундаментальный обобщающий труд по психологии в России в 20 в.
Категория: Словарь | Добавил: Melanna (13.01.2010)
Просмотров: 4948 | Теги: словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz