ЛАГОВСКИЙ Николай Михайлович (1862-1933), сурдопедагог, профессор (1925). С 1884 работал в училищах для глухонемых (Петербургском, Александровском и Мариинском). По инициативе и при участии Л. в Петрограде был создан (1918) Центральный институт глухонемых - первое в России исследовательское учреждение для изучения методов обучения глухих и подготовки сурдопедагогов. С 1919 в Москве; преподавал в педагогических вузах. Труды по истории сурдопедагогики в Западной Европе и России, её теории и методике. Именем Л. названы школы для глухих в Киеве и Вязниках (Владимирская область).
Лабильность - неустойчивое психическое и физиологическое состояние человека.
ЛАДЫГИНА-КОТС Надежда Николаевна (1889-1963), психолог, д-р биологических наук, специалист в области сравнительной психологии. В 1913 осн. Лабораторию сравнительной психологии в Музее эволюционной истории. С 1945 в Институте философии АН СССР. Разрабатывала проблемы предыстории человеческого интеллекта. Наблюдения Л.-К. над жившим у неё молодым шимпанзе и над собственным сыном того же возраста продемонстрировали принципиальное отличие конкретно-чувственного предметного мышления шимпанзе от абстрактного обобщённого мышления человека. Л.-К. также показала некоторое сходство между психикой обезьяны и человека, определяемое единством развития жизни в процессе эволюции организмов.
Латентное обучение - формирование определенных умений и навыков не в ситуации специального обучения.
Латентный период - время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции.
Леворукость - предпочтение левой руки в действиях. Различаются следующие виды Л.: генетически закреплённая (существует ряд гипотез генетической обусловленности Л., однако механизм пока неизвестен), патологическая (компенсаторная), обусловленная пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга, и вынужденная, связанная с потерей, повреждением или заболеванием правой руки.
Левшество - левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Л. возможно в функционировании всех парных органов. Выделяется Л. моторное (рук, ног) и сенсорное (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Человеку присуще различное сочетание моторных и сенсорных асимметрий, которое называется профилем асимметрии. Частота и сочетание разных асимметрий у здоровых людей различны. В детском возрасте значительной проблемой является леворукость.
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-79), психолог, д.ч. АПН СССР (1950). Ученик и последователь Л.С. Выготского. В 1914-31 вёл научную и преподавательскую работу в Москве, в 1931-35 - в Харькове. В 1936-52 в Институте психологии АПН. С 1941 профессор МГУ, с 1945 зав. кафедрой психологии, с 1966 декан факультета психологии. Академик-секретарь отделения психологии (1950-57), вице-президент (1959-61) АПН РСФСР.
Лепет – голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера. В 6-8 месяцев наблюдается многократное повторение слогов: мамама, дядядя и др. при неблагоприятных условиях развития у детей наблюдается позднее возникновение лепета, медленное развитие его или длительный период пользования им. У глухого ребенка лепет постепенно угасает.
Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Л.п. - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Л.п. оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам
Личность - человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В проблематике Л. традиционно выделяются такие аспекты, как многогранность феноменологии Л.; междисциплинарный статус проблемы Л.; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др.
Логопат – человек с дефектной речью.
Логопед – коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей, подростков и взрослых.
Логопедическое воздействие – педагогический процесс с помощью которого осуществляется устранение речевых нарушений. Логопедическое воздействие осуществляется в процессе совместной деятельности педагога и логопата, направленной на освоение знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
Логопедия – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.
Логоритмика – одна из форм активной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Локализация функций – связь физиологических и психических функций с работой тех или иных групп клеток коры головного мозга.
ЛУРИЯ Александр Романович (1902- 1977), психолог, д.ч. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), д-р педагогических (1937) и медицинских (1943) наук. Вёл научную и преподавательскую работу в Казани, Москве и Харькове. С 1945 профессор МГУ (с 1966 зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии). Следуя идеям Л.С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе Л. развивал идею системного строения высших психических функций. В области дефектологии Л. развивал объективные методы исследования детей с нарушениями в развитии. Результаты его исследований послужили основанием для классификации детей с различными формами умственной отсталости, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Л. - создатель нового психологического направления - нейропсихологии, ныне выделившегося в специальную отрасль психологической науки. Автор ряда научно-популярных книг и учебных пособий по психологии.