Капризы - лишённые разумных оснований действия ребёнка, направленные гл.о. на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением.
Катарсис (от греч. katharsis - очищение) - процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты.
КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870- 1943), дефектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. Организовал (1908) в Москве частную школу-санаторий - одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 руководил учреждениями, созданными на базе этой школы, - Домом изучения ребёнка (1918-21), Медицинско-педагогической опытной станцией (1923- 1924). Ректор и профессор Педагогического института детской дефективности (1920-24), с 1928 профессор-консультант по логопедии. Разрабатывал проблемы клинического и психолого-педагогического изучения аномальности ребёнка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и трудных детей.
КЕТТЕЛ (Cattel) Джеймс Маккин (1860-1944), американский психолог, первый в мире профессор психологии (1888). К. первым употребил английское слово "тест" (испытание) в качестве термина, обозначающего психодиагностическую методику. Разработал 50 тестов, включавших измерения чувствительности, времени реакции и т.п.; применял их в созданной им при Колумбийском университете лаборатории (1891) для оценки интеллектуальных способностей. В 90-е гг. провёл ставшие классическими эксперименты по изучению объёма внимания и навыка чтения. Однако в современной психодиагностике показано, что попытки выявлять способности путём измерения элементарных психических функций не оправданы.
Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий коры головного мозга.
Клаустрофобия - страх закрытых помещений.
Когнетивная психология (от лат. cognitio - знание, познание) - психология изучающая структуру и протекание познавательных процессов человека.
Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
Коллективизм (от лат. collectivus - собирательный) - нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплочённости. В социальном и нравственном плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). В теории коммунистического воспитания был провозглашён идейно-нравственным принципом, якобы наиболее соответствующим общественной сущности человека. На самом деле, односторонность К. не позволяет снимать объективные противоречия между личностью и обществом.
КОМЕНСКИЙ (Komensky, Comenius) Ян Амос (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Деятельность К. была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всём мире". Философия К. (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в. Теорию всеобщего универсального образования К. изложил в
"Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849).
Переработанная, расширенная и переведённая на латинский язык
"Дидактика" под названием "Великая дидактика" (1633-38) стала осн.
теоретической базой средней ступени образования.
Коммуникабельность - способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей; коммуникабельный человек - легко устанавливающий контакты, приятный в общении.
Коммуникация – общение. Речь как средство коммуникации.
Коммуникативная функция речи – функция общения, характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию.
Компенсация функций - возмещение
недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной
перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс
компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и
происходит за счёт автоматической перестройки, в которой важную роль
играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в
центральной нервной системе.
Компетенция - круг проблем в которой данный человек обладает знанием и опытом.
Комплекс неполноценности - стойкая уверенность человека в собственной неполноценности как личности.
Комплекс оживления -
эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. К.о.
выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном
оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для
ребёнка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. К.о.
возникает в конце первого - начале второго месяца жизни ребёнка, когда
он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Благодаря К.о.
устанавливается прочная связь ребёнка со взрослым и удовлетворяется его
потребность в общении. Отсутствие К.о. в младенчестве является
диагностическим признаком задержки психического развития у ребёнка.
Конвергентное мышление - мышления, основанная на точном использования усвоенных алгоритмов.
Конгруэнтность - способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их выражать.
Коннотация — эмоции и ассоциации, вызываемые тем или иным словом.
Контаминация - ложное воспроизведение информации.
Конформность - податливость человека давлению группы.
Коррекционная (специальная) педагогика - особая область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии. Становление К.(с.)п. происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления К.(с.)п., как сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. За столетия своего существования К.(с.)п. значительно расширила область своего применения. На современном этапе она обращена не только к детям с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, но и к детям с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями двигательными, ранним детским аутизмом, сложными нарушениями и др.
Коррекционно - развивающее обучение (КРО) - форма дифференциации образования в общеобразовательной школе для оказания помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школьной жизни.
Коррекция – система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.
Корреляционный анализ - статистический метод оценки связи исследуемых признаков или факторов.
Косоглазие - нарушение зрения. Возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции (преломляющей способности глаза), расстройства взаимодействия аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).
Коэффициент интеллекта - (IQ) - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах.